Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок и условия его возникновения




В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Эта характерная черта рынка обсуждалась в гл. 4. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономичес­кой категории, можно сказать, что рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъек­тов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприни­матели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: до-


Общая характеристика рыночной экономики


75


машние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. В разделе «Макроэкономика», когда мы будем учитывать и международные экономичес­кие связи, предметом анализа будет и еще один субъект рынка - заграница.

Домашнее хозяйство- основная структурная единица, функционирую­щая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производ­ства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес- это деловое предприятие, функционирующее с целью получе­ния дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительствопредставлено главным образом различными бюджетны­ми организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. На­пример, работая по найму государственным служащим, вы являетесь пред­ставителем правительственной организации; владея ценными бумагами ка­кой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Со­ответственно современная рыночная экономика - это целая система рын­ков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранной валюты и др.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения все­ми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Раз­личные группы производителей занимаются отдельными видами хозяй­ственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется прин­ципом сравнительного преимущества,т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравни­тельное преимущество является одним из центральных понятий в экономи­ческой теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А


76


Глава 5


и В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъек­та А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обу­ви равна четырем платьям. Относительно меньшая альтернативная сто­имость (издержки упущенных возможностей) производства обуви - у про­изводителя А. Следовательно, ему следует полностью сосредоточиться (специализироваться) на производстве обуви, другому производителю це­лесообразнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую альтернативную стоимость у про­изводителя В. Принцип сравнительного преимущества объясняет как про­цессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в междуна­родных масштабах, о чем будет подробно сказано в гл. 27.

Условием возникновения рынка является и так называемая экономичес­кая обособленность, или хозяйственная автономиясубъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разде­ления труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяйственная автоно­мия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным пра­вовым режимом состоянию экономической обособленности является ре­жим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановить­ся подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обще­стве отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из «пучка прав», рассмотренного в гл. 4, § 2? Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию, если по за­кону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; если производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); если не суще­ствует права продажи и наследования земельного участка и т. д. Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерар­хической системы хозяйства. Современная экономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пиро­жных у себя дома с целью их последующей продажи в самых оживленных точках вашего города. Однако необходимо получить разрешение санэпи­демстанции на подобную деятельность, лицензию от муниципалитета, ве-


Общая характеристика рыночной эконакики


11


роятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет о нынешних рос­сийских условиях и т. п. Если все эти трансакционные издержки для жела­ющих заняться производством пирожных на продажу, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свобод­ный обмен ресурсами.Ведь общественное разделение труда, специализа­ция и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться произве­денной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтан­ных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффектив­ные направления их деятельности.

§ 2. Экономические и неэкономические блага. Товар

Благо- это средство удовлетворения потребностей человека (см. гл. 3). Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости, о котором уже шла речь ранее. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономи­ческое благо является редким благом. Именно соотношение между потреб­ностью, или надобностью (в терминологии К.Менгера, видного представи­теля австрийской школы), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тай­ге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономичес­кими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда.

Товары, подчеркивает К.Менгер, это «экономическиеблага, независи­мо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена».1Важнейшими характе-1 Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической эко­номии. М., 1992. С. 201-202.


7 8


Глава 5


ристиками товара являются потребительная ценность (стоимость) и ме­новая ценность (стоимость).1Эти категории введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие экономисты подчеркивали различие между потребительной и меновой ценностью.

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлет­ворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью.Потребительная ценность может непосредственно удовлетво­рять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т. д. удовлетворя­ют потребность в пище, ткань - потребность в одежде и т.д.

Потребительную ценность имеют и многие блага, не созданные челове­ческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительную ценность, является товаром.

Чтобы благо могло стать товаром, оно должно быть предназначено для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто его произвел, а поступать для по­требления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности дру­гих членов общества.

Меновая ценность- это количественное отношение, в котором потре­бительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценно­сти другого рода. Например, 1 топор обменивается на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и выражена их меновая ценность. Сторонники трудовой теории стоимости считали (А.Смит, Д.Ри-кардо, К.Маркс и др.), что товары в определенных количествах приравни­ваются друг к другу, потому что они имеют общую основу - труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств то­вара - масса, объем, форма и т. п. , а только трудовые затраты. Необходи­мым условием обмена является различие потребительных ценностей обме­ниваемых товаров, но потребительные ценности различных товаров, как ка­чественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости яв­ляются количественно несоизмеримыми.

Однако в современной экономической теории принят иной подход, ве­дущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К.Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф.Визера. Не трудовая стоимость лежит в ос­нове обмена, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмере­ния различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

1 В дореволюционные времена и первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. английский термин «value» и немецкий «Wert» в русской экономической литературе переводились словом «ценность».


Общая характеристика рыночной экономики


79


Если же стоимость товара определяется затратами труда на его произ­водство, то труда какого качества и какова должна быть продолжительность этого труда, созидающего стоимость? Непосредственным измерителем тру­довых затрат является в теории трудовой стоимости рабочее время. Сто­имость товара будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым обще­ственно необходимым рабочим временем. Эта категория характеризует вре­мя, «которое требуется для изготовления какой-либо потребительной сто­имости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».1 Но вновь возникает вопрос - это труд простой или сложный? Квалифици­рованный или неквалифицированный? Умственный или физический? Труд, результатом которого является физически осязаемая вещь или услуга? Так, например, К.Маркс такого разнообразия вопросов не рассматривает и го­ворит лишь о проблеме простого и сложного труда. По его мнению, срав­нительно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или воз­веденный в степень простой труд, поэтому меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Но чем (или кем) опреде­ляются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому? Внятного от­вета трудовая теория на этот вопрос не дает.

Обратимся к более развернутой характеристике теории предельной по­лезности, которая, по мнению многих западных экономистов, произвела настоящий переворот в экономической теории, фигурирующий под назва­нием «субъективной революции».

§ 3. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага

Согласно трудовой теории стоимости, только на рынке при обмене вы­является общественно необходимый уровень затрат труда. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рын­ке. И вот здесь-то возникают возражения со стороны теоретиков предель­ной полезности. В чем их суть? Если товар покупается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затратытруда на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для по­купателя обладает определенным полезным эффектом; покупатель ценитэтот товар. Недаром, как уже отмечалось, на русский язык немецкое слово «Wert» или английское «value» в конце XIX - начале XX вв. переводились именно как «ценность»,и это был более точный перевод. А ценность - это

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 47.


80


Глава 5


категория во многих (если не во всех) отношениях субъективная. Следова­тельно, согласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) нико­им образом не может быть свойством, объективноприсущим вещи. Цен­ность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойства стоимости. Таким обра­зом, трудовая стоимость - лишь фантом, а действительная стоимость (цен­ность) конституируется лишь на рынке и вне его просто не существует.

Чем определяется стоимость букета диких цветов (ландышей), которые сорвала в обход закона бабушка и торгует ими на вокзальной площади? Чем определяется стоимость картины Ван-Гога? Продолжительностью индиви­дуального рабочего времени на собирание ландышей или времени Ван-Гога на изготовление картины? Согласно теории трудовой стоимости - нет, не индивидуальным временем, а общественно необходимым. Но что является общественно необходимым временем в данных случаях? Можно заметить, что приведенные примеры не типичны, так как они касаются свободно не­воспроизводимых товаров. Тогда - другой пример: несвежие, а попросту тухлые куриные яйца (товар свободно воспроизводимый). В Китае (где та­кого рода яйца - блюдо китайской кухни) их стоимость, допустим, опреде­ляется общественно необходимым рабочим временем. Перевезем эти яйца (на поезде или самолете) в российскую глубинку. Казалось бы, стоимость этого продукта должна еще увеличиться (учитывая затраты труда на транс­портировку), однако в российских условиях яйца такого качества вообще не будут куплены. Они не имеют потребительной ценности, следователь­но, и не имеют вообще никакой ценности. Разумеется, в наших рассужде­ниях мы не будем ломиться в открытую дверь: сторонники трудовой тео­рии стоимости прекрасно понимали, что без потребительной ценности, без общественной полезности блага невозможно вообще существование кате­гории товара. Речь идет о другом - о том, что стоимость, по их мнению, непосредственно создается в производстве, что это - объективное свойство товара. Но если без рыночных оценок покупателей невозможно выявить полезный эффект произведенной продукции, то, очевидно, стоимость (цен­ность) есть прежде всего категория обмена.

