Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Излишек производителя, излишек потребителя и взаимовыгодность обмена




В предыдущей главе было введено понятие излишка потребителя. Из­лишек производителя представляет собой аналогичный показатель для про­изводителя. Излишек производителя- это разница между рыночной це­ной и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные из­держки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополнительную единицу продукции


Механизм рынка совершенной конкуренции


127


(сравните с определением излишка потребителя в гл. 5, § 9). Графически этот излишек может быть показан в виде площади над кривой предложе­ния, вплоть до линии рыночной цены (на рис. 6.10 заштрихованная об­ласть).

Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть ис­пользованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р1 ниже цены равновесия Ро (см. рис. 6.11). Из пре­дыдущего изложения мы знаем, что это приводит к возникновению дефи­цита (Q2- Q1), поскольку при снижении цены величина спроса возрастает, но производители сокращают производство.



Рис. 6.10. Излишек производителя


Рис. 6.11. Последствия государ­ственного контроля над ценой


А что от такой государственной политики выигрывают или проигрыва­ют потребители и производители? Потребители платят за товар меньшую цену, поэтому их потребительский излишек возрастает на величину, рав­ную площади прямоугольника а. Но в связи с возникшим дефицитом ряд потребителей не может приобрести необходимый им товар. Потеря их по­требительского излишка показана треугольником в. Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямоугольника а больше площади треугольника в, то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, равном (а - в).

Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: оставшие­ся в отрасли производители получают более низкую цену и теряют избы­ток, равный площади прямоугольника а. Кроме того, в результате общего сокращения объемов производства производители дополнительно теряют часть избытка, равную треугольнику с. Таким образом, общие потери про­изводителей составляют (-а - с).


128


Глава 6


Нетрудно заметить, что общее изменение совокупных излишков потре­бителей и производителей составляет (а - в - а - с) = (- в - с). Другими словами, потери производителей превышают выигрыш потребителей, и следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния.

В целом, можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сложив­шейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупате­лей. И те, и другие получают в результате обмена определенный выигрыш (излишек). Важно, однако, подчеркнуть, что совокупный размер этого вы­игрыша максимизируется именно в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешатель­ства государства или каких-либо других причин) приводит к потерям об­щественного благосостояния.

Основные понятия:


Явные издержки Неявные издержки Невозвратные издержки Альтернативные издержки Бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль Нормальная прибыль Постоянные издержки Переменные издержки Валовые (общие) издержки Краткосрочный период Долгосрочный период Средние издержки Квазирента Предельные издержки Валовой доход Предельный доход Равновесие фирмы Излишек производителя


explicit cost implicit cost sunk cost opportunity eost accounting profit economic profit normal profit fixed cost variable cost total cost short run long run average cost quasi-rent marginal cost total revenue marginal revenue firm equilibrium producer's surplus















ГЛАВА 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

«Как природа не провела резких линий на шкале времени, так же точно «природа» не со­здала резкого разграничения между монополией и конкуренцией».

Эдвард Чемберлин

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

Представленная в гл. 6 модель рынка совершенной конкуренции исхо­дит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовер­шенной конкуренции, которую нам и предстоит описать в настоящей гла­ве. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции вне­сли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Ро­бинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, уже упомянутых в гл. 5, § 6. При этом яснее будут видны различия между совершенной и не­совершенной конкуренцией (табл. 7.1). В качестве признаков, определяю­щих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

Как уже отмечалось в гл. 6, в реальной действительности не существу­ет только совершенной конкуренции или только чистой (абсолютной) мо­нополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 7.1. рыночных структур.

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок- это условие, которое затрудня­ет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» дан­ной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие: 1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, напри­мер, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Мно­гие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий (см. § 4 настоящей главы).


130


Глава 7


Таблица 7.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...