Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджетная линия (бюджетное ограничение).




Наложим теперь линию АХ на график кривых безразличия (рис. 5.12в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наи­большую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U,. Это и есть


110


Глава 5


наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.

Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как излишек потребителя. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выго­ду. Поясним идею излишка потребителя графически (рис. 5.15).

Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он со­гласен был бы уплатить 80 долл. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель зап­латил бы 60 долл. Рыночная цена каж­дой из двух единиц при этом состави­ла бы одну и ту же величину - 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной - в данном случае второй - единицы). Что же получает­ся? Индивидуальная оценка полезно­сти 1-й единицы - 80 долл., 2-й - 60 Рис. 5.15. Излишек потребителя   долл., их сумма - 140 долл. Но по

единой цене покупаются обе едини­цы, так что потребитель заплатит (60 + 60) = 120 долл.; 3-ю единицу поку­патель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уплачен­ная потребителем при покупке трех товаров, составит (40 + 40 + 40) = 120 долларов. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: (80 + 60 + 40) = 180 долл. Итак, излишек потребителя- это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. А.Маршалл объясняет это следующим образом: излишек потребителя - это избыток цены, которую потребитель готов был бы зап­латить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

На графике излишек потребителя - это заштрихованная область, огра­ниченная сверху кривой спроса, а снизу - линией цены. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя.При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 - 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 - 120 = 60 долл.


Общая характеристика рыночной экономики


111


Концепция излишка потребителя широко используется неоклассической школой при графическом анализе проблем налогообложения, монополисти­ческого ценообразования (см. гл. 7, § 6) и др.

Таким образом, были рассмотрены более подробно те факторы, которые лежат в основе кривой спроса. Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие количества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетворение.

Теория предельной полезности и теория потребительского выбора по­зволяют лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а также произвести более точный анализ спроса и влияние его количествен­ных изменений на рыночное равновесие. Эти теории подчеркивают воздей­ствие на экономическую систему импульсов, вытекающих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...