Помимо этого, неоклассики, в том числе и австрийская школа, подчер­кивают, что в создании ценности товара принимают участие несколько рав­ноправных факторов производства - труд, капитал, земля, предпринима­тельские способности, а не только один труд.

Расхождение теории предельной полезности с теорией трудовой стоимо­сти связано и с проблемой соизмерения разнородных потребительных цен­ностей, или полезностей. Ведь в каждом конкретном случае при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального! потребления постоянно происходит сопоставление полезного эффекта раз-я


Общая характеристика рыночной экономики


81


личных благ. Вообще без сопоставления потребностей, без оценки полез­ного эффекта тех или иных материальных и духовных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного решения, никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

При этом сама проблема поиска измерения полезности вызывала ожив­ленную полемику в среде сторонников теории предельной полезности. В каких единицах измерить полезный эффект? В зависимости от ответа на этот вопрос ученые разделились на два «лагеря» - ординалистов и карди-налистов,однако суть этой проблемы можно уяснить лишь после изуче­ния самой категории предельной полезности, кривой спроса и других важ­ных категорий экономической науки.

Обратимся к более подробной характеристике проблемы ценности в концепции теории предельной полезности. Ученые, разработавшие эту те­орию, - У.Джевонс, А.Маршалл (Великобритания), Е.Бем-Баверк, К.Мен-гер, Ф.Визер (Австрия), Л.Вальрас (Швейцария), В.Парето (Италия) и дру­гие в основном создавали свои труды во 2-й половине XIX - начале XX в. Нередко вклад этих исследователей (особенно представителей австрийской школы) в развитие экономической теории именуют «субъективной револю­цией», или революцией «предельной полезности». Цена, определяемая пре­дельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хо­зяйственной жизни и позволила создать тот раздел экономической науки, который сейчас принято называть теорией потребительского выбора (см. § 9 настоящей главы). Чаще всего в связи с этим упоминается знаменитый «парадокс Смита»:почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизнен­ных потребностей, стоит так дорого? Ответить на этот интересный вопрос нам поможет именно теория предельной полезности. По мнению Хайека, с элементарными основами теории предельной полезности должен быть зна­ком каждый образованный человек.1

Сторонники теории предельной полезности рассматривают, прежде все­го, субъективную ценность, выражающую отношение человека к вещи. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, т. е. с величи­ной его запаса. «Ценность предполагает, - писал Е.Бем-Баверк, - именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их».2 Представители теории предельной полезности, выводя ценность из по­лезности, считали необходимым выделить два вида полезности:

а) абстрактную, или родовую полезность, т. е. способность блага удов­летворять какую-либо потребность людей;

1 Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 175.

2 Бам-Бавсрк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в поли­
тической экономии. М., 1992. С. 262.


82


Глава 5


б) конкретную полезность, которая означает субъективную оценку по­лезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная оценка зави­сит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребности).

По мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») па­дает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее дан­ную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлет­воряющий «настоятельную потребность». Отсюда делается вывод, что цен­ность блага данного рода определяется полезностью предельного экземп­ляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.1

Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Е.Бем-Баверка слу­жит позаимствованный им из работы К.Менгера пример с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворения самых насущных потребностей питания, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашних птиц, четвертый - для изготовления пива, пятый - для забавы (кормления попу­гаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник отказался бы лишь от корма попугаев, т. е. удовлетворения наименее настоятельной по­требности. Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. По определению Бем-Баверка, «величина ценности матери­ального блага определяется важностью той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает последнее место в ряду потреб­ностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ дан­ного рода».2 Следовательно, полезность последней единицы каждого бла­га, т. е. единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потреб­ность, и есть предельная полезность. По мнению сторонников данной тео­рии, субъективная оценка каждого блага человеком непосредственно опре­деляется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые про­порции или цены товаров зависят от субъективных оценок и, в конечном счете, тоже определяются предельной полезностью (см. также о предель­ной полезности в § 9 настоящей главы).

