Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕСтр 1 из 78Следующая ⇒
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Оренбургский филиал РАНХиГС
А.А. ПОПОВ, А.Ф. ГУЗАИРОВА ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие Оренбург – 2012
УДК 338 – 21 (075) ББК 65.291.213 я 73 П 58 А
Рецензенты:
О.Н. Аргунеева– к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Коммерции и организации экономической деятельности» Института управления ГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет», О.Н. Черникова – к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Менеджмента» Оренбургского филиала ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».
А.А. Попов, А.Ф. Гузаирова П 58 А Общий менеджмент: Учебное пособие. – Оренбург: ООО «Руссервис», 2012. –477 с. ISBN
В учебном пособии изложены сущность, эволюция и методологические основы менеджмента, дана характеристика организации как объекта менеджмента, раскрыта технология процесса управления, рассмотрены основные аспекты групповой динамики и этики менеджмента, представлен методологический подход к оценке эффективности системы управления, обобщены современные тенденции развития менеджмента. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», менеджеров организаций всех форм собственности, интересующихся проблемами управления. ISBN
© А.А. Попов, А.Ф. Гузаирова, 2012 © ООО «Руссервис», 2012 Оглавление с. Введение…………………………………………………………………………. 6 1. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ…………... 8 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления………………….. 8 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории….... 12 1.3. Диверсификация менеджмента…………………………………………….. 16 Контрольные вопросы к главе 1…………………………………………........... 20 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………..……... 21 2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента………………....... 22 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента……………….. 22 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента……………………. 28 2.2. Классические школы в управлении……………………………………….. 30 2.2.1. Школа научного управления…………………………………………….. 31 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении……………. 36 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления……………………………….. 39 2.3. Неоклассические школы в управлении……………………………………. 41 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении………………………… 42 2.3.2. Школа поведенческих наук……………………………………………… 45 2.4. Современные концепции менеджмента..…………..……………………... 48 2.4.1. Процессный подход………………………………………………………. 48 2.4.2. Системный подход………………………………………………………... 51 2.4.3. Ситуационный подход……………………………………………………. 54 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод…………………. 57 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента………………………… 61 2.5.1. Американская модель менеджмента…………………………………….. 61 2.5.2. Японская модель менеджмента…………………………………………... 64 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента…………………………….... 68 2.6. Развитие теории и практики управления в России……………………….. 72 Контрольные вопросы к главе 2…………………………………………............ 79 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА…………………… 81 3.1. Законы и закономерности менеджмента…………………………………… 81 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления…………………………… 82 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления…………………. 90 3.2. Принципы менеджмента…………………………………………………….. 97 3.3. Методы управления………………………………………………………….. 100 Контрольные вопросы к главе 3…………………………………………………. 108 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА……………………….. 110 4.1. Организация как управляемая (социальная) система…………….………... 110 4.2. Характеристика среды организации………………………………………… 120 4.3. Типология структур управления организацией…………………………… 128 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления…………………. 128 4.3.2. Типовые организационные структуры……………………………………. 134 4.3.3. Интегрированные организационные структуры ………………………… 148 Контрольные вопросы к главе 4………………………………………………… 160 5. МЕНЕДЖЕР КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………………………... 161 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией……………………………………………………………………… 161 5.2. Личностные и деловые качества менеджера………………………………. 165 5.3. Самоменеджмент…………………………………………………………….. 169 5.3.1. Функции самоменеджмента………………………………………………. 170 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера……. 176 Контрольные вопросы к главе 5…………………………………………………. 181 6. ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.………………………………………….. 182 6.1. Общефункциональный подход к управлению.……………………………. 182 6.2. Решение – универсальная функция управления…………………………… 185 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений……………………….. 186 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений……………………… 191 6.2.3. Этапы процесса принятия рациональных решений……………………… 195 6.3. Коммуникации в управлении………………………………………………... 201 6.3.1. Информация в управленческой деятельности.…………………………… 201 6.3.2. Коммуникационные сети…………………………………………………... 208 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса………………………………. 210 6.4. Прогнозирование……………………………………………………………... 215 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования……………………… 215 6.4.2. Методы прогнозирования………………………………………………….. 218 6.5. Планирование…………………………………………………………………. 222 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования………………….. 222 6.5.2. Целеполагание в менеджменте……………………………………………. 225 6.5.3. Виды и классификация стратегий………………………………………… 236 6.5.4. Стратегическое планирование…………………………………………….. 246 6.5.5. Тактическое планирование………………………………………………… 269 6.6. Организация как процесс управления………………………………………. 275 6.7. Координация………………………………………………………………….. 282 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса…………………... 282 6.7.2. Методы координационной деятельности…………………………………. 288 6.8. Мотивация…………………………………………………………………….. 296 6.8.1. Первоначальные теории мотивации………………………………………. 297 6.8.2. Современные теории мотивации………………………………………….. 