Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственно-политический строй ВКЛ, высшие и местные органы гос. власти и управление ВКЛ (XIV-XVI).




ВКЛ по форме правления в XIV–XVI вв. было феодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, государь. Онкак правило, избирался. После избрания происходила коронация, где ему вручались знаки великокняжеской власти, давались наказы. Затем князь приносил присягу, излагал свою программу деятельности, выдавал привилей (грамоту). Компетенция великого князя была очень широкой: он осуществлял законодательную, административно-хозяйственную и судебную власть; руководил исполнительно-распорядительной деятельностью высших государственных органов власти и управления, возглавлял администрацию, решал вопросы внутренней и внешней политики, командовал вооруженными силами и являлся верховным главнокомандующим, за его подписью выдавались грамоты и другие законодательные акты, владел правом законодательной инициативы, совместно с радой осуществлял высший суд в государстве.
Власть великого князя была ограничена Радой – высшим органом гос власти ВКЛ. В состав ее входили высшие должностные лица государства: великий князь, воеводы, каштеляны, старосты, гетман, канцлер, маршалок земский, а также католические епископы и другие представители высшего духовенства, наикрупнейшие феодалы, которые назывались панами-радой. Все они представляли верхи класса феодалов.
К XIV ст. относится начало созыва более широких собраний –соймов. Соймом назывались также и общие собрания жителей города и поветовой шляхты. Регулярно созываться соймы стали в XVІ столетии. Порядок работы сойма, его компетенция определялись обычным правом. Всойм входили должностные лица, паны-рады, крупные феодалы, а также вся шляхта. Решения выносились, как правило, великим князем и панами-радой.
Сойм рассматривал следующие вопросы:
- избрание великого князя,
- принятие законодательных актов,
- установление новых налогов, взаимоотношения с другими странами,
- вопросы войны и мира,
-рассмотрение уголовных дел и др.
В системе центральных органов гос власти значительную роль играли высшие должностные лица:
маршалок земский- Он был блюстителем порядка и этикета при дворе, председательствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял постановления государя.
Гетман наивысший (ранее воевода) командовал вооруженными силами государства и имел большие полномочия, особенно во время войны. Он имел право наказывать виновных вплоть до смертной казни.
Канцлер руководил работой гос канцелярии, осуществлял контроль за работой писарей и их помощников (дьяков

Подскарбий земский (каморник) был хранителем государственной казны – скарба, заведовал государственными доходами и расходами.
При дворе великого князя сохранялись и другие древние должности: стольник – заведовал обеспечением кухни и сервировкой стола; чашник – распоряжался напитками; мечник – оруженосец великого князя.
Местные органы власти и управления на гос землях создавались в соответствии с административно-территориальным делением ВКЛ. До образования воеводств и поветов отдельные земли ВКЛ управлялись князьями. Главным лицом в воеводстве был воевода. Он возглавлял административно-хозяйственные, военные и в значительной степени судебные органы на территории воеводства. Свое руководство воевода осуществлял при участии местных рад и соймиков, куда входили наиболее влиятельные феодалы.
В основные обязанности воеводы входили:
-поддержание феодального порядка на территории воеводства,
-общее руководство эксплуатацией всех источников государственных и великокняжеских доходов, - организация вооруженных сил воеводства, исполнение правосудия.
Главой администрации в повете (уезде) был староста, назначаемый государем и радой из числа крупных феодалов. Властные полномочия старосты на территории повета были примерно такие же, как и у воеводы. Староста обязан был следить за порядком на вверенной ему территории, контролировать состояние хозяйства гос. поместий и поступление гос. доходов. В случае военной опасности он собирал военное ополчение.
Рассматривая структуру и деятельность гос органов ВКЛ в XIV – XVI вв., необходимо отметить, что на все наиболее важные и прибыльные должности назначались только крупные феодалы. Все должности обычно считались пожизненными. Гос должность рассматривалась как средство для получения доходов.

 

 

14.Кревская (1385г) и Городельская (141Зг) унии с Польшей.
Наиболее серьезным врагом ВКЛ был Тевтонский орден. Немецкая агрессия на славянских и прибалтийских землях велась различными методами и средствами: как путем военного вторжения, так и проникновением немецких купцов. Целю было – поработить и онемечить местное население. Отношения между ВКЛ и Польшей характеризовались не только конфликтами, но и стремлением к союзу, чтобы противостоять тевтонской агрессии. Опасность перехода польских земель в руки немцев вынудило польских феодалов искать союзника в лице Великого княжества Литовского. Заинтересованность в укреплении отношений с Польшей была и у феодалов ВКЛ с целью усиления своих внешних позиций. Объективно союз между ВКЛ и Польшей был выгоден обоим государствам.. Союз способствовал также расширению торговых связей и развитию производительных сил. В 1385 г. в замке Крево (в настоящее время местечко в Сморгонском районе) был заключен государственно-правовой союз между ВКЛ и Польшей, что нашло отражение в специальном договорном акте. В соответствии с этим документом Ягайло обязался присоединить все земли ВКЛ к Польше, принять католическую веру, отпустить всех пленных поляков. Текст договора скорее напоминал акт капитуляции. После этого Ягайло в феврале 1386 г. был провозглашен королем Польши под именем Владимира II, женился на Ядвиге и переехал в Польшу.
Ягайло возглавлял одновременно два государства. Тем самым была установлена персональная уния между ВКЛ и Польшей. Кревское соглашение, по сути, не ликвидировало независимость Великого княжества Литовского, а установило его союзные отношения с Польшей под верховенством Ягайлы.
Привелеи:
1) Ягайло 20 февраля 1387 г. выдал привилей (грамоту), по которому феодальные верхи католического вероисповедания получали неограниченные права на владение и распоряжение своими вотчинами.
2) 22 февраля 1387 г. Ягайло выдал второй привилей, адресованный католическому духовенству. Привилей предусматривал насильственное насаждение католической веры в Беларуси и наделял поместьями, землями и богатыми дарами католическое духовенство и костелы.
3) 28 апреля 1387 г., адресовывался князю Скиргайле (Ивану). Он подтверждал и закреплял права князя Скиргайлы на управление Великим княжеством Литовским после вступления Ягайлы на польский престол.
Острово 5 августа 1392 г. было заключено соглашение, согласно которому несколько ослабилось окатоличивание белорусского населения, приостановилось внутриполитическая борьба в ВКЛ, юридически оформились фактически сложившиеся союзные отношения с Польшей на основе персональной унии. Однако Витовт признал верховенство Ягайлы. Дальнейшее правовое укрепление союзных отношений с Польшей было закреплено Виленско-Радомским договором. 18 января 1401 г. в г. Вильне наиболее влиятельные феодалы-католики ВКЛ специальной грамотой подтвердили союз с Польшей.
Акт Виленско-Радомской унии подтвердил обособленность и самостоятельность ВКЛ, а также права Витовта как главы государства, обозначил сущность государственно-правовой связи ВКЛ с Польшей как персональную унию двух государств под верховенством одного государя.
, когда по инициативе Ягайлы в октябре 1413 г. в замке Городля вырабатывались условия двух государств король и польская шляхта решили опереться на широкие слои литовской и белорусской шляхты католического вероисповедания. Основные положения Городельской унии были юридически закреплены в трех привилеях (грамотах). Первый привилей был выдан от имени 47 польских феодалов-католиков, которые наделяли 47 феодалов-католиков ВКЛ своими гербами и тем самым принимали их в свое гербовое братство. В другом привилее феодалы-католики Великого княжества принимали гербы польских феодалов и обещали быть с ними в вечном союзе и дружбе. В третьем привилее, который был выдан от имени Ягайлы и Витовта и вошел в историю как Городельскийпривилей, польский король Ягайло и великий литовский князь Витовт обещали назначить на государственные должности феодалов-католиков, принявших польские гербы, позволять им свободно распоряжаться имуществом в своих поместьях, чтобы поднять их общественное положение. Третий привилей представлял собой документ, ставящий целью укрепление и расширение католицизма в ВКЛ, идеологическое подавление и подчинение народа католическому духовенству.
В 1430 г. с избранием на великокняжеский престол Свидригайлы, сторонника самостоятельности ВКЛ, отношения между двумя государствами испортились настолько, что дело дошло до военных действий против Польши. В 1434 г. (через 4 года после смерти Ягайлы) уния была полностью ликвидирована. Подводя итоги первого этапа развития союзных отношений ВКЛ с Польшей, следует отметить, что Городельская уния способствовала сближению народов Беларуси, Литвы, Украины и Польши, укреплению и развитию взаимных торговых и культурных связей.
Второй этап союзных отношений ВКЛ с Польшей начался с избранием в 1447 г. на польский престол великого князя литовского Казимира (сына Ягайлы), возглавившего два самостоятельных государства. Вновь установилась персональная уния, которая и в дальнейшем являлась прочной основой союза двух равноправных держав, каждая из которых вела самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

 

15. Суд реформа в XVI веке и высшие судебные органы ВКЛ (XIV-XVIв).
В течение XVI в. в государстве постепенно сложилась система судебных органов. Образовались две системы судов: общие (общесословные) суды для всего населения, основанные на обычном праве и законе (Главный суд, замковый суд) и сословные суды только для шляхты. Имелись суды для отдельных групп населения: духовенства, мещан, крестьян, евреев, татар, которые действовали на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного копного права. Сословные суды для шляхты были отделены от администрации и действовали на основе закона.
С середины XVI в. все суды подразделялись на суды первой инстанции и суды второй инстанции. Высшим общесословным судом считался великокняжеский (господарский) суд. Компетенция господарского суда была очень широкой. Он рассматривал дела как по первой, так и по второй инстанциям. В качестве суда первой инстанции рассматривались дела о государственных преступлениях, о принадлежности к сословию шляхты, о жалобах на незаконные действия высших должностных лиц, о политических преступлениях, споры по искам к шляхте.
Исключительно к подсудности великокняжеского суда относились дела о преступлениях противпанов-рады, воевод, каштелянов, старост, судей во время исполнения ими своих служебных обязанностей. В качестве суда второй инстанции господарский суд рассматривал апелляции на решения местных судов. Дела рассматривались при участии великого князя и радных панов. Решения великокняжеского суда считались окончательными и не обжаловались.
Разновидностью великокняжеского суда являлся суд панов-рады, который мог рассматривать дела, поступавшие на имя великого князя. Комиссарский суд также являлся разновидностью великокняжеского суда, но он решал только те дела, которые поступали на имя государя и касались земельных споров феодалов.
В силу занятости великого князя как высшего судьи и его невозможности постоянно участвовать в работе суда, великокняжеский суд собирался редко, и рассмотрение отдельных судебных дел задерживалось на многие годы. С целью разгрузить господарский суд грамотой короля Стефана Батория от 1 марта 1581 г. был образован Главный суд (Трибунал) – наивысший суд ВКЛ. Главный суд состоял из 46 судей-депутатов, которые избирались на соймиках из местной шляхты по два от каждого воеводства или повета сроком на один год. Избираться могли только шляхтичи. Решения (декреты) Главного суда имели силу соймовых постановлений и потому не могли быть обжалованы и отменены даже великим князем. Судебные решения приводились в исполнение поветовыми судами или поветовыми старостами. В качестве первой инстанции Главный суд рассматривал отдельные дела, которые были ранее в компетенции великокняжеского суда, а также жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных должностных лиц и судей.

 

16. Система местных судебных органов ВКЛ (XIV-XVIвв)
В системе местных судов наиболее древним был замковый («гродский») суд. Заседания суда проходили в замке («гроде»). Суд являлся общесословным, в нем рассматривались дела по обвинению шляхты и простых людей. Замковый суд не был отделен от администрации и мог действовать в двух составах: высшем как суд первой и второй инстанции и низшем в качестве суда первой инстанции. В состав высшего замкового суда входили: воевода (в воеводстве), староста (в повете), державца (в поместье) и представители местных феодалов. Низший замковый суд состоял из трех человек: заместителя воеводы (в воеводстве), заместителя старосты (в повете), судьи и писаря, только уроженцев ВКЛ, шляхтичей, знающих право и умеющих писать. Главенствующая роль в замковом суде принадлежала должностным лицам местной администрации. Однако факт появления и включения в состав замкового суда должностей судьи и писаря свидетельствовал о положительных сдвигах в развитии права. Высший замковый суд рассматривал жалобы на постановления низшего суда. Апелляции на решения высшего гродского суда подавались в Главный суд. Делопроизводство замкового (гродского) суда вел писарь. Важной функцией замкового суда являлось исполнение приговоров и решений собственных и других судов. Гродский суд выполнял и некоторые нотариальные действия: фиксировал завещания, акты дарения, купли-продажи, залога, займа, делал копии документов и т.д.
земский поветовый суд - Его возникновение относится к первой половине XVI в. Окончательное правовое закрепление земского суда было проведено Бельским привилеем 1564 г. и Статутами 1566 и 1588 гг. В состав земского суда входили судья, подсудок и писарь. Судьи избирались на съездах поветовой шляхты. На каждую должность судьи съезд избирал четырех кандидатов из числа местных оседлых шляхтичей, выходцев ВКЛ. Судья назначался пожизненно, и никто не имел право освобождать его от должности. На первой сессии новый судья принимал присягу. Сессии земского суда проходили три раза в течение года продолжительностью три-четыре недели. Земский суд в основном рассматривал гражданские иски и уголовные дела по обвинению шляхтичей.
До конца XVII в. судопроизводство велось на старобелорусском языке. Земский суд выполнял также функции нотариата. Таким образом, земские суды стали началом организации судебной системы.
Судом, отделенным от органов государственного управления, являлся подкоморский суд, созданный в 1566 г. Он рассматривал земельные и межевые споры феодалов. По Статуту 1566 г., дела в подкоморском суде рассматривались и решались судьей-подкоморием с участием заинтересованных сторон.
В Беларуси существовали также каптуровый суд икопный суд. Каптуровый суд был коллегиальным чрезвычайным временным судом, создаваемым в период безвластья. Первые каптуровые суды появились в соответствии с постановлением вального сойма от 29 января 1587 г. В его состав входили члены местных судов: воевода или поветовый староста, судья и писарь замкового (гродского) суда, судья, подсудок и писарь земского суда, судья-подкоморий. Суд считался правоспособным, если на заседании присутствовало не менее пяти членов его состава. Каптуровый суд рассматривал уголовные дела об убийствах, разбоях, поджогах, грабежах поместий. Древний копный суд являлся судом для сословия простых людей: крестьян, свободных поселенцев, мещан городов, не имеющих Магдебургского права. Суд действовал на основе норм обычного права. Собирался суд в определенных местах – коповищах. Судопроизводство велось в двух формах: обычной и горячей. Обычная копа собиралась по инициативе заинтересованных лиц в заранее определенные сроки. Рассматривались в основном гражданские дела.
Горячая копа собиралась для рассмотрения убийств, поджогов, разбоев. Дело рассматривалось сразу же после совершения преступления. Потерпевший человек подымал крик, и все, кто слышал, бежали на место происшествия, где и происходил суд.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...