Теперь становится возможным объяснить и «парадокс Смита»: нужно различать общую полезностьвсего запаса блага и его предельную полез­ность.Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше общей полез-

1 Термин «предельная полезность» был введен в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851-1926), видным представителем австрийской школы.

: Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Указ. соч. С. 278, 279.


Общая характеристика рыночной экономики                                                                               83

ности алмазов, но ценность этих экономических благ объясняется предель­ной полезностью, а она выше у алмазов.

Родоначальником нового направления в теории ценности и цен являет­ся выдающийся английский экономист А.Маршалл. По его мнению, теория предельной полезности страдает определенной односторонностью, по­скольку объясняет ценность только одним фактором. Широко известно мнение А.Маршалла о необходимости синтеза предельной полезности и издержек производства при определении того, чем определяется стоимость товара. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, раз­резает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».1

Именно с работами А.Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены. Принцип монизма означает, что должен быть найден единый источникстоимости, единое основаниецены, единый источникдоходов общества в рыночном хозяйстве. Таким единственным источником, например, в теории К.Маркса является труд, и только труд. Теоретики австрийской школы ищут такое единое основание в категории предельной полезности. В теории же А.Мар­шалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодей­ствия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная по­лезность), так и предложения (издержки производства товара).По мне­нию А.Маршалла, ценность товара в равной мере определяется полезнос­тью и издержками производства.

Дать развернутую характеристику второй стороне (издержкам производ­ства) в этом параграфе не представляется возможным, так как для этого нужно познакомиться с категорией предельных издержек (гл. 6), а также с теорией предельных продуктов и предельной производительности факто­ров производства (гл. 10). Но уже здесь можно заметить, что в теории нео­классиков при определении ценности товаров используется своеобразный подход к оценке производственных ресурсов, направленных на изготовле­ние товара, в том числе и фактора труда. Почему осуществляются затраты труда на производство какого-либо товара (и не только труда, но и других факторов - капитала и земли)? Потому что общество испытывает потреб­ность в какой-то конкретной полезности. Именно ценностью этого товара, этой полезностью и будут определяться ценности затрат труда, капитала и земли. Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства, масштаба его применения и в целом - вели­чину издержек производства. Стоимость готового товара вменяетсясто-

Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. II. С. 31-32.


84


Глава 5


имости использованных при его изготовлении факторов производства. По­ясним этот принцип на конкретных примерах. Разработка нефтяных место­рождений, добыча нефти и производство бензина осуществляются потому, что люди ценят такое благо, как автомобиль. Чем выше оценки полезности этого блага, тем в больших масштабах будут осуществляться затраты труда и других факторов на добычу нефти и изготовление бензина. Не потому до­рог бензин, что высоки затраты на добычу нефти, а наоборот: из-за высо­кой ценности для автомобилистов бензина будут высоки и затраты на до­бычу нефти. Этот принцип Е.Бем-Баверком описан так: «Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот».1 Начи­ная с работ А.Маршалла, в экономической теории отчетливо проявился от­ход от поисков субстанции стоимости и переход к функциональному ана­лизу, к одновременному определению взаимовлияния цены и спроса-пред­ложения.

§ 4. Происхождение денег

Вопрос о происхождении денег различными теоретическими школами связывается с процессом развития обмена.

Исследовать происхождение денег - это исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который Ф.Хайек назвал «расширенным порядком человеческого сотрудничества».

Самой простой формой обмена является бартер. Бартер- это непосред­ственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обмени­вает 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. Однако бар­терные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при ограни­ченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участников при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торговлю боль­шого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Например, вы хотите обменять свою пшеницу на медный кув­шин, но владельцу кувшина не требуется ваше зерно. Потребуется множе­ство промежуточных торговых сделок, прежде чем вы наконец станете об­ладателем кувшина.

Это затруднение, отмечал К.Менгер, казалось бы непреодолимым, если бы «в самой природе вещей не существовало средства, которое само по себе и без всякого ... соглашения или государственного принуждения» при­водит к решению указанного затруднения».2 Дело в том, что по мере разви-

1 Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Указ. соч. С. 334. : Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической эко­номии. М., 1992-С. 218.


