Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мультипликатор сбалансированного бюджета (теорема Хаавелымо)
Как следует из предыдущего параграфа, повышение налогов и увеличение государственных расходов действуют на экономическую конъюнктуру разнонаправленно: первое приводит к уменьшению реального выпуска (или дохода), а второе из указанных мероприятий правительства приводит к его повышению. Что же произойдет в экономике, если одновременно с увеличением государственных расходов на точно такую же величину повысить налоги, чтобы государственный бюджет оставался сбалансированным? Допустим, как в примере из предыдущего параграфа, правительство увеличивает государственные расходы на AG, например, на 20 млрд. долл. и одновременно на 20 млрд. долл. повышаются налоги (AT). Допустим также, что предельная склонность к потреблению (МРС) по-прежнему равна 0,8. Прирост государственных расходов благодаря мультипликатору вызо- Имеется в виду пятое издание этого учебника, переведенное на русский язык и вышедшее в издательстве «Прогресс» еще в 1964 г., откуда и приводится цитата (см. С. 384 указанного издания). В последнем, 15 издании «Экономики» П.Самуэльсона и В.Нордхауса, переведенном на русский язык в 1997 г., этих слов П.Самуэльсона нет. 490 Глава 22 вет пятикратный прирост выпуска: AG X к = AYили 20 млрд. долл. X 5 -100 млрд. долл. Но изменение налогов воздействует на изменение дохода, как мы видели выше, несколько сложнее. Пусть ΔT (аккордный налог) по-прежнему равен 20 млрд. долл. и МРС составляет 0,8. Следовательно, мультипликатор остается равным 5. При этом потребление сократится на 16 млрд. долл. (20 χ 0,8). А реальный выпуск сократится на величину 80 млрд. долл. (16 χ 5). Итак, мы пришли к этому результату, умножив увеличение налогов на предельную склонность к потреблению, а затем - на мультипликатор расходов (ΔT χ МРС χ к). При этом мы не указали знака, с которым следует обозначать изменившийся объем выпуска. В случае увеличения налогов произойдет уменьшение дохода на -80 млрд. долл. Отношение AY/AT называется налоговым мультипликатором (mj.Его рассчитывают по формуле: - МРС /К, т. с. -МРС/1 - МРС,или - МРС/ MPS. В нашем примере mт составил -0,8/ 0,2 = -4. Мы видим, что налоговый мультипликатор тт привел к сокращению дохода: 20 млрд. долл. X-4 = -80 Итак, каков же общий результат одновременного увеличения государственных расходов и налогов? Прирост ΔG на 20 млрд. долл. привел хрос-ту дохода на 100 млрд. долл; в свою очередь, прирост ΔT на 20 млрд. долл. привел к сокращению дохода на 80 млрд. долл. В итоге получаем: 100-80-20. Теперь мы можем сформулировать известную теорему Хаавельмо:увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1,независимо от величины МРС. В нашем примере мультипликатор государственных расходов был равен 5, а налоговый мультипликатор составил величину -4. Сложив эти два показателя, мы и получили 1. § 8. Проблема балансирования государственного бюджета В послевоенные годы, вплоть до середины 1970-х годов, в макроэкономической теории можно было наблюдать теоретическую дискуссию, связанную с разными взглядами на проблемы балансирования государственного бюджета. Чаще всего сталкивались три точки зрения, или три подхода к проблеме балансирования бюджета. 1) Бюджет, балансируемый ежегодно,т. е. сальдо доходов и расходов равно нулю. До выхода в свет работ Дж.М.Кейнса этот подход считался основой здоровых финансов страны. Заметим, что такая мера как секвестр,т. е. приведение текущих расходов в соответствие с текущими посту плени- Налогово-бюджетная система 491 ями (доходами) бюджета, базируется именно на данном теоретическом подходе. Секвестр - непопулярная мера, поскольку сокращение расходов государства означает сокращение чьих-то доходов: заработной платы государственных служащих, льгот по налогообложении^ дотаций регионам и местным бюджетам, дотация отдельным предприятиям и целым отраслям и т.п. Однако сторонники дефицитного финансирования выдвигают доводы против концепции сбалансированного бюджета. Возможно, утверждают они, что в результате попыток сбалансировать бюджет усилятся колебания национального дохода. Если во время спада, когда образуется дефицит бюджета, правительство захочет непременно его сбалансировать, то нужно будет сокращать, расходы и повышать налоги. А ведь это сдерживающие меры. Следовательно, спад еще больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для его ликвидации нужно повышать расходы, сокращать налоги. А это только «перегреет» экономику и спровоцирует инфляцию. Другими словами, ежегодно балансируемый бюджет блокирует действие встроенных (автоматических) стабилизаторов. Преодолеть это противоречие в известной степени позволяет второй подход к балансированию бюджета. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Основная идея этого подхода состоит в том, что не нужно балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (например, за 5-7 лет). Да, в годы рецессии, противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики. 3) Функциональный подход к балансированию бюджета (функцио Сторонники этой точки зрения любят задавать вопрос: какая главная задача макроэкономической политики: балансирование бюджета или балансирование экономики?' Если главная задача - вторая из названных, и достижение этой цели будет сопровождаться накапливающимися бюджетными дефицитами (т. е. государственным долгом, о котором речь пойдет в следующем параграфе), то пусть так и будет! Тот, кто пугает «жизнью в долг», говорят сторонники функциональных финансов, зачастую преувеличивает опасности этой ситуации и на самом деле проблемы, порождаемые государственной задолженностью, «...намного менее обременительны, чем полагает большинство людей».2 Добавим к этому - и как полагают многие со-1 См., например: Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992. Т. I. С. 366. :Там же. С. 367. 492 Глава 22 временные экономисты-теоретики и государственные деятели, озабоченные несбалансированностью государственного бюджета своей страны. Не случайно во многих странах мира разрабатываются правила налогово-бюджетной политики,призванные ограничить дискреционную политику законодательными рамками (см. табл. в Приложении I к главе 22). К основным типам правил налогово-бюджетной политики1 можно отнести следующие: Сбалансированный бюджет, или правила дефицита • Баланс между общими доходами и расходами (то есть запрещение государственных займов); или ограничение размеров государственного дефицита определенной долей от ВНП. • Баланс между структурными (или отрегулированными в зависимости от фаз цикла) доходами и расходами; или ограничения в отношении структурного (или отрегулированного в зависимости от фаз цикла) дефицита как определенной доли от ВНП. • Баланс между доходами и расходами по счету текущих операций (то есть займы разрешены только для финансирования оттока капитала). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |