Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этимология и интерпретация менеджмента как




Научной категории

Этимология или происхождение термина «менеджмент» до сих пор с предельной точностью пока не установлена. На этот счёт у специалистов по истории менеджмента существуют различные мнения.

Считается, что английское слово «management» (менеджмент) происходит от корня латинского слова «manus» – рука, и в переводе на русский язык означает управление, организация, руководство.

Тем не менее, известный немецкий историк И. Шайд предложил свою версию происхождения слова «менеджмент», выводя его из итальянского слова «managgiare» - умение управлять лошадью.

Несмотря на различия в интерпретации данного термина, у них имеется общее сходство, определяющее специфику или искусство управления, в первом случае, людьми, а во втором – лошадьми. Это искусство заключается в умении манипулировать действиями людей или животных таким образом, чтобы они не чувствовали над собой никакого давления или насилия.

Главное в искусстве управления людьми состоит в умении заставить их добровольно подчиняться воле и указаниям руководителя. При этом подчиненные должны вести себя так, как будто действуют по своей инициативе. Принуждение методом «кнута и пряника», рукоприкладство не имеют ничего общего с менеджментом.

Аналогичным образом, грубое понукание непослушной лошади, удары её плетью с целью исполнения воли наездника не имеют ничего общего с искусством верховой езды.

В Древней Греции искусство управления называлось «кибернетикой» и означало управление кораблем. Порядок на греческих кораблях того времени, действительно, представлял собой образец организованной системы управления, которая отличалась четким разделением обязанностей между множеством исполнителей, высокой степенью согласованности и координацией деятельности. От кормчего (главного лица на корабле), матросов и купцов требовались изобретательность, предприимчивость, умение сочетать неустанный поиск нового и чувства риска. Греки на своих кораблях не просто перевозили товары, они распространяли на другие регионы свои ценности, культуру, стиль и методы управления.

По существу, управление на античном корабле является первой моделью рациональной организации мобильного торгового предприятия, образцом малого бизнеса [10].

Менеджмент тесным образом связан с предпринимательством. Предприниматель – это человек, являющийся частным собственником и владеющий определенным капиталом.

В период первоначального накопления капитала успех предпринимателя существенным образом зависел от размеров капитала, который он вкладывал в собственное дело, наличия квалифицированных работников, возможности использования современной для того времени техники и технологии, а в дальнейшем, от умения  выгодно сбывать продукцию, обходить своих конкурентов, ловчить, учитывать психологию, мотивы и предпочтения потребителей продукции.

Когда фирма имеет небольшие размеры, предприниматель самостоятельно управляет ею. Но с ростом масштабов предприятия, расширением управленческих задач у предпринимателя возникает необходимость в привлечении к управленческой деятельности профессионального помощника-менеджера, который по своей сути является наемным работником, а не компаньоном предпринимателя. В его профессиональные обязанности входит искусство руководства людьми, заключающееся в умении эффективно мотивировать и заинтересовывать их для достижения целей организации.

По мнению американского социолога Энтони Джея слово «менеджер» в первоначальном смысле несло в себе оскорбительный оттенок, так как в эпоху зарождения классического капитализма менеджеров воспринимали не только как «заместителей», но и как «мальчиков на побегушках» у собственников предприятий. Э. Джей считает, что слово «менеджер» восходит с тех незапамятных времен, когда владельцы шахт и медеплавильных заводов не могли везде поспевать и осуществлять личный контроль за состоянием дел на своих предприятиях. Поэтому собственники нанимали себе помощников, руководивших, в основном, производственными делами в их отсутствии. При этом на менеджеров, которые в то время могли назначаться даже из рабочей среды, перекладывались самые трудные и неприятные задачи, выполнявшиеся до этого собственниками предприятий.

В настоящее время термин «менеджмент» часто ассоциируется с термином «управление». Это и не удивительно, так как русское слово «управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем слова «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно, об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. При этом адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе организации, занимающейся производственной или коммерческой деятельностью.

Таким образом, термин «менеджмент» применим только к управлению социально-экономическими процессами на уровне деловой организации, действующей в условиях рынка. При этом если речь идёт о государственных органах различного уровня,  в англоязычной версии обычно используется термин «public administration» – государственное управление.

Необходимо также подчеркнуть, что термин «менеджмент» часто соседствует с понятием бизнес, то есть с деятельностью, направленной на получение прибыли посредством производства и реализации той или иной продукции или оказания определенных услуг. Поэтому для обозначения сферы управления коммерческими или хозяйственными организациями, часто применяется термин business management (управление бизнесом).

В этой связи, в данном учебном пособии термин «управление» с определенной степенью условности будет использоваться в том же смысловом значении, что и термин «менеджмент».