Общая характеристика рыночной экономики


85


тия обмена в разных регионах выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту(термин К.Менгера). Выражаясь современным язы­ком, речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью.Ликвид­ный товар (или любое другое благо) - это легкореализуемый товар. С по­нятием ликвидности мы еще будем неоднократно встречаться в последую­щих главах учебника.

Пока нам требуется выяснить, от чего же зависит способность товара к сбыту, или ликвидность.

Во-первых, эта способность ограничена кругом лиц, которым можно сбыть свой товар. Владелец товара не может продать свой товар тем лицам, которые не имеют потребности в них; которые в силу правовых и физичес­ких оснований отстранены от их приобретения; которые не знают о появив­шейся возможности обмена (малоизвестные товары обладают весьма ограни­ченной способностью к сбыту) и в силу еще некоторых ограничений.

Во-вторых, способность товаров к сбыту ограничена областью, в кото­рой товар может найти сбыт. Это означает, что помимо наличия круга лиц, которым можно сбыть товар, не должно быть непреодолимых препятствий (физических или правовых) при транспортировке товара в данную мест­ность; транспортные издержки не должны быть слишком высоки.

В-третьих, способность товаров к сбыту ограничена количественно. Эта способность ограничена размерами еще неудовлетворенных потребностей; кроме того, всегда существуют границы количественного объема сбыта, сильно различающиеся у разных товаров. Так, К.Менгер предлагает срав­нить способность к сбыту какого-либо научного трактата о перуанских древностях и способность к сбыту мяса или хлеба.

В-четвертых, способность к сбыту зависит от промежутка времени, в течение которого возможен сбыт. Эти различия товаров станут яснее, если сравнить возможное время реализации свежей клубники, устриц, копченой колбасы, политических газет, остромодных товаров и т. д.'

Итак, товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена.Деньги являются одним из наиболее значительных компонентов экономической жизни общества. Они, как ясно из предыдущего анализа, появились на оп­ределенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как про­дукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат разви­тия экономических отношений, как результат естественной хозяйственной жизни людей.

Уже на раннем этапе развития торговли в разных странах и регионах люди находили такой говар, который отличался большей способностью к

'Подробней см.: Менгер К. Основания политической экономии. Указ. соч. С. 205-210.


86                                                                                                                                  Глава 5

сбыту, чем их собственный, и который мог быть обменен на тот товар, в котором они нуждались. В качестве средства обмена использовались любые товары - скот, зерно, соль, медь и т.д., но все они должны были удовлетво­рять одному требованию: получить общее признаниеи покупателей, и продавцов как средство обмена. В России до конца княжения Дмитрия Дон­ского в качестве наиболее ликвидных средств обмена обращались серебро в слитках («гривны»), иностранная монета (до половины VIII в. - римские динарии, в VIII-X вв. - восточные дирхемы, преимущественно арабские, с XI - западноевропейские монеты) и меховые ценности («куны», «резаны», «мордки» и т.д.). Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена ста­ли драгоценные металлы - золото и серебро.

Заметим, что неоклассическая школа подчеркивает то огромное влия­ние, которое оказала на возникновение денег привычка.Этот фактор по­может многое объяснить в природе современных денег.

В связи с анализом денег мы можем дать еще одно определение катего­рии цены. Цена - это пропорция обмена товаров на деньги.Таким обра­зом, мы видим, что определения цены могут охватывать разные стороны этого важнейшего рыночного феномена. Во-первых, цена - это альтерна­тивные издержки, о чем говорилось в гл. 3. Во-вторых, цена - это инфор­мационный сигнал («симптом экономического выравнивания», по Менге-ру), который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгод­ное направление его деятельности. И, наконец, цена - это пропорция обме­на товаров на деньги.

