Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Учет основных средств




Уральский государственный экономический университет

Кафедра «Финансового и управленческого учета»

 

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

 

Методические указания по семинарским и практическим занятиям

 для студентов заочной формы обучения (бакалавриат)

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедры ФиУУ

_______________________

А.Н. Семин

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Составители: Г.П. Селиванова, Н.А. Мезенин

 

Рецензент: Т.Г. Шеметова

 

Введение

 

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение бухгалтерского учета.

Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятий.

К системе бухгалтерского учета предъявляются повышенные требования в связи с ориентацией на Международные стандарты учета и отчетности и более широкое использование положительного отечественного и зарубежного опыта, на обработку бухгалтерской информации с применением различных средств вычислительной техники. Решение этих проблем связано с дальнейшим развитием теоретических и методологических положений бухгалтерского учета.

Целью изучения курса «Финансовый учет» является усвоение студентами теоретических знаний по бухгалтерскому учету, а также приобретение и закрепление практических навыков документирования хозяйственных операций, отражения их на счетах бухгалтерского учета,  представления в финансовой отчетности финансового положения, финансовых результатов и изменений в финансовом положении организации.

Изучение курса «Финансовый учет» должно дать студентам знание основных задач, функций бухгалтерского учета, а также принципов его ведения в организациях. В результате изучения дисциплины студенты должны: приобрести навыки формирования и обобщения учетной информации; познакомится с концепциями бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и  в международной практике; приобрести навыки составления бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной; уметь формировать и раскрывать учетную политику.

 

 

 

Методические указания

 

Тема 1. Концепции финансового учета

 

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации (4 уровня: законодательный; нормативный; методический; самостоятельный).

2. Цели и задачи финансового учета.

3. Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу в Российской Федерации: Приказ Минфина № 180 от 01.07.04 г.).

4. Виды учета (финансовый, управленческий, налоговый).

5. Учетная политика предприятия.

 

В Концепции развития бухгалтерского учета в России 06.03.98 г. №283 Правительством Российской Федерации утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).

В Программе сформулированацель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности; определенызадачи реформы –сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета; определены основныенаправления реформы – совершенствование нормативного правового регулирования, формирование нормативной базы (стандарты), методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии), кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета), международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров была одобрена концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее – концепция). Эту дату и следует считать официальной датой начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.

Во вводной части концепции сказано, что концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая концепция учета (см. приказ Минфина № 180 от 01.07.04 г.) и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностыо финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

Вся совокупность пользователей бухгалтерской отчетности делится на две большие группы: внешние и внутренние пользователи.

Квнутренним пользователям относятся руководство организации, подразделения организации, занятые финансовым анализом, а также использующие бухгалтерскую информацию для целей производства или управления, собственники имущества, персонал организации, учредители, акционеры и участники хозяйственных обществ и товариществ.

В группевнешних пользователей выделяются две подгруппы: заинтересованные в финансовом результате (инвесторы, кредиторы, дебиторы, потенциальные контрагенты, партнеры в рамках группы взаимосвязанных организаций) и контролирующие (налоговая служба, органы статистики, правоохранительные органы, аудиторские фирмы, другие контролирующие организации).

В отношении информации длявнешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Практическое занятие № 1

«Нормативные документы по бухгалтерскому учету в

Российской Федерации для коммерческих предприятий».

         

Заполнить табл. 1, используя программы «Консультант Плюс», «Гарант».

 

Таблица 1 - Перечень основных нормативных документов для коммерческих

предприятий Российской Федерации

№ п/п Наименование нормативных документов Дата издания

I уровень - законодательный

       

II уровень - нормативный

       

III уровень - методический

       

IV уровень - организационный (для предприятия)

       

 

Контрольные вопросы:

1. Что вы понимаете под концепцией бухгалтерского учета?

2. Отличительные черты финансового и управленческого учета.

3. Сформулируйте задачи бухгалтерского учета.

4. Составьте приказ по учетной политике предприятия.

 

Тема 2. Учет основных средств

 

1. Нормативное регулирование учета основных средств.

2. Понятие основных средств их классификация.

3. Учет арендованных основных средств.

4. Учет лизинговых операций.

5. Учет поступивших и выбывших основных средств.

6. Учет амортизации основных средств.

7. Инвентаризация и документация по учету основных средств.

 

Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг; либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, не предназначенная для продажи и способная приносить доход организации. Относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте предметы, используемые в течение с 12 месяцев независимо от их стоимости.

Срок полезного использования – период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей ее деятельности, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного показателя (объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта).

Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства» по видам средств.

Основные средства в учете классифицируются по разным признакам: по составу и назначению, по направленности использования, по степени использования, по принадлежности и др.

По составу и назначению основные средства подразделяются на следующие группы: земельные участки; объекты природопользования; здания; сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; другие виды основных средств.

Основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

     Первоначальная стоимость представляет собой величину, зависящую от источника поступления основных средств.

     Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства основных фондов по действующим на определенную дату рыночным ценам. Чаще всего восстановительная стоимость появляется в результате переоценки основных средств.

     Остаточная стоимость – это расчетная величина, определяемая как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации.

   Основные средства в организацию могут поступать в виде вклада в уставный капитал, безвозмездного получения, приобретения, оприходования неучтенных объектов и др.

   Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Амортизация начисляется в течение срока полезного использования. Срок полезного использования – период, в течение которого объект основных средств призван приносить доход или служить для выполнения целей деятельности организации.

   Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется одним из способов: линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

   Учет амортизации осуществляется на счете 02 «Амортизация основных средств».

     В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания их в исправности и предотвращения преждевременного выхода из строя периодически производится ремонт основных средств. По объему и периодичности выполнения различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств.

     Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

     При образовании резерва расходов в издержки производства (обращения) включаются отчисления, исчисленные исходя из сметной стоимости ремонта.

     По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

     В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

     Договор лизинга – договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

     Предметом лизинга могут быть неупотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

     Выбытие основных средств может осуществляться в результате: финансовых вложений в уставные капиталы других организаций; передачи в совместную деятельность; безвозмездной передачи; продажи; ликвидации по причине физического и морального износа и др.

     Все операции выбытия основных средств отражаются через счет 91 «Прочие доходы и расходы» и специальный счет 01/5 «Выбытие основных средств».

     Инвентаризацию объектов основных средств, в отличие от другого имущества, допускается проводить не ежегодно, а один раз в три года. Данное положение не распространяется на случаи обязательного проведения инвентаризации. 

 

Практическое занятие № 2

«Учет лизинговых операций»

 

Учет операций по договору лизинга у лизингополучателя.

 

Предприятие приобрело у Лизинговой компании оборудование стоимостью 10 000 тыс. руб. 01.01.2005 г. (срок договора 4 года). Вознаграждение (комиссия) 20% от средней стоимости оборудования. Срок использования 5 лет. Техническое обслуживание имущества 200 тыс. руб. в год.

      Таблица 2 - Расчет средней стоимости имущества

         Тыс. руб.

Год Стоимость имущества на начало  отчетного периода Амортизация Стоимость имущества на конец отчетного периода Среднегодовая стоимость имущества
2005        
2006        
2007        
2008        

 

       Таблица 3 - Расчет суммы лизинговых платежей

Тыс. руб.

Год Амортизация Комиссионное  вознаграждение 20% Техническое обслуживание Всего НДС 18% Итого
2005            
2006            
2007            
2008            
2009            
Выкуп            
Итого            

 

   Для решения необходимо применить следующие счета:

60/1 – арендные обязательства с Лизинговой компанией;

60/2 – задолженность по лизинговым платежам;

01/1 – собственное имущество;

01 /2 – арендованное имущество;

02/1 – износ собственного имущества;

02/2 - износ арендованного имущества;

19/1 – НДС предъявляется по арендным обязательствам с лизинговой компанией;

19/2 – приобретен НДС от лизинговых платежей.

УСЛОВИЕ – основные средства на балансе у лизингополучателя.

 

       Таблица 4 - Отражение лизинговых операций на счетах бухгалтерского учета

                                                                                                                   Тыс. руб.

№ п/п Дата Хозяйственная операция Сумма Д К

Первый год (2005)

1

01.01 05 Предъявлен счет на имущество от лизинговой компании НДС 18% 10 000,0   1 800,0    
  Итого 11 800,0    
2 01.01 05 Принято арендованное имущество на баланс 10 000,0    

3

31.12.05 Начислено комиссионное вознаграждение 20% от среднегодовой стоимости НДС 18% 1 800,0   324,0    
  Итого 2 124,0    

4

31.12.05 Начислено лизинговой компании за тех. обслуживание НДС 18% 200,0   36,0    
  Итого 236,0    
5 31.12.05 Перечислены обязательства лизинговой компании                         (2 124.0 + 236.0) 2 360,0    
6 31.12.05 Начислена амортизация по лизинговому имуществу и перечислена лизинговой компании НДС 18% 2 000,0      ?    
    Итого ?    
7 31.12.05 Зачтен НДС за 1 год  ?    

Второй год (2006)

8 31.12.06 Начислено лизинговой компании комиссионное вознаграждение и техническое обслуживание и перечислено НДС 18% 1 600,0      ?    
    Итого ?    
9 31.12.06 Возмещена амортизация лизинговой компании и перечислено НДС 18% 2 000.0    ?    
    Итого ?    
10 31.12.06 Возмещение НДС 18% ?    

Третий год (2007)

11 31.12.07 Начислено комиссионное вознаграждение и технич. обслуживание и перечислено НДС 18% 1 200.0   216.0    
    Итого 1 416.0    

12

31.12.07 Возмещена амортизация лизинговой компании и перечислено НДС 18% 2 000.0    ?    
  Итого  ?    

Четвертый год (2008)

13

31.12.08 Начислено лизинговой компании комиссионное вознаграждение и техническое обслуживание и перечислено НДС 18% 800.0     ?    
  Итого ?    

14

31.12.08 Возмещена амортизация и перечислено НДС 18% 2 000.0 ?    
  Итого ?    
15 31.12.08 Возмещение НДС  ?    

Выкуп имущества 2009 г.

16

31.12.09 Начислены остаточные платежи и перечислены НДС 18% 2 000.0   ?    
  Итого ?    
17 31.12.09 Зачтен НДС выкупленного имущества 360.0    
18 31.12.09 Перевод имущества в состав основных средств по первоначальной стоимости 10 000.0    
19   Износ (списан) восстановлен 10 000.0    

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое срок полезного использования основных средств?

2. Какой метод начисления амортизации является трудоемким?

3. Чем отличается аренда от лизинга?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...