Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.




Кровоточить, плодоносить, каталог, кухонный, августовский, ломота, дремота, квартал, мальчиковый, подростковый, мусоропровод, позвонит, созвонимся, договор, договоры, обеспечение, домовая церковь, домовая книга, занятая аудитория, занятой человек, языковая колбаса, языковые изменения, компас, торты, тосты, банты, мастерски, ходатайство, гастрономия, красивее, новорожденный, овен, сабо, жалюзи, свекла, опека, средство, созыв, бюджетные средства, танцовщица, упрочение отношений, христианин, хвоя, дояр.


 

Задание 2.  Выпишите в первый столбик слова с [чн], во второй – с [шн], в третий – с вариативным произношением [чн] как [чн] и [шн].

[чн] [шн] [чн] и [шн]
Моло[чн]ый коне[шн]о сливо[чн]ый, доп. Устар.[шн]  

 

Скворечник, конечно, молочный, скучно, очечник, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, ячневая, Саввична, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочница, Фоминична, девичник, подсолнечник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, Никитична, спичечный, винтовочный, горчичный, двоечник, командировочный.


Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.

1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей. 4. Давать комплименты женщине необходимо. 5. Раньше черная окраска машин была самой дешевой. 6. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. 7. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 8. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».

 

Задание 4. Объясните значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения.

Абонемент – абонент; адресат – адресант; бережно – бережливо; статут – статус; экономный – экономичный; человеческий – человечный; надеть – одеть; командированный – командировочный; искусно – искусственно.



Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 2. По сведениям из осведомлённых источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 3. Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 5. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 6. Туристов, отдыхающих в Греции, никогда не мучает ностальгия по Родине.

Задание 6. Отредактируйте предложения так, чтобы каждое слово было понятным (подберите русские синонимы к иностранным словам).

1. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 2. Юбиляру подарили модный кейс. 3. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 4. Необходимо придать протесту легитимную форму. 5. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Задание 7. Дайте толкование фразеологизмов, используя Историко-этимологический словарь под редакцией В.М. Мокиенко. Прокомментируйте их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных и т.д.

Ходить с протянутой рукой, без руля и без ветрил, медвежья услуга, на душе кошки скребутся, как собаке пятая нога, дышать на ладан, подвести под монастырь, не в своей тарелке, на мякине не проведешь, сгореть со стыда, вывести из терпения, заговаривать зубы, терять время, тертый калач, стреляный воробей.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в определении рода имен существительных.

Центральное авеню, новая шампунь, красивая тюль, кружевной манжет, женский туфель, настенная бра, дальневосточная лосось, говорящее какаду, быстрое шимпанзе, вкусное салями, наш плацкарт, войлочный тапок, очередное пенальти, вкусное кофе, новая жалюзи, красивый кашпо, вкусная боржоми, наша староста, небольшой бандероль, вместительный бутыль.

 

Задание 9. Раскройте скобки, употребите существительные в нужной форме.

1. Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два (килограммы) (помидоры) и (килограмм) (яблоки). 2. В саду много (вишни), (яблони), (смородина). 3. Сколько же (платья) тебе нужно? 4. После (заморозки) яблоки становятся сладкими. 5. Осенью всегда бывает много (свадьбы). 6. На Черном море много песчаных (побережье). 7. Я оставался в лесу долго: от синих  (сумерки) до полных (потемки). 8. На болоте кружила пара (цапли). 9. Сколько (доли) от наследства ты получил? 10. Рим пал от нашествия (варвары).

Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. Общественность широко готовится отметить юбилей города. 2. Большинство студентов нашего вуза устроилось на практику в престижные фирмы. 3. Рассматривая в музее образцы народной росписи, вышивки, керамики, мне вспомнились русские сказки. 4. Прочитав пьесу, предо мной возникли образы персонажей. 5. Ребята с биофака говорили, что если весной пройти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и чириканье птиц. 6. Мы помним и отдаем дань уважения жертвам борьбы с фашизмом. 7. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 8. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 9. Институт ходатайствует о постоянной прописке в Москве сотруднику Петлак А.И. 10. В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории. 11. Он ушел, написав реферат по истории и когда закончил личные дела. 12. Я придерживаюсь всех тех людей, кто говорит про неподдельную искренность актрисы Елены Кориковой.



Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Ас..оциация, д..прес..ия, дилем..а, дискус..ия, дис..ертация, дистил..ированный, кожан..ый, ил..юзия, ил..юстрация, им..унитет, кол..егия, кол..едж, кол..ектив, кол..онна, комис..ия, брош..ра, ан..отация, кор..упция, сож..леть, б..чевать, прил..жить усилия, обсудить предл..жение, ол..гархия, ор..гинал, п..стулат, пес..имист, прес..а, проф..ес..ия, процес..ия, оп..онент.

Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

 

Гроза

До Новых (Г,г)рязей оставалось еще верст десять а большая (желто)лиловая туча прониза…ая светом молний быстро подвига­ется к нам с (северо)востока. Солнце еще (не) скрытое облаками ярко осв…ща…т ее мрачную фигуру и полосы которые идут от нее (в)бок до самого горизонта. (Из)дали бл…стает молния слыш…тся слабый гул постепе…о усиливающийся пр…бл…жа…щийся и пере­ходящий в пр…рывистые раскаты обн…мающие весь небосклон. (Раскатисто)громкие звуки грозы оглушают нас.

Куда (н…)глянешь везде в природе (не)спокойно. Вот передо­вые облака уже начинают закрывать солнце вот оно выглядыва…т в последний раз освеща…т мрачную сторону г…ризонта и скрыва…тся. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный х…рактер. Вот задрожала осиновая роща стволы пр…гибаются к земле шумят и колебл…тся ветви листья громко шелес­тят и станов…т(?)ся какого(то) (не)обыкнове…ого (бело)мутного света (ярко) выдающегося на (грязно)л…ловом фоне тучи. Стри­жи и белогрудые ласточки как будто с намерением остановить нас летают (на)перегонки впереме…ку (не)ожида…о пролетая под са­мой грудью лошадей. Галки с ра…трепа…ыми крыльями как(то) бо­ком летают по ветру.

Края кожа…ого фартука которым мы заблаговреме…о застег­нулись начинают подниматься пропускать к нам порывы влаж­ного ветра размахиваясь бит(?)ся о край брички. Я(?)стве…о пр…ближа…тся величестве…ый гул который как будто поднима­ясь все выше и выше шире и шире нараста…т и переход…т в оглу­шительный треск заставляющий (не) вольно трепетать и сдержи­вать дыхание.

Колеса верт…т(?)ся скорее и скорее по спинам Василия и Филип(?)а я замечаю что и они боят(?)ся. Бричка шибко катится под гору и стучит по до…атому мосту. Дро…ащие (Ф, ф)илип(?)овы руки вцепились в вож(?)и. Я сижу н… жив н… мертв и с минуты на ми­нуту ожидаю нашей общей погибели.

(А.П. Чехов)

 

Задание 13. Познакомьтесь с системой стилистических помет, которые даются во вводной статье к «Толковому словарю современного русского языка» под ред. С.И. Ожегова. Подберите слова (по 4 примера), представляющие стилистические разновидности лексики: нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную.

Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:

1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;

2) тему, основную мысль текста;

3) основные функции, задачи текста;

4) стилеобразующие черты;

5) языковые особенности текста:

А) лексические, 

Б) фразеологические, 

В) словообразовательные,

Г) морфологические,

Д) синтаксические.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...