Но вернемся к благородным металлам - золоту и серебру. Почему имен­но они стали деньгами? Золото и серебро стали деньгами потому, что об­ладали совокупностью качеств, позволяющих им лучше, чем другим това­рам, выполнять роль абсолютно ликвидного средства обмена:

1) сохраняемость;

2) портативность (т. е. высокая ценность в небольшом объеме);

3) экономическая делимость (т. е. слиток золота, поделенный на две равных по весу части, означает, что и ценность каждой половины слитка ровно в два раза уменьшилась). Этим свойством не обладают ни скот, ни меха, ни жемчуг, ни алмазы и т. д.;

4) относительная редкость золота в природе.

В современных условиях золото, а еще раньше - серебро, перестало быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бу­мажные деньги (банкноты), а не мешочки с золотым песком или золотые монеты. Что же сейчас является деньгами?

Ответ на этот вопрос мы получим в разделе «Макроэкономика», в гл. 20, когда рассмотрим деятельность Центральных и коммерческих банков. Но в настоящем параграфе мы затронем лишь два аспекта, связанных с приро­дой современных денег: деньги как ликвидностьи как декретныеденьги.


Общая характеристика рыночной экономики


87


Понятие ликвидности, уже известное нам, означает, что современные бумажные деньги (доллары, франки, фунты, лиры и т. п. ) обладают непос­редственной покупательной силой. Ликвидное средство, как отмечалось ранее, - это легкореализуемое средство обмена. Например, если у вас есть 12 стульев, это вовсе не означает, что в любой момент их можно обменять на любую понадобившуюся вам вещь. А вот если вы располагаете опреде­ленной суммой денег (долларов, марок и др.), вы всегда сможете обменять их на любое благо. Но почему какие-то куски бумаги обладают абсолют­ной ликвидностью? И тут мы подходим ко второму аспекту, касающемуся природы современных денег. Деньги - это общепризнанное средство об­мена.Здесь очень важно обратить внимание на слово «общепризнанное». Чем же определяется ценность современных денег, точнее, обладают ли вообще бумажные деньги ценностью?

Современная экономическая теория отвечает на этот вопрос так: люди ценятбумажные деньги и поэтому делают их «бумажками», имеющими ценность. Если люди соглашаются что-либо считать деньгами, то это «что-то» и будет являться деньгами. В настоящее время деньги декретируются го­сударством в лице Центрального банка страны, ответственного за предложе­ние денег. Ценность денег определяется во многом доверием к правительству и Центральному банку, держащему под своим контролем объем денежной массы. Устойчивость (неизменность покупательной способности) совре­менных денег определяется вовсе не золотым запасом страны. По аналогии с золотом можно сказать, что у правительства такие же задачи, что и у природы, сотворившей золото в ограниченном количестве: Центральный банк должен сделать ограниченным предложение денег и делать их доступность тем са­мым также ограниченной. Если бумажные деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то их ценность исчезнет совсем.

Подводя общий итог анализу возникновения денег, нужно обратить вни­мание на одну специфическую роль, которую играют деньги в рыночном хозяйстве. Обмен, о котором так много говорилось в предыдущих парагра­фах, связан с определенными издержками (К.Менгер говорит об эконо­мических жертвах,которых требуют меновые операции). Что это за жерт­вы, или издержки? Это уже известные нам трансакционные издержки, свя­занные с осуществлением обменных сделок (трансакций). Ведь обмен про­исходит, как отмечал Р.Коуз, не в идеальном мире, где два человека беспре­пятственно меняют на опушке леса яблоки на орехи, не неся при этом ни­каких трансакционных издержек. Деньги же помогают сокращать трансакционные издержки, облегчая и ускоряя обмен.Поэтому деньга­ми в разных странах и регионах становился не самый полезный (с точки зрения личного потребления) товар, а такой, который в наибольшей степе­ни способствовал облегчению обмена. Назначение денег - не приносить


88                                                                                                                                 Глава 5

пользу, подобную удовлетворению потребностей в еде, питье и т. п. , а эко­номить трансакционные издержки. Можно представить, насколько больше были бы эти издержки, если бы развитие обмена началось и закончилось бартером: одни лишь затраты на поиски нужного контрагента составляли бы львиную долю этих издержек обмена!