Объектом менеджмента являются деловые организации, в основе которых лежит реализация «коммерческой идеи», а также решение социально значимых задач. Чтобы считаться организацией, она должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:

наличие в группе, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

наличие, по крайней мере, одной общей цели (желаемого конечного состояния или результата совместной деятельности), которую принимают все члены данной группы;

наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

При этом организации рассматриваются как сложные системы, которым свойственны следующие основные признаки:

множественность элементов (подсистем);

единство главной цели для всех элементов;

относительная самостоятельность всех элементов;

наличие связи между элементами;

целостность и единство элементов структуры;

четко выраженное управление.

Такого рода системы включают сложный комплекс технических, экономических и организационных элементов, весьма разнообразных по структуре и отличающихся различной мерой подвижности, восприимчивости и отзывчивости к управленческим воздействиям.

В упрощенном понимании менеджмент тесным образом связан с умением руководителей добиваться поставленных целей, используя труд, интеллектуальные способности и мотивы поведения других людей.

Понятие менеджмента как научной категории в современных условиях рассматривается на концептуальном и прикладном уровнях.

Как научная дисциплина «Менеджмент» представляет собой отрасль научных знаний, изучающих различные аспекты теории и практики управления организацией.

Наука менеджмента должна основываться на знании экономических законов общества, закономерностях развития общественного производства, учитывать их действие в процессе управления.

Цель науки менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное формирование систем и процессов управления, бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности организаций.

Основными задачами менеджмента как науки являются разработка, обоснование и уточнение общей и специфических концепций управления (основополагающих взглядов, идей, научных терминов или категорийного аппарата управления; законов, закономерностей и принципов управления; научных подходов, форм и методов управления и т.п.) в целях обеспечения эффективного функционирования систем управления производственных и коммерческих организаций.

     Менеджмент как отрасль научных знаний постоянно развивается и имеет тесную взаимосвязь с фундаментальными и прикладными науками.

     К фундаментальным наукам, непосредственно взаимодействующим и оказывающим большое влияние на формирование и развитие данной науки, относятся: экономические и гуманитарные науки; системология; естественно-физические науки; а также технические, биологические и геоописательные науки.

Важнейшими прикладными отраслями науки, тесно взаимосвязанными с рассматриваемой дисциплиной, являются кибернетика, теория исследований операций, системотехника,  системный анализ и др.

В практическом аспекте менеджмент - это управленческая деятельность в сфере рыночного производства или коммерции, осуществляемая с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли.

При этом важнейшей задачей практического менеджмента является организация производства товаров и оказания услуг с учетом потребительского спроса на основе имеющихся ресурсов организации.

К задачам менеджмента также относятся:

определение конкретных целей развития организации;

анализ внешних и внутренних факторов среды организации;

разработка и реализация стратегии развития организации;

выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

постоянный поиск и освоение новых рынков;

стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

осуществление контроля за эффективной деятельностью организации и др.

Таким образом, менеджмент является важнейшей сферой деятельности организаций. Поэтому его постоянное совершенствование обусловлено объективной необходимостью развития общества.

 

Диверсификация менеджмента

Теория и практика управления имеет тенденцию к усложнению по мере ускорения научно-технического прогресса, роста масштабов деятельности компаний, совершенствования технологий и повышения производительности труда персонала. Следствием этого является  диверсификация менеджмента –  расширение и обособление различных аспектов управления в соответствии с новыми достижениями в сфере управления и расширяющейся спецификой управленческого труда.

По признаку диверсификации и специализации управленческой деятельности в настоящее время различают общий и функциональный (или специальный) менеджмент (рис. 1.2).

Общий менеджментнаправлен, прежде всего, на изучение и раскрытие основополагающих  аспектов теории и практики менеджмента организации в целом, а также её структурных подразделений без учета специфики их деятельности.

К такому виду научной и практической деятельности относятся: уточнение понятийного аппарата, раскрытие научных подходов, выявление и научная интерпретация механизмов действия объективно существующих в сфере управления законов и закономерностей, а также принципов, технологии, форм и методов управления, уточнение (оптимизация) различных функций, реализуемых менеджерами в процессе  управления и т.п.

При этом важнейшими разделами общего менеджмента являются: методологические основы менеджмента; эволюция, проблемы и тенденции современного развития менеджмента; среда организации и организационные структуры менеджмента; характеристика менеджера как субъекта управления; технология менеджмента; групповая динамика; управленческая этика; эффективность менеджмента и др.

Эти разделы подробно рассмотрены в последующих главах данного учебного пособия.

Функциональный менеджмент призван отражать специфические аспекты теории и практики управления, связанные с определенными сферами (направлениями) деятельности хозяйственных организаций и их звеньев.

