Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные концепции менеджмента
Вторая половина ХХ века характеризуется развитием ряда научных подходов к управлению, в рамках которых разрабатываются отдельные направления и концепции. Среди современных концепций менеджмента наибольшую известность получили процессный, системный, ситуационный и количественный подходы. Каждый из этих подходов обладает определенной степенью самостоятельности, но в то же время может рассматриваться во взаимосвязи с другими подходами. Процессный подход Процессный подход был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс, обеспечивающий достижение целей организации управленческим звеном (менеджером) с помощью других людей и представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе также является процессом, очень важны для обеспечения успеха организации. Их называют управленческими функциями (от лат. fuctio – исполнение, совершение). Функции управления –это относительно самостоятельные, специализированные и обоснованные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции. Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от ряда факторов: типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.); размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг); уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний); видов деятельности внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и др. Однако, несмотря на разнообразие процессов управления, в организации существуют однородные виды деятельности. В 1916г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Современные исследователи разработали и другие перечни функций: планирование, организация, распорядительство (или командование) мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень управленческих функций немного отличается от других [26]. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий (процедур). Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. Одна из современных концепций процессного подхода, предложенная М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури [13], рассматривает процесс управления как совокупность четырех взаимосвязанных первичных функций управления – планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения (рис. 2.2).
Кроме того, авторами этой концепции руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, которая предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей. Планирование является важнейшей функцией управления и представляет собой процесс выбора целей и порядка действий, необходимых для достижения этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий (приоритеты) и согласованность действий всех членов организации. Организация - процесс или комплекс мероприятий, направленных на создание структуры и обеспечение эффективного функционирования всей организации. Основным содержанием данной функции является делегиро-вание полномочий и задач (работ). Мотивация - процесс побуждения (самопобуждения) людей к деятельности для достижения целей организации или конкретной личности. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных целей. К числу основных критериев мотивации следует отнести различного рода вознаграждения за конкретный труд, применение моральных стимулов, продвижение по служебной лестнице и др. Контроль - критически важная и сложная функция управления. Успешное достижение задач во многом предопределяется посредством контроля, который является механизмом обратной связи и позволяет органам управления отслеживать эффективность деятельности подчиненных инстанций. В ходе контроля руководство устанавливает, достигает ли организация своих целей. Коммуникация является связующей функцией управления, обеспечивающей процесс обмена информацией между людьми и образуя целостность рассматриваемого процесса. К связующей функции управления, используемой фактически на всех этапах управленческого процесса, авторы данного процессного подхода относят также принятие решения. Эта функция является, пожалуй, наиболее важной и неотъемлемой частью процесса, так как она не только составляет основу управления, но и обеспечивает тесную взаимосвязь остальных функций управления между собой. К сожалению, данная функция не отображена авторами рассматриваемого подхода на схеме (рис. 2.2). Существует и несколько иная схема процессного подхода к управлению (рис. 2.3), в котором центральной функцией управленческого процесса является координация [11]. Она осуществляется в целях обеспечения эффективной реализации намеченных планов. При этом главная задача координации – достижение согласованности в деятельности всех звеньев управления. Взаимосвязь функций управления проявляется не только в определенном логическом чередовании, но и во взаимном их проникновении на различных этапах реализации процесса. Например, выполнение практически каждой функции управления требует принятия определенных решений, прогнозирования развития событий, возможной корректировки действий, организационной, координирующей деятельности и т.д. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций, которые более подробно будут рассмотрены в главе 6.
Процессный подход позволяет менеджеру структурировать, а также анализировать управленческие действия в логической последовательности. Однако такой процесс не является простой суммой всех управленческих функций и не отражает взаимосвязь организации с внешней средой.