В заключение этого параграфа отметим, что из повседневной прак­тики мы знаем о наличных и безналичных деньгах (подробнее об этом см. гл. 20). Именно развитие безналичного денежного обращения, когда день­ги нельзя «потрогать», позволило Ф.Хайеку высказать очень важную мысль: деньги - это наиболее абстрактный институтразвитой цивилиза­ции, от которых зависит торговля и «через которые опосредствуются ... чув­ственно не воспринимаемые последствия индивидуальных действий». По­этому деньги, подчеркивает Ф.Хайек, «которые мы ежедневно пускаем в ход, остаются вещью совершенно непостижимой, и, пожалуй, наряду с сек­сом - объектом самых безрассудных фантазий».1 Изучение экономической теории поможет вдумчивому читателю освободиться от обыденных пред­ставлений о деньгах и не дать увлечь себя фантазиям, например, о возмож­ности ликвидации денег в целях достижения всеобщего равенства, как это предполагалось в теориях социалистов-утопистов и не менее утопических концепциях К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.

§ 5. Основные элементы рыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма должны стать прежде всего объектом нашего анализа.

В гл. 3 было показано, что любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопро­сы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажи­точными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки кар­тофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и

Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 177.


Общая характеристика рыночной экономики

снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход ско­товодов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять до­полнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлека­ют в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, вследствие снижения цен на картофель его производство становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Многие из тех, кто работа­ет на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Предприниматели, занятые производством картофеля, теряют часть прибылей и начинают искать более выгодные сфе­ры приложения капитала. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производ­ства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения бу­дут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты спо­собствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены.Изменение относительных цен послужило ориен­тиром для производителя при определении необходимости изменения объе­мов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производ­ства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение.Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количе­ством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сло­жившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество това­ров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вок­руг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливает­ся тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и пред­ложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция.Цель каждого предпринимателя -максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяй­ственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе пред­принимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта това­ров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо това­ра больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынуж­ден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение произвол-


90                                                                                                                                  Глава 5

ства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкуриро­вать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного то­вара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

§ 6. Основные типы рыночных структур

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существовани­ем различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характер} производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необхо­димой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях сво­бодной, или совершенной конкуренции,т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участни­ка в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продав­цов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на ры­ночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяс­нения принципов функционирования рыночного механизма. Его подробно­му анализу в условиях совершенной конкуренции будет посвящена гл. 6.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутству­ет, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренци­ей.Различают три основные вида несовершенной конкуренции:


Общая характеристика рыночной экономики

1) чистая монополия,когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли со­впадают;

2) олигополия,когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция,которая характеризуется нали­чием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих диффе­ренцированную продукцию.

Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной кон­куренции будут рассмотрены в гл. 7.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа ры­ночных структур необходимым условием их нормального функционирова­ния является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения зако­номерностей рыночного механизма это важнейшее положение будет конк­ретизировано.

§ 7. Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке

Сейчас необходимо перейти к вопросу о том, как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким об­разом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и пред­ложение равны.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный то­вар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наобо­рот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество при­обретаемого товара.

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то полу­чится следующий результат (рис. 5.1).

Кривую D в экономической литера­туре называют кривой спроса.Проеци­руя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при измене­нии цены. Если при цене Р1 величина

спроса составляет Q1 то при снижении Рис. 5.1. Кривая спроса


92


Глава 5


цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2, и т. д.1 При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

QD = a- b .Р

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос ((QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины а про­исходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется на­клон кривой.

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса,который можно сфор­мулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышает­ся (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее ко­личество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Кон­фигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической тео­рии эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребите­ля и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас ре­ально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки.

1 Приведенное графическое изображение является традиционным для экономической на­уки, в то время как с математической точки зрения на абсциссе принято обозначать независи­мую переменную (в данном случае - цену), а на ординате - зависимую (в данном случае величину спроса).