Не случайно, поэтому в современном менеджменте выделяют отдельные его виды или специфические направления управленческой деятельности, некоторые из которых рассмотрены ниже.

 

Стратегический менеджмент – это область знаний и профессиональной управленческой деятельности по постановке и реализации долгосрочных целей и стратегий, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с её окружением в условиях повышенной нестабильности и неопределенности окружающей среды.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

в каком положении фирма находится в настоящее время?;

чего она хочет достигнуть (в каком положении находиться в будущем)?;

каким образом достигнуть желаемого результата?

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию, или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное распределение ролей основных участников рынка.

Операционный менеджмент – это область знания и вид управленческой деятельности, направленной на разработку и практическую реализацию краткосрочных (среднесрочных) целей организации путём рациональной организации производства товаров или оказания услуг.

Целью операционного менеджмента является максимальное использование потенциальных возможностей организации по удовлетворению потребностей населения в производимой продукции (оказываемых услугах) и обеспечение конкурентоспособности фирмы на рынке.

Процесс операционного менеджмента предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по совершенствованию системы и процессов управления как в организации в целом, так и в её структурных подразделениях.

Производственный менеджмент формирует систему знаний и практические аспекты управления, касающиеся построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта выпускаемой продукции и технического обслуживания производства.

Торговый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности по выбору организационно-правовых форм деятельности торгового предприятия, оптимизации торгово-технологических процессов, улучшению качества обслуживания покупателей.

Торговый менеджмент призван обеспечить согласованную и целенаправленную работу персонала торгового предприятия для оптимального достижения целей организации в условиях конкуренции.

Инновационный менеджмент – это область знаний и особый вид профессиональной управленческой деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей организации на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма управления.

Инновационными целями могут быть требования о создании нового продукта, переходе на новую технологию, подготовке новой услуги, переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру и т.п. Поэтому инновационное управление представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.

Финансовый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности, направленный на формирование и регулирование всех финансовых процессов, включая инвестиции.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение устойчивости, надежности и эффективности управления финансовыми средствами деловой организации.

Менеджмент персонала – область науки и специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы.

Современные концепции управления персоналом основаны, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой – на концепции всестороннего развития личности, теории и практике человеческих отношений.

Международный менеджмент – это область знаний и управленческая деятельность, направленные на обеспечение рациональной организации и руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей – экспорте, импорте, обмене технологиями, совместных предприятиях, в осуществлении иностранных инвестиций и др.

Маркетинг – это область научных знаний и вид управленческой деятельности, направленные на максимальное удовлетворение потребностей человека и общества в целом посредством выбора целевого рынка, получения, удержания и увеличения численности покупателей. В числе функций маркетинга обычно называют изучение спроса, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и др.

Риск-менеджмент представляет собой совокупность знаний и специфический вид управленческой деятельности компании по идентификации, анализу, выбору методов, разработке и реализации программы управления риском.

Главной целью системы управления рисками является обеспечение устойчивого функционирования компании в условиях нестабильности, повышенного риска и неопределенности среды организации.

Логистический менеджмент – это область научных знаний и вид управленческой деятельности в сфере производства, движения и хранения материалов, изделий, товаров и оказываемых услуг, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения в целях максимального удовлетворения покупательского спроса.

К специфическим направлениям теории и практики менеджмента относятся также менеджмент качества, антикризисное управление, управление информационными ресурсами, организационный менеджмент, управленческие решения, организационное проектирование, управленческий консалтинг, управление сервисом и др.

Таким образом, общий и функциональный менеджмент в совокупности составляют обособленную и целостную систему научных знаний и практики менеджмента организации.

Для того чтобы управление было эффективным менеджерам необходимо владеть не только определенной системой знаний, но и практическими навыками руководства организациями, размеры которых в современных условиях могут варьироваться в широких пределах (от нескольких человек до сотен тысяч).

 

 

Контрольные вопросы к главе 1

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте различные подходы к определению сущности управления.

2. Какова главная цель управления организацией?

3. Дайте характеристику элементов системы управления.

4. Объясните происхождение термина «менеджмент».

5. Выделите общее и особенное в понятиях «управление» и «менеджмент».

6. Как называлось искусство управления в Древней Греции?

7. Что является объектом изучения менеджмента?

8. Перечислите основные признаки современной организации.

9. Какие задачи призван решать практический менеджмент?

10. Какие аспекты управления отражает общий менеджмент?

11. В чём состоит отличие функционального менеджмента от общего менеджмента?

12. В чём заключается специфика стратегического и операционного менеджмента?

13. Какова специфика инновационного менеджмента?

14. Какие, по вашему мнению, существуют проблемы управления российскими предприятиями в современных условиях?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 545.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...