Системный подход Системный подход базируется на общей теории систем, создателем которой считается биолог-теоретик, профессор Венского университета Людвиг фон Берталанфи (1901-1972гг.). Подходя к биологическим объектам как к организованным динамическим системам, он выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию, основными задачами которой являются разработка математического аппарата для описания различных типов систем и установление изоморфизма (сходства) законов в различных областях знания. Применение теории систем в управлении в конце 1950-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого Дж. Пола Гетти. Системный подход в менеджменте – это способ мышления по отношению к организации и управлению, который рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим её элементам. При этом подходе любая система, объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь. Системный подход помогает руководителям увидеть организацию в единстве всех её составляющих, понять взаимосвязь между отдельными частями организации и между организацией и окружающей средой. Для того чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо определить понятие «система». Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. «Целыми» называются материальные объекты, элементы которых связаны причинно-следственными связями, обладающие собственными закономерностями действий. Части системы, обладающие аналогичными свойствами, называются подсистемами (люди, структура, задачи, технология и др.). Каждую систему можно представить в виде совокупности элементов, состоящих из объекта управления, субъектов (субъекта) управления, каналов прямой и обратной связи между ними (рис. 1.1). Классификация систем, согласно данному подходу, может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной. Кроме основной, системы имеют следующую классификацию: искусственные и естественные; открытые и закрытые; детерминированные и стохастические; жесткие и мягкие. Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер и т.д. Естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник. Открытые системы характеризуются открытым характером связей между средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информацией. Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, семья на Востоке. Разграничение систем на открытые и закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции. Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании. Жесткие системы – это обычные авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы. Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей. Кроме того, системы могут быть простыми и сложными. «Сложная система» - это система со слабо предсказуемыми свойствами, обладающая скрытыми или самостоятельными тенденциями поведения. В практике не редко применяется термин «большая» система. Под «большой» («крупномасштабной») системой будем понимать систему, число подсистем которой очень велико, а состав разнороден. Все социальные организации в рамках системного подхода рассматриваются как сложные системы, которым свойственны следующие признаки: множество элементов; единство главной цели для всех элементов; относительная самостоятельность всех элементов; наличие связей между элементами; целостность и единство элементов структуры; четко выраженное управление. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Системный подход нашел широкое применение в исследовании систем управления организациями. При этом к основным принципам системного подхода следует отнести: целенаправленность исследования; всесторонность исследования; использование системно-блочного абстрактного моделирования; рассмотрение не только объекта исследования, но и его элементов, а также составляющих среды как самостоятельных систем, находящихся в связях и отношениях друг с другом; выявление противоречий, обусловливающих развитие (движение) объекта; единство анализа и синтеза; проверку текущих результатов на соответствие реальности (практике) управления; активность исследования. В основе системного подхода лежат два взаимодополняющих метода позволяющих решить ряд системных задач: системный анализ и системный синтез. Под анализом системпонимается процесс исследования, основанный на декомпозиции системы с последующим определением её статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей среды. Целями анализа системы управления являются: детальное изучение системы и её подсистем для более эффективного использования и принятия решения по их дальнейшему совершенствованию или замене; исследование альтернативных вариантов вновь создаваемой системы (подсистемы) с целью выбора наилучшего варианта. Под синтезом системпонимается процесс их создания или совершенствования. Синтез систем осуществляется путём определения последующего согласования статических и динамических характеристик системы, обеспечивающих в конечном итоге максимальное соответствие создаваемой или совершенствуемой системы поставленным целям исследования. Основными целями синтеза системы управления являются: создание новой системы (подсистемы); совершенствование существующей системы (подсистемы) на основе выявленных недостатков в связи с появлением новых задач и требований. Главная практическая задача системного подхода при решении задач управления состоит в том, чтобы, обнаружив и описав проблему (задачу управления), возникшую во внешней или внутренней среде организации, применить такие методы исследования и обосновать такие дополнительные связи, которые смогли бы обеспечить требуемую эффективность решения проблемы. Из всех методологических концепций системный подход наиболее близок к "естественному" человеческому мышлению. В то же время системный подход объединяет естественнонаучный метод, основанный на эксперименте, формальном выводе и количественной оценке с умозрительным методом, опирающимся на образное представление окружающего мира, качественный анализ и синтез.
