Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Маржинальная рев-я: методология и этапы разв-я.




Методология: объект иссл-я – сфера рынка и потр-я, отказались от категории товаров, стали изуч. категорию блага, рассм. хоз-во индивида на микроур-не, усл-ем анализа явл. рац. распр-е ресурсов и рац. поведение индивида, применяют мат-ку и ее язык, метод предельного анализа, рассм. цель жизни индивида – удовл. потр-тей, принцип редкости, субъективно-психологический и внеисторич. подход. Маржинализм (с фр. – дополнит.) – направление эк. теории конца19 века, кот. исп-ет в анализе эк. процессов и законов пред. величины. Марж. рев-ция – переход от концепции кл. эк. школы к неокл. теории (маржинализму). Осн. положения марж-ма: исп-е пред. величин как инст. для анализа эк. процессов, основой изуч. явл. поведение отдельных фирм и понятие потр-ти пок-ля, иссл-е рац. распр-я ресурсов и нахождение оптим. исп-я этих ср-в, гедонизм (жизнь ради счастья). Первый этап: Джевонс – основ-ль матем. школы, Менгер – австр., Вальрас – лозаннской. Этап получил название «субъективного направления» вследствие постановки теории пред. пол-ти товара усл-ем опр-я ценности товара. Недостатки этапа: категория пол-ти товара рассм. как независимая от кол-ва др. товаров, оптим. распред. ресурсов сводилось к максимизации соокупности полезностей для общ-ва в кол-ном выр-и. Второй этап: (90 гг. 19 в), Маршалл (осн-ль кембриджской школы), Кларк (американская школа). Отказ от «субъект. направления», отвержение психологич. аспекта оценки пол-тей вещей. Заслуга маржин-тов: обоснование совместного изучения спроса и предложения (на 1 этапе – спроса, а классики отдавали приоритет проблемам пр-ва), применялось матем. моделирование.

Матеем. школа Фр., модель общего эк. равновесия.

Методология матем. школы: количеств. методы иссл-я, исходят из идеального образца, рассм. рынок соверш. конкуренции и возможность достигать равновесия рынка, сфера обращ-я – решающая, под хоз-ным механизмом понимают совокупность инструментов, позволяющих функционировать, преобл. ч. сектор с конкур. эк-кой, госп. матем. абстракция, акт. исп-е пред. категорий, принцип убыв-я пол-ти, принцип редкости, каждый произв-тель хар-ся ф-цией предложения, а потребитель – ф-цией спроса. Курно: «Иссл-е матем. принципов теории бог-ва» (1838), его интересовала микроэк-ка, ввел понятие эластичного спроса – изм. спроса в ответ на изм. цены, неэластичные товары – пр-ты питания, одеждамодель максимизации прибыли монополистом: в усл. монополии на товар макс. прибыль достигается при рав-ве пред. дохода и пред. издержек. Изменение цены вызывает изм. спроса. Рынок св. конкуренции, признаки: множество произв-лей, пок-лей, рын. цена складывается свободно под влиянием спроса и предл-я, влияние гос-ва минимальное. Тюнен: считал, что затраты любого пр-ва должны осущ., когда доп. пр-т уравнивается с издержками на его пр-во. Госсен: «Эволюция законов человеческого взаимод.» (1854): законы: желаемость блага убывает по мере увелич. наличия блага, рац. потр-е устан. при рав-ве пред. пол-тей совокупности потребляемых благ. Объем потр-я зависит от цены товара и платежеспос. спроса. Обмен – источник прироста полезностей.

Модель общего эк. равновесия Вальраса: общее равновесие предпол. уст-е равнов-я в обмене и пр-ве. Равновесие в обмене зн., что эффективный спрос на производит. услуги равен эффективному предложению производит. услуг. Равновесие в пр-ве озн., что цена каждого пр-та = издержкам на его изгот. Если цена превышает издержки, то предприн. получает сверхприбыль и расширяет пр-во, если ниже – убытки, сокращение выпуска. Цель индивида – максимизация своей пол-ти. Общее эк. равновесие озн., что спрос и предложение на каждом рынке равны. Равнов. цена устанавливается в ходе процесса «нащупывания». На рынке действует аукционщик. Если был избыток спроса, цена повышается, если избыток предложения – цена понижается. Обмен состоится, когда набор цен, объявленных аукционщиком, окажется равновесным. Закон Вальраса: SPiDi=SpiSi (ценность сов. спроса = ценности сов. предложения). Деньги играют пассивную роль. Эта модель статична, абстрактна, не показано влияние НТР, не отр. числ. населения, предпол. инф., кот. дает рынок. 

Австрийская школа. Теория пред. пол-ти.

 Осн. положения австрийской школы: в тр. теории ст-ти внимание сосредоточено на потребит. ст-ти, пол-ти, ввели понятие субъект. пол-ти (основа ценообр-я, значимость вещи для данного человека), заменили термины «стоимость» и «товар» на «ценность» и «эк. благо», применяли принцип монизма – единым основанием цены признавалась пол-сть. Негат. сторона школы – отсутствие связи теории с практикой. Основоположник – Менгер, «Основания политэк.» (1871), микроэк. анализ, разделил блага на порядки (шкала Менгера): блага 1 порядка – насущные блага (потребит.), обеспечивающие удовл. человека, блага более высоких порядков – исп. для пр-ва потребит. благ, блага высшего порядка – ср-ва пр-ва. Ввел понятие субституции – замещение, ликвидность – способность к сбыту. Обмен возникает, когда блага одного субъекта для него менее желательны, чем блага др. индивида. Обмен для них взаимовыгоден, но неэквивалентен. Теория пред. пол-ти: цена товара зависит от субъект. оценок пол-ти (пред. пол-ти), кот. формир-ся участниками эк. процесса. Под пред. пол-тью понимается субъект. оценка индивидуума последней единицы наличного запаса опр. потребит. блага. Пред. пол-ть опр-ся двумя факторами: интенсивностью инд. потр-ти и редкостью кокр. блага. Чем выше интенс-ть потр-ти, тем выше оценка данного блага и его пред. пол-ть. Принцип сниж. пол-ти: ст-ть однородного блага опр-ся наим. ст-тью, кот. обладает посл. ед. запаса. Теория пред. пол-ти действовала в усл. сущ-я совокупности нат. хоз-в и адекватно не отражает реалии товарного капиталистич. хоз-ва.

Истор. школа Герм.

Основоположник истор. школы – Мюллер «Основы искусства упр-я гос-вом» (1809). Три этапа: старая (Рошер, 40-60гг. 19 в)), новая (70-90 гг.), новейшая (1 треть 20 века, Вебер). Сохранялись феод. отн., дворянство – госп. класс, происх. объединение земель. Перед Германией стояла задача – создать нац. пром-ть, т.к. она отстала от мир. рынков. Создали свою школу, выступали с позиции мелкого буржуа, выдвинули идею проведения колониальной политики. Теории ст-ти противопоставили теорию производит. сил, не различали отдельного человека и обществ. хоз-ва. Рошер говорил, что наука о гос-ном хоз-ве явл. политич., нужна, чтобы управлять людьми. Политэк. должна заниматься описанием хоз. жизни людей. Отвергали критику ч.с., возникновением ч.с. человечество сделало шаг вперед. Отрицали тр. теорию ст-ти, утверждая, что ст-ть опр-ся пол-тью предмета, а единств. мерило пол-ти – человек. Прибыль – плата за бережливость и воздержание. Задача нац. политэк. – определение благопр. усл. для развития произодит. сил нации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...