Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мультипликатор сбалансированного бюджета (теорема Хаавелымо)




Как следует из предыдущего параграфа, повышение налогов и увеличе­ние государственных расходов действуют на экономическую конъюнктуру разнонаправленно: первое приводит к уменьшению реального выпуска (или дохода), а второе из указанных мероприятий правительства приводит к его повышению. Что же произойдет в экономике, если одновременно с увеличением государственных расходов на точно такую же величину повы­сить налоги, чтобы государственный бюджет оставался сбалансированным?

Допустим, как в примере из предыдущего параграфа, правительство уве­личивает государственные расходы на AG, например, на 20 млрд. долл. и одновременно на 20 млрд. долл. повышаются налоги (AT). Допустим так­же, что предельная склонность к потреблению (МРС) по-прежнему равна 0,8. Прирост государственных расходов благодаря мультипликатору вызо-

Имеется в виду пятое издание этого учебника, переведенное на русский язык и вышед­шее в издательстве «Прогресс» еще в 1964 г., откуда и приводится цитата (см. С. 384 указан­ного издания). В последнем, 15 издании «Экономики» П.Самуэльсона и В.Нордхауса, переве­денном на русский язык в 1997 г., этих слов П.Самуэльсона нет.


490


Глава 22


вет пятикратный прирост выпуска: AG X к = AYили 20 млрд. долл. X 5 -100 млрд. долл.

Но изменение налогов воздействует на изменение дохода, как мы виде­ли выше, несколько сложнее. Пусть ΔT (аккордный налог) по-прежнему ра­вен 20 млрд. долл. и МРС составляет 0,8. Следовательно, мультипликатор остается равным 5. При этом потребление сократится на 16 млрд. долл. (20 χ 0,8). А реальный выпуск сократится на величину 80 млрд. долл. (16 χ 5). Итак, мы пришли к этому результату, умножив увеличение нало­гов на предельную склонность к потреблению, а затем - на мультиплика­тор расходов (ΔT χ МРС χ к).

При этом мы не указали знака, с которым следует обозначать изменив­шийся объем выпуска. В случае увеличения налогов произойдет уменьше­ние дохода на -80 млрд. долл. Отношение AY/AT называется налоговым мультипликатором (mj.Его рассчитывают по формуле: - МРС /К, т. с. -МРС/1 - МРС,или - МРС/ MPS. В нашем примере mт составил -0,8/ 0,2 = -4. Мы видим, что налоговый мультипликатор тт привел к сокращению до­хода: 20 млрд. долл. X-4 = -80

Итак, каков же общий результат одновременного увеличения государ­ственных расходов и налогов? Прирост ΔG на 20 млрд. долл. привел хрос-ту дохода на 100 млрд. долл; в свою очередь, прирост ΔT на 20 млрд. долл. привел к сокращению дохода на 80 млрд. долл. В итоге получаем: 100-80-20.

Теперь мы можем сформулировать известную теорему Хаавельмо:уве­личение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величи­ну. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1,независимо от величины МРС. В нашем примере мультипликатор госу­дарственных расходов был равен 5, а налоговый мультипликатор составил величину -4. Сложив эти два показателя, мы и получили 1.

§ 8. Проблема балансирования государственного бюджета

В послевоенные годы, вплоть до середины 1970-х годов, в макроэконо­мической теории можно было наблюдать теоретическую дискуссию, свя­занную с разными взглядами на проблемы балансирования государствен­ного бюджета. Чаще всего сталкивались три точки зрения, или три подхода к проблеме балансирования бюджета.

1) Бюджет, балансируемый ежегодно,т. е. сальдо доходов и расходов равно нулю. До выхода в свет работ Дж.М.Кейнса этот подход считался основой здоровых финансов страны. Заметим, что такая мера как секвестр,т. е. приведение текущих расходов в соответствие с текущими посту плени-


Налогово-бюджетная система


491


ями (доходами) бюджета, базируется именно на данном теоретическом под­ходе. Секвестр - непопулярная мера, поскольку сокращение расходов госу­дарства означает сокращение чьих-то доходов: заработной платы государ­ственных служащих, льгот по налогообложении^ дотаций регионам и мес­тным бюджетам, дотация отдельным предприятиям и целым отраслям и т.п.

Однако сторонники дефицитного финансирования выдвигают доводы против концепции сбалансированного бюджета. Возможно, утверждают они, что в результате попыток сбалансировать бюджет усилятся колебания национального дохода. Если во время спада, когда образуется дефицит бюджета, правительство захочет непременно его сбалансировать, то нужно будет сокращать, расходы и повышать налоги. А ведь это сдерживающие меры.

Следовательно, спад еще больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для его ликвидации нужно повышать расходы, сокращать налоги. А это только «перегреет» эко­номику и спровоцирует инфляцию. Другими словами, ежегодно балансиру­емый бюджет блокирует действие встроенных (автоматических) стабилиза­торов.

Преодолеть это противоречие в известной степени позволяет второй подход к балансированию бюджета.







Бюджет, балансируемый на циклической основе.

Основная идея этого подхода состоит в том, что не нужно балансиро­вать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе эконо­мического цикла (например, за 5-7 лет). Да, в годы рецессии, противодей­ствуя спаду, государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики.

3) Функциональный подход к балансированию бюджета (функцио­
нальные финансы).

Сторонники этой точки зрения любят задавать вопрос: какая главная задача макроэкономической политики: балансирование бюджета или балан­сирование экономики?' Если главная задача - вторая из названных, и дос­тижение этой цели будет сопровождаться накапливающимися бюджетными дефицитами (т. е. государственным долгом, о котором речь пойдет в следу­ющем параграфе), то пусть так и будет! Тот, кто пугает «жизнью в долг», говорят сторонники функциональных финансов, зачастую преувеличивает опасности этой ситуации и на самом деле проблемы, порождаемые государ­ственной задолженностью, «...намного менее обременительны, чем пола­гает большинство людей».2 Добавим к этому - и как полагают многие со-1 См., например: Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992. Т. I. С. 366. :Там же. С. 367.


492


Глава 22


временные экономисты-теоретики и государственные деятели, озабоченные несбалансированностью государственного бюджета своей страны.

Не случайно во многих странах мира разрабатываются правила нало­гово-бюджетной политики,призванные ограничить дискреционную поли­тику законодательными рамками (см. табл. в Приложении I к главе 22).

К основным типам правил налогово-бюджетной политики1 можно отне­сти следующие:





Сбалансированный бюджет, или правила дефицита

• Баланс между общими доходами и расходами (то есть запрещение го­сударственных займов); или ограничение размеров государственного дефи­цита определенной долей от ВНП.

• Баланс между структурными (или отрегулированными в зависимости от фаз цикла) доходами и расходами; или ограничения в отношении струк­турного (или отрегулированного в зависимости от фаз цикла) дефицита как определенной доли от ВНП.

• Баланс между доходами и расходами по счету текущих операций (то есть займы разрешены только для финансирования оттока капитала).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...