Общая характеристика рыночной экономики


93


как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары озна­чает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобла­дать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нор­мальных товаров(т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие,или низкокаче­ственные товары,чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низ­кокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противопо­ложных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низ­кокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект заме­щения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потреби­тель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие това­ры занимают незначительное место в общем объеме потребительских рас­ходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель бу­дет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - по­вышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена,а низший товар, который занимает значительное место в структуре потреб­ления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена,по имени английского экономис­та Р.Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эф­фект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Дру­гую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказать­ся от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффе-на перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены


94


Глава 5


на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - уве­личивается (как в случае с картофелем).

Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар ста­новится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная ка­тегория потребителей не хочет быть «как все» (так называемый эффект сноба).С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый поку­патель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображе­ний (так называемый эффект Веблена1).

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше бу­дет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет менять­ся в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных услови­ях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически дан­ная зависимость изображена на рис. 5.2 (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движе­ние цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

P• *•

При предположении, что функ­ция предложения носит линейный характер, уравнение кривой предло­жения может быть представлено в следующем общем виде:

QS

 

a+ b .P

Уравнение функции спроса по­казывает, что между уровнем ры­ночной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке ((QS), существует прямая зависимость. Параметры а и b отражают измене­ние экзогенных (неценовых) фак­торов предложения. При изменении величины а происходит сдвиг кри­вой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Рис. 5.2. Кривая предложения

P,

1 Торстен Веблен (1857-1929), американский экономист, олин из основателей институци­онального направления в экономической теории.


Общая характеристика рыночной экономики                                                                               95

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабо­чих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель мо­жет снизить объем производства. Во-первых, высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. Во-вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, производи­тель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов произ­водства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут сме­щаться. В связи с этим важно различать величину спросаи сам спрос,а также величину предложенияи само предложение.При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спро­са, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобре­тать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы воз­растает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой D1, а произойдет сдвиг кривой в новое поло­жение D2 (рис. 5.3).

Кроме того, следует отметить, что на величину спроса, кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других това­ров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупате­лей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса D1 сме­стится вправо и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возрос­ший уровень спроса Q2

Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки произ­водства. Поэтому, если в результате использования достижений техничес­кого прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благо­приятных погодных условий удается снизить издержки производства, кри­вая предложения S1 смещается вправо (рис. 5.4). Величина предложения при неизменной цене Р1возрастает с Q1до Q2 К сдвигу кривой предложе­ния приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов - к сдвигу кривой вправо.


96                                                                                                                                 Глава 5


О        Q1         Q2             Q                   О          Q1,          Q2          Q

Рис. 5.3. Сдвиг кривой спроса                     Рис. 5.4. Сдвиг кривой предложения

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происхо­дит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересу­ющего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся (рис. 5.5). В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1 и цена Р1, выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

При более высокой цене Р2 возника­
ет избыток предложения над спросом
(равный по величине отрезку АВ). Этот
избыток в результате конкуренции про­
давцов будет способствовать снижению
цены. При цене ниже уравновешиваю­
щей P3 спрос превышает предложение
(отрезок CF) и возникает дефицит това­
ра на рынке. В этом случае излишек
спроса и конкуренция покупателей бу­
дут толкать цену вверх. Лишь в точке Е
достигается равновесие сил и устойчи-
Рис. 5.5. Цена равновесия                         вая цена, которая может сохраняться в

краткосрочном периоде, пока не изме­нятся какие-либо параметры, определяющие спрос и предложение.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равен­ство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене.


Общая характеристика рыночной экономики                                                                               97

При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потреби­тели намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому ко­личеству продукции, которое производители намерены продолжать постав­лять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к по­вышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения приве­ли к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имею­щегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесиена единственном рын­ке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене дру­гих товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в рав­новесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. И в этом случае говорят об общем равновесии рынка(подробнее об этом см. в гл. 15).

Важно подчеркнуть, что равновесный метод анализа в микроэкономи­ческом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономичес­кая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состоянии рав­новесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и пред­ложения; намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями производителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в со­стоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - будь то от­дельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к из­менению своего экономического поведения. В точке равновесия экономи­ческое движение прекращается.Для того, чтобы оно началось вновь, дол­жны измениться внешние условия - уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спро­са и предложения - это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяй­ственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако имен­но эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...