300 6.8.3. Содержание процесса мотивации…………………………………………. 306 6.9. Контроль………………………………………………………………………. 309 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему…………………………………………………………………………. 309 6.9.2. Содержание процесса контроля………………………………………….... 315 Контрольные вопросы к главе 6…………………………………………………. 319 7. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА…………………………………………………… 321 7.1. Формальные и неформальные группы……………………………………... 321 7.2. Власть и влияние……………………………………………………………… 325 7.3. Лидерство и стиль управления………………………………………………. 332 7.3.1.Природа лидерства…………………………………………………………. 333 7.3.2. Теория лидерских качеств…………………………………………………. 338 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства……………………………………. 341 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства……………………………………... 350 7.4. Управление организационными изменениями……………………………... 364 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам…………………………………………………… 364 7.4.2. Рационализация организационной деятельности………………………… 372 7.4.3. Совершенствование организационной структуры……………………….. 376 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления……………………………. 379 7.5. Управление конфликтами и стрессами……………………………………… 382 7.5.1. Конфликты в управлении…………………………………………………... 3827.5.2. Управление стрессами……………………………………………………… 3897.6. Развитие организационной культуры………………………………………... 392 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры…………………….. 392 7.6.2. Управление организационной культурой…………………………………. 400 Контрольные вопросы к главе 7…………………………………………………... 403 8. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………………………... 405 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики…………………… 405 8.2. Стиль и манеры делового человека………………………………………….. 409 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений…………………………. 414 8.4. Правила делового общения…………………………………………………… 418 8.4.1. Деловая беседа……………………………………………………………….. 418 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами……………………………………….. 421 8.4.3. Публичные выступления…………………………………………………….. 425 8.4.4. Служебные совещания………………………………………………………. 429 8.4.5. Ведение телефонных переговоров………………………………………….. 433 8.5. Требования этикета к служебному помещению……………………………... 437 Контрольные вопросы к главе 8…………………………………………………… 441 9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………….. 442 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента…………….. 442 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов……………………………………………………... 446 9.3. Понятие об эффективности как научной категории………………………… 453 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления…………. 456 Контрольные вопросы к главе 9…………………………………………………....461 10. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА…………..463 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента……………. 463 10.2. Организационные структуры будущего……………………………………. 470 Контрольные вопросы к главе 10…………………………………………………..474 Список литературы…………………….………………………………………...... 476
Введение В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу профессиональной деятельности, чем управление или менеджмент, от которого в значительной мере зависят эффективность производственной либо коммерческой деятельности, качество обслуживания населения. Управление может быть одной из профессий, приносящих большое удовлетворение или приводящих людей к огромному разочарованию. Управлять другими людьми и делать конкретную работу самому – не одно и то же. Управление предполагает выполнение ряда основных обязанностей, определённую ответственность, а также понимание и осознание поведения людей. Те, кто решил избрать профессию менеджера, должны чётко понимать, что самым сложным, запутанным, а временами приносящим большую радость аспектом работы управленца являются люди. В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. В России пока еще не достигнуто значительных успехов в теоретическом и практическом освоении менеджмента. На протяжении десятилетий монопольного господства командно-административной системы управления сформировалась психология подозрительного отношения к предпринимательству вообще и к менеджменту в частности. Менеджмент с присущими ему принципами децентрализации, автономии, мотивации никак не вписывался в систему командных методов и воспринимался как «заморские чудачества». Сложившаяся система управления выдвигала совсем иной тип руководителей «командиров производства», неукоснительно выполняющих директивы центра и жестких по отношению к подчиненным. В результате у руководителей всех уровней была крайне низкая управленческая грамотность, что явилось одной из основных причин невысокой эффективности процесса реформирования общества и экономики. Переход от плановой экономики к рыночной, желание не только провозгласить, но и реализовать необходимую самостоятельность предприятий в условиях разгосударствления и приватизации, ориентация на развитие потребительского рынка, рост конкуренции между предприятиями различных форм собственности способствовали повышению интереса к опыту управления во всем мире. Менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Современный менеджмент включает две неотъемлемые части: теорию руководства и практические способы эффективного управления, или искусство управления. Предметом курса «Менеджмент» является изучение теории и практики управления хозяйственной деятельностью организаций. Основная цель изучения курса: сформировать целостную систему знаний о теории и практике управления современными организациями. Задачами учебной дисциплины «Менеджмент» являются: дать студентам минимум теоретических знаний о сущности, содержании и методологических основах менеджмента, его организационных структурах, основах процесса управления в коллективах; научить студентов экономически правильно оценивать управленческий потенциал предприятия, анализировать факторы, влияющие на его деятельность, проводить анализ и оценку эффективности управленческой деятельности. Изучение менеджмента – это необходимое условие формирования современного менеджера – профессионала. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |