Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 27. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ




«Свобода торговли состоит в предоставле­нии людям возможности продавать и покупать так, как они этого хотят...Протекционистские тарифы - такое же применение силы, как и ус­тановление блокады с помощью войск, и цель их та лее - помешать торговле. Разница в том, что с помощью военной блокады страны меша­ют торговать своим врагам, а помощью протек-ционистских тарифов ~ своим собственным гражданам».

Генри Джордж

Международная торговля играет все возрастающую роль в экономичес­ком развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы миро­вой торговли быстро увеличивались, и их среднегодовые темпы роста в 1 , 5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате

39*


612                                                                                                                               Глава 27

внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значи­тельно возросла зависимость стран от международного товарообмена.

Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В связи с этим один из ос­новных вопросов, на который должна ответить теория международной тор­говли, состоит в том, что лежит в основе этого выигрыша от внешней тор­говли, или, говоря иначе, чем определяются направления внешнеторговых потоков.


Теория сравнительных преимуществ

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII -начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами А.Смитом и Д.Рикардо. А.Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигры­вать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импор­терами. Д.Рикардо доказал, что принцип абсолютного преимущества явля­ется лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравни­тельного преимущества.

При анализе направлений развития внешней торговли следует учиты­вать два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы - природные, трудовые и др. - распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных техноло­гий или комбинаций ресурсов. При этом важно подчеркнуть, что экономи­ческая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Дру­гими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, кото­рыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.

Случай абсолютного преимущества.Какая-либо страна обладает аб­солютным преимуществом,если есть такой товар, которого на единицу зат­рат она может производить больше, чем другие страны. Рассмотрим услов­ный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произ­вести 50 τ зерна или 25 τ сахара, или любую комбинацию объемов этих про­дуктов в указанных пределах, а Бразилия при аналогичных затратах - 40 τ зер­на или 100 τ сахара, или любую их комбинацию в указанных пределах (см. рис. 27.1а и 27.16). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы линиями производственных возмож­ностей (для упрощения анализа мы пока предполагаем, что издержки за­мещения остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые).


Теория сравнительных преимуществ                                                                                613

В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия - по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами - особыми клима­тическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимуществаиграют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях до­бывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производ­стве различной продукции (особенно в отраслях обрабатывающей промыш­ленности) могут быть и приобретенными,т. е. обусловленными развити­ем технологии, повышением квалификации работников, совершенствовани­ем организации производства и т. д.

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она произ­водит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определя­ются относительными издержками их производства. В нашем примере эти цены составят: 1 τ зерна = 0,5 τ сахара в Аргентине и 1 τ зерна = 2,5 τ са­хара в Бразилии.


Рис. 27.1. Абсолютное преимущество и выигрыш от внешней торговли

Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производ­ства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т. д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из стра­ны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней тор­говли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реали­зации его на внутреннем рынке может в обмен получить только 0,5 τ саха­ра, а в Бразилии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 τ сахара). Этот условный пример показывает, что после установления торговых отношений


614


Глава 27


между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгод­но экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах: 0,5 τ сахара < 1 τ зерна < 2,5 τ сахара. Предположим, что цена на мировом рын­ке установится на уровне 1 τ сахара = 1 τ зерна. Максимальные объемы потребления сахара и зерна теперь будут определяться линиями торговых возможностей,наклон которых определяется соотношением иен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней тор­говли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами: 1) изменением структуры потребления и 2) специализацией производства.

В первом случае сложившаяся в странах структура производства не ме­няется, но в результате внешней торговли меняется структура потребления. Пусть, например, структура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей, а в Бразилии - точкой В (см. рис. 27.1). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить го­раздо больше другого товара. Изменяя таким образом структуру потребле­ния, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы про­изводственных возможностей {тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рис. 27.1а и из точки В на 27.16.

Во втором случае, когда уже меняется структура производства и происхо­дит специализация на производстве того товара, по которому страна обладает преимуществом, обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это мож­но показать на простом цифровом примере (см. таблицу 27.].).

Случай сравнительного преимущества.Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Изменим наш условный пример. Пусть Аргентина на еди­ницу затрат по-прежнему может произвести 50 τ зерна или 25 τ сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь производит 67 τ зерна или 100 τ сахара (см. рис. 27.2а и 27.26). Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным преимуществом и по сахару, и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каж­дая страна будет располагать сравнительным преимуществом,т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

В нашем примере Аргентине производство обоих товаров обходится


Теория сравнительных преимуществ


615


Таблица 27.1. Выигрыш от внешней торговли при абсолютном преимуществе

 

  До специализации    
Страна Производство Экспорт {-) Импорт (+) Потребление Прирост потреоления
Аргентина зерно сахар 20 15 0 0 20 15  
Бразилия зерно сахар 12 70 0 0 12 70  

После специализации


Аргентина

зерно

сахар

Бразилия

зерно

сахар


50 0

0

100


-20 +20

+20 -20


30 20

20

80


+ 10

+5

+8 + 10


абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывается относительно де­шевле: 1 τ зерна = 0,5 τ сахара по сравнению с 1 τ зерна = 1,5 τ сахара в Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать

Рис. 27.2.Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли


616


Глава 27


зерно. Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволя­ет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокуп­ный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.

Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных пре­имуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере (см. таблицу 27.2).

Таблица 27.2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...