Ситуационный подход Ситуационный подход – это методология исследования природы и причинности проблем, вызванных конкретными условиями и обстоятельствами, сложившимися в управлении организацией. Данный подход к управлению был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) в конце 1960-х годов, хотя М. Фоллет ещё в 20-е годы говорила о «законе ситуации». При этом она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний». Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внешние и внутренние переменные, влияющие на организацию. В то же время данный подход не является простым набором предписываемых правил и руководств к действию, это в большей мере способ мышления, позволяющий эффективно решать организационные проблемы. При использовании ситуационного подхода объектами, подлежащими анализу и оптимизации могут быть как система управления в целом, так и отдельные управленческие процессы (функции), методы и стиль управления, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами, научная организация труда, межличностные отношения и групповое поведение и др. В ситуационном подходе сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но данный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Целью ситуационного подхода является увязка конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее успешно. Таким образом, главным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретные обстоятельства (факторы), которые оказывают значительное влияние на организацию в конкретный период времени. Для того чтобы справиться с факторами, влияющими на эффективность управления в различных ситуациях, руководитель должен определить те главные обстоятельства ситуации, от которых зависит деятельность организации. Поскольку существует множество таких факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, то с позиций ситуационного подхода не существует лучшего способа управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившимся условиям. При этом руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно при необходимости оперативно поменять организационную структуру, чтобы сохранить или повысить эффективность деятельности организации. Данный подход требует принятия оптимального решения и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретных ситуациях. Кроме того, ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяют четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации [13]: 1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений; 2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия – как положительные, так и отрицательные – от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации; 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных; 4. Руководитель должен уметь увязать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств. Успех или неуспех ситуационного подхода в существенной мере зависит от третьего шага, который определяет четкое выявление и влияние переменных в конкретной ситуации. Если этого не будет сделано правильно, то невозможно будет определить и применить эффективный метод к сложившейся ситуации. Если же ситуация или влияние переменных будут проанализированы правильно, тогда у руководителя не возникнет необходимости прибегать к догадкам или к использованию метода проб и ошибок для определения рациональных решений организационных проблем. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять причины её возникновения и выработать меры воздействия, в большей мере способствующие достижению целей организации. Однако часто невозможно определить всю совокупность переменных и степень их влияния на деятельность организации. Поэтому эффективные менеджеры, как правило, рассматривают только те факторы, которые наиболее значимы для организации и в наибольшей степени могут повлиять на её успех. Устраняя большое множество малозначимых различий между организациями и ситуациями, опытные руководители сокращают число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности выявления проблем. Конкретный выбор переменных по-разному интерпретируется у разных исследователей менеджмента, но большинство из них сходится во мнении, что существует не более десятка наиболее значимых факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внешних (например, поставщики, потребители, конкуренты) и внутренних (цели, структура, задачи, технология, люди) переменных. В целом, если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Тем не менее, ситуационный подход целесообразно также использовать: в сравнительно часто повторяющихся типовых ситуациях, требующих проведения однотипных операций, когда заранее вырабатываются стандартные процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых, материальных и иных ресурсов на выработку решений. Достаточно лишь идентифицировать реальную ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения; при незначительном отклонении от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью. Для устранения этого отклонения можно использовать, например, методы формальной логики, факторного, функционально-стоимостного и корреляционного анализа или специально разрабатываемые советующие компьютерные программы с нечеткой логикой, и сделать правильные выводы, принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью; при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия правильного решения следует использовать неформальные или логико-интуитивные методы (экспертные, «мозгового штурма» и его разновидностей, синектики и др.). Таким образом, ситуационный подход существенно дополняет и расширяет практическое применение системного и процессного подходов. Кроме того, он является доминирующим при рассмотрении проблем управления в современных условиях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 5956. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |