Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности
Наиболее распространенными методами исследования моти-национных образований личности являются интервью, опросники (Магомед-Эминов М.Ш., 1988; Пугачев В.П., 2000; Ядов В.А. и др.)- Опросники, направленные на определение выраженности «мотивации достижения успеха», «мотивации избегания неудач», «готовность к риску», можно найти в публикациях (Психологи-ческие аспекты..., 1997, с. 201 — 203, 361 — 362, 363 — 366). Разработаны процедуры ранжирования ценностей в соответ-ствии с методикой М.Рокича (Ядов В. А., 1967, 1979; Психологи-ческие аспекты, 1997, с. 261 — 267). Однако эти методы не вполне пригодны в ситуации аттестации, набора персонала, так как респонденты могут рефлексирорать социально-желательные ответы. Для этих целей больше подходят методы косвенной оценки мотивационных образований личности, например оценка производственных ситуаций (Ядов В. А., 11979), наблюдение за поведением работников. Применяются и рроективные тесты, например методика X. Хекхаузена, постро-енная как модификация «тематико-апперцептивного теста» (Хек-хаузен X. 1986; Магомед-Эминов М.Ш., 1988). Проективные методы дают возможность получать весьма ценную информацию, но эебуют специального освоения процедуры контент-анализа. Полезной и доступной психологам-практикам является мето-дика И. Г. Кокуриной — «Словарь», позволяющая на основе про-щедуры попарного сравнения утверждений выявить преобладаю-щие мотивационные ориентации личности (преобразовательный (мотив, коммуникативный, утилитарно-прагматический, кооперативный, конкурентный, мотив достижения) (Кокурина И. Г., 1990). Тест состоит из трех частей, предлагающих испытуемому выбрать подходящее определение терминов (деньги, коллектив, труд). Методика оказалась вполне пригодной для исследования таких тонких моментов, как манипулятивные установки в структуре деятельности менеджера (Бедненко А. В., 2003). Близкой по замыслу и процедуре, но разработанной специально для исследования ценностных ориентации руководителей, является методика Т.С.Кабаченко(2003). Для выявления особенностей смысловой сферы личности используются «тест смысложизненных ориентации» (Леонтьев Д. А., 1992), «методика предельных смыслов» (Леонтьев Д.А., 1999). Эмоциональные компоненты смысловой регуляции трудовой деятельности и соответствующие структуры профессионального опыта могут быть выявлены и сопоставлены у разных работников с помощью психосемантических методов, метода клайк-анализа (см. гл. 2). Полезные методические средства по диагностике моти- 111 вационных образований работника представлены в «Практикума по психологии менеджмента и профессиональной деятельности (2001), а также в книге для психологов-практиков и менеджеров по персоналу «Психологические аспекты подбора и проверки пер- сонала» (1997). Вопросы и задания 1. Каковы возможные виды побуждений в труде? 2. Какие эмоциональные переживания может порождать труд? Что 3. Как связаны степень удовлетворенности трудом и эффективность! 4. Можно ли влиять на мотивы труда через проектирование работы? 5. Что такое потребность, каковы основные виды потребностей чело 6. Чем отличается мотив от стимула? 7. Как соотносятся понятия мотива и смысла в трудовой деятельности? 8. В чем суть теории потребностей А. Маслоу и каково ее значение для 9. Какие группы факторов труда исследовал Ф. Герцберг?
10. Как результаты эмпирического исследования Ф. Герцберга можно 11. В чем суть теории ожиданий В. Врума и каково значение этой тео- 12. Какими методами можно диагностировать мотивационные обра- 13. Какие факторы влияют на возникновение у субъекта «состояния 14. Какие эксперименты подтверждают эффективность концепции 15. В чем суть Йельского технологического проекта и какие экспери- 16. В чем преимущества и недостатки разделения производственного 17. Какие факторы, влияющие на удовлетворенность трудом молодых 18. Какие психические образования отнесены В.А.Ядовым (1979) к 19. Отметьте в бланке для ответов (табл. 13) предпочтительные облас- 112 Таблица 13. Бланк для ответов Ф.И. О студента
Таблица 14. Перечень теорий мотивации труда
Таблица 15. Области применения теорий мотивации в практике Менеджмента
ГЛАВА 4 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |