Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что такое утомление? Повышение устойчивости организма к различным условиям среды.




Утомление – это состояние, которое возникает как следствие работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушениях координации регуляторных механизмов и в ощущениях усталости.

Утомление является причиной снижения работоспособности и устойчивости организма и предысторией многих болезней. Утомление возникает как при локальной, так и при общей физической нагрузке. Оно связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушениями функций нервно-мышечного синапса (передачи нервных импульсов), а так же с истощением функциональных резервов в самой мышце. При общей физической нагрузке утомление связано в большей степени с тем, что дыхание и кровообращение не обеспечивают энергетический баланс работающих органов и тканей, поэтому нарастает недовосстановление их функций, снижаются энергетические и регуляторные резервы. Острое утомление возникает при работе значительной интенсивности, не соответствующей уровню непосредственной готовности организма к выполнению данной физической нагрузки.

Хроническое утомление является результатом коммуляции сдвигов в нервно-мышечной и вегетативных системах, возникающих при многократной утомительной работе. При умственной работе утоление имеет в своей основе изменение активности и взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, а также нарушения динамики кровообращения и кислородного обмена в коре больших полушарий и в других отделах Ц.Н.С. Борьба с утомлением связана с оптимальной физической активностью, переключениями в работе, с активным отдыхом, использование средств питания и физиотерапии с установлением строгого гигиенического образа жизни.

Проблема физиологической адаптации (приспособления) захватывает широкий круг вопросов, имеющих большое значение для жизни человека. Человек будет здоровым, если научится управлять своим физиологическим статусом, обеспечивающим активную жизнь при колеблющихся условиях внешней и внутренней среды. Адаптация развивается и проявляется в комплексе, взаимосвязанных физиологических сдвигов, которыми организм отвечает на спектр высших воздействий. Структура физиологического приспособления носит динамический характер, она постоянно меняется, в нее входят различные органы и функциональные системы. Они либо активизируются, совершенствуясь, либо разлаживаются, что требует от организма мобилизации дополнительных компенсаторных усилий. Ряд исследований показывает значение для адаптации некоторых генетических характеристик организма человека. В физиологических исследованиях адаптации выделяют проблему суточной и сезонной динамики физиологических функций, которая меняется под воздействием природных факторов среды. Возникающие при этом физиологические изменения, как правило, накладываются на наследственно предопределенные элементы.

Природные космические ритмы на состояние человека влияют гораздо меньше, чем на животных (спячка, миграция). Однако и для человека приспособление к меняющимся биологическим ритмам имеет огромное значение. Существенное значение в этих процессах принадлежит двигательной функции человека. Двигательная функция развилась в конкретных условиях жизни на земле, что предопределило ее место в формировании и сохранении жизнедеятельности организма как целого. Огромное значение имеют условия труда и быта, т.е. весь комплекс социальных факторов.

Влияние сил гравитации, инерции, времени, и пространства на развитие двигательной функции человека отражается формированием особенностей в развитии функций различных групп мышц. Если одновременно зарегистрировать показатели силы, скорости, выносливости и других качеств у человека, то мы получим своеобразную карту, характеризующую состояние нервно-мышечного аппарата человека, названную топографией функции различных групп мышц. Двигательная функция обеспечивает сохранение и углубление связей организма с окружающей средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечивающих управление сложными по координации движениями, так и в результате развития силы, быстроты, выносливости. Совершенствование двигательной сферы одновременно за счет рефлекторных и гуморальных механизмов оказывают влияние на активность и высокую устойчивость вегетативных реакций, в первую очередь механизмов, обеспечивающих сохранение постоянства внутренней среды. Повышение устойчивости внутренней среды тренированного организма сопровождается совершенствованием окислительных процессов. В этом случае расширяется возможность организма использовать кислород и улучшать процессы терморегуляции.

Эксперименты показали, что потребление О2 на килограмм веса в минуту у 6-ти летнего ребенка составляет 7,55 литра, у человека в 30 лет – 4,1 л., а в 90 лет – 0,1литра. В то же время теплоотдача с поверхности тела уменьшается с 90 калорий нм м2 в час у детей, до 30 таких же единиц у 70-ти летних испытуемых. В результате температура тканей у пожилых лиц снижается в ряде случаев на 2-30. Следовательно, компенсаторная мобилизация терморегуляционных механизмов с возрастом уменьшается и поэтому требует тренировки.

Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Основа устойчивости психики закладывается в детском возрасте. При этом значение двигательной функции для развития речи и мышления особенно ярко раскрывается на ранних этапах онтогенеза (индивидуального развития). Из медицинской практики известно, что дети, по тем или иным причинам обездвиженные с раннего возраста, отстают в своем умственном развитии от сверстников, в частности их словарный запас намного меньше.

Имеются многочисленные исследования по изучению у тренированных и у нетренированных лиц устойчивости внимания, памяти, способности к устному счету различной сложности, восприятию, некоторых сторон мышления.

Устойчивость изучаемых параметров оценивалась по уровню их сохранения под влиянием различного утомления, а также по способности сохранить работоспособность в ночное время. Было установлено, что устойчивость изучаемых параметров умственной деятельности находилась в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности. При этом для сохранения высокого уровня психических функций, смелости, решительности преимущественное значение имели быстрота, сила, выносливость, ловкость. При систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, особенно если занятия проводятся на открытом воздухе, в значительной степени ликвидируется умственное утомление или перенапряжение.

Активные движения стимулируют развитие вегетативной среды организма. Они снижают повышенное и, напротив, приводят к норме пониженное давление крови, нормализуют содержание холестерина в крови, оказывают положительное влияние на солевой обмен. Двигательная функция – основная функция человеческого организма. Тот, кто постоянно совершенствует ее, совершенствует свой организм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...