Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование международной торговли




Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию эконо­мического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и импортеров, - на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. Исто­рия международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования протекционизма- государственной поли­тики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тари­фам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной тор­говой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая поли­тика по-прежнему остается одним из основных направлений государствен­ного регулирования экономики.

Инструменты, используемые государством для регулирования междуна­родной торговли, можно разделить на тарифные(основанные на исполь­зовании таможенного тарифа) и нетарифные(квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является та­моженная пошлина (тариф)на импорт, представляющая собой государ­ственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через грани­цу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Поскольку развитие свободной торговли затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также дол­жна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.

Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Продолжая использовать уже известный нам пример, рассмотрим рынок сахара в Аргентине (см. рис. 27.5, где Dd -кривая спроса на сахар, a Sd - кривая внутреннего предложения). Предпо­ложим, что мировая цена на сахар Ρ ниже внутренней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт. Если пер-


Теория сравнительных преимуществ


627


воначально в Аргентине существует режим свободной торговли, то цена на сахар на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение са­хара только в размере S1 тогда как величина спроса оказывается значитель­но больше и составляет D1 Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (D1 - S1).

Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавлива­ет таможенный тариф размером T за 1 T импортируемого сахара. Цена им­портного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Г и составит Pw + Т. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на сахар оказывает­ся неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.

Рис. 27.5. Последствия введения таможенного тарифа на импорт

Однако, введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень ми­ровой цены делал аргентинских производителей сахара недоста­точно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во вве­дении тарифа для того, чтобы цена на импортный сахар стала выше, и тем самым их собствен­ная продукция - более конкурен­тоспособной. Но расширение про­изводства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара, происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливает­ся на новом более высоком уровне: Pd = Pw + Т. В результате, введение та­рифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство сахара возрастает до S2, внутреннее потребление снижается до D2, а импорт сокращается до величины ( D 2 - S2).

От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потреби­тели, так как они вынуждены платить дороже за весьсахар (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителейот введения тарифа образуют область + b + с + d).

40*


628


Глава 27


Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отече­ственных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары стано­вятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечествен­ную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повы­сить цены и получить дополнительный выигрыш. Размер дополнительно­го выигрыша производителейв отрасли, конкурирующей с импортом, со­ответствует области а.

Мы видим, что дополнительный выигрыш производителей от введения импортного тарифа (область a) существенно меньше, чем потери потреби­телей (область а +b + с + d). Это объясняется тем, что отечественные про­изводители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый продукт.

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на благосос­тояние потребителей и производителей, он также является важным источ­ником дохода для государственного бюджета.Размер этого дохода равня­ется произведению ставки тарифа на объем импорта: T χ (D2 - S2), или об­ласть с. Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, не­обходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и опре­деленные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением не­обходимой документации, содержанием таможенной службы и т. д. Други­ми словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.

Проведенный анализ показал, что введение таможенного тарифа на им­порт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу госу­дарственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Вместе с тем, мы видим, что совокупный выигрыш производителей и го­сударства, равный + с) оказывается меньше, чем проигрыш потребите­лей, составляющий (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества,соответствующим области (b + d). Как видно из рис. 27.5, для того, чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по цене.

Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже (область d); во-вторых, снижается эффек­тивность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек (область b).


Теория сравнительных преимуществ


629


Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторго­вой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средне­взвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно раз­витых странах снизился с 40-50% в конце 40-х гг. до 4-5% в начале 90-х гг., а в результате реализации соглашений «уругвайского» раунда перегово­ров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия го­сударства на международную торговлю за эти годы фактически даже воз­росла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования тор­говли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, под­падали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добро­вольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее «прозрачными», чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед ВТО, является постепен­ная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквива­лентный уровень защиты).

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота.Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разре­шенной к ввозу в страну (импортная квота)или вывозу из страны (экс­портная квота)за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования,когда госу­дарство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установле­ния квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рис. 27.6 , где Dd - спрос на зерно в данной стране, аSd- внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw. При такой цене отече­ственные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет D1 - Sl . Если правительство хочет огра­ничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее пред­ложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть пред­ставлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возника-


630


Глава 27


ет разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворен­ной и это приводит к росту внутренней цены до Pd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S2, но одновременно спрос сокращается до D2

0

Рис.

27.6. Последствия установления квоты на импорт

Мы можем теперь оценить по- р»следствия квотирования импорта для благосостояния общества. По­требители в результате роста цены несут потери (область а + b + с + d + е). Отечественным производите­лям введение квоты выгодно - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по бо­лее высокой цене. Размер их допол­нительного выигрыша составит об­ласть а. Область с + d представля­ет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена ли­цензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чис­тые потери для страны в целом, равные области b + е, т. е. результаты воз­действия квоты и таможенного тарифа на уровень благосостояния идентич­ны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда по­лучает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход пол­ностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, по­скольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять прода­жи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным ин­струментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламенти­руется национальным законодательством и международными соглашения­ми. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.


Теория сравнительных преимуществ                                                                                          631

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к допол­нительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации эконо­мики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточ­но эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количе­ственные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

§ 6. Аргументы заи против протекционизма

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государствен­ного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве слу­чаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко использу­ются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной сто­роны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давле­ние на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление часто приносит свои плоды, тем более, что и самому государству тамо­женный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.

С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на ко­личественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сторонники, так и противни­ки протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке и поэтому требуют особого рассмотрения.

Стимулирование производства и увеличение занятости.Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохра­нить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное про­изводство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия


632


Глава 27


для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает за­нятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепро­дажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство мо­жет обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффек­тивным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосо­стояния общества.

На рис. 27.7 показаны в сравнении последствия установления таможен­ного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства дос­тигается без повышения цен, и сле­довательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затра­ты государства на субсидию - об­ласть + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предос­тавления субсидии составят об­ласть b, тогда как потери от введе­ния тарифа больше и составляют об­ласть (b + е).

27.7.Последствия субсидирования отечественного производства мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышлен­ности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающим­ся странам. Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения фор­мирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протек­ционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становле­ния может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешне­торговый протекционизм.

Увеличение доходов государственного бюджета.Во многих случаях

Рис.

Зашита молодых отраслей.Час­то приводится аргумент, что протек­ционизм необходим как временная


Теория сравнительных преимуществ                                                                                          633

государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждает­ся в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существу­ют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Конечно, тамо­женную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно за­висят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточ­но высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны.Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпус­кающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная за­висимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положе­ние в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само опреде­ление отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопаснос­ти: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов пита­ния, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого дру­гого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поста­вок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой про­дукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические от­расли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протек­ционизм, способом (например, субсидиями).

Как мы видим, аргументы в пользу протекционизма являются по мень­шей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протек­ционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

Обострение межгосударственных противоречий.Вряд ли можно ожи­дать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызо­вет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами,


634


Глава 27


следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокра­щение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокуп­ного спроса и т. д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса.Протекцио­нистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, по­вышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия (подробнее эти вопросы будут рассмотрены в гл. 28).





















Основные понятия

Абсолютное преимущество                        absolute advantage

Естественное преимущество                       natural advantage

Приобретенное преимущество                    acquired advantage

Сравнительное преимущество                    comparative advantage

Теория Хекшера-Олина                               Hecksher-Ohlin theory

Парадокс Леонтьева                                    Leontief paradox

Выигрыш от торговли                                 gains from trade

Теорема Рыбчинского                                  Rybczynsky theorem

«Голландская болезнь»                               Dutch disease

Таможенный тариф                                      customs tariff

Импортная/экспортная квота                      import/export quota

Протекционизм                                            protectionism


635










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...