Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия




Хозяйственная система- особым образом упорядоченная система свя­зи между производителями и потребителями материальных и нематери­альных благ.

Это означает, что не существует «броуновского движения» в хозяйствен­ной деятельности людей, как это может показаться на первый взгляд. Про­цесс производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществ­ляющийся в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным образом.

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресур­сов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информаци­ей о том. что, как идля кого производить.Выделенные слова формиру­ют три основных задачи, которые должны решаться в любом общестзе. Мы рассмотрели их в гл. 3.

Можно сказать, что различные субъекты хозяйственных систем в исто-


64


Глава 4


рии человеческой цивилизации, будь то первобытная община, рабовладель­ческая латифундия, феодальное поместье, капиталистическое или социали­стическое предприятие — это различным образом устроенные информаци­онные системы, которые и предопределяют способ решения трех основных задач хозяйственной жизни.

Кто же и как осуществляет координацию выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности? Ведь каждый человек строит свои собственные планы, у каждого свои вкусы и предпоч­тения, свои представления о способах, посредством которых необходимо осуществлять производство благ.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координа­ции: спонтанный,или стихийный порядоки иерархию.В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, пере­дается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресур­сов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т. е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществ­лять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Но как возможно осуществить такую задачу, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руководитель фирмы не в состоянии оки­нуть взглядом весь «экономический космос», по выражению Вальтера Ой-кена, известного немецкого экономиста? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтер­нативного использования представляют собой величину, поддающуюся учету. Но как возможно рассчитать соотношение выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого со­трудничества», как именует Ф.Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализмом? Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре. В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Такая хозяйственная система названа Хайеком спонтанным, или самопроизвольным порядком, что подчеркивает эволюционный, неза­висимый от чьих-либо намерений или планов характер ее возникновения. Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития челове­ческой цивилизации. Рынок - это и есть спонтанный порядок и подроб­ный его анализ предстоит в последующих главах.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это - система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производите-


Координация выбора


65


лю). Такая система называется иерархией.Примером иерархического по­рядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься. Иерархия - это и командно-административная сис­тема, или социализм, где государство в лице Госплана или высших партий­ных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает прика­зы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или централь­ного управляющего государственного органа.

В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Но от чего зависят столь различные формы координации эконо­мического выбора людей?

Для этого нам нужно обратиться к новой категории, которая ис­пользуется современной экономической теорией: трансакционные издер­жки.Термин впервые был введен в экономическую науку американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его ра­боте «Природа фирмы» (1937 г.). Рассмотрим их подробнее. Эти издержки связаны не с производством как таковым (расходы на сырье, материалы, заработную плату, транспорт и т. п. ), а с сопутствующими ему затратами. Назовем важнейшие из них.

1. Издержки поиска информации. Здесь имеются в виду, прежде всего, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи (ценах). Перед заключением сделки эко­номический субъект собирает информацию о контрагенте (например, ком­пания по страхованию жизни потребует от вас массу справок о состоянии вашего здоровья и проверит их достоверность; мафиозная группировка многократно перепроверит надежность поставщика или покупателя круп­ных партий наркотиков и т. п.). Цены на одно и то же благо могут суще­ственно различаться в разных местах, и каждый из нас знает, что люди с низкими и средними доходами вначале обойдут несколько магазинов и оп­товых рынков, прежде чем купят товар.

2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Для того, чтобы заключить соглашение между контрагентами, требуются затра­ты времени и денег. Допустим, вы собираетесь опубликовать свое литера­турное произведение. Вам потребуется агент, который будет вести перего­воры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его ус­луг. Сами переговоры займут определенное время. Подписание договора, дружеский ужин с издателем - все это войдет в издержки заключения кон­тракта.

3. Издержки измерения. Блага обладают самыми различными свойства-


66


Глава 4


ми, приносящими полезность их обладателю. Допустим, вы собираетесь купить шубу. Прежде, чем совершить покупку, вы должны убедиться в ка­честве выделки меха, прочности окраски и т. п. Придирчивый покупатель будет мять шубу в руках, встряхивать, пытаться выдернуть ворс и даже понюхать, пытаясь определить качество выделки. Издержки измерения в данном случае затрудняют покупку для того, кто не обладает знаниями то­вароведа. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки. Издержки измерения связаны и с необходимос­тью затрат на измерительную аппаратуру (контрольные весы, персональ­ные калькуляторы и даже дозиметры, с которыми граждане, опасающиеся радиоактивного заражения, предпочитают покупать овощи и фрукты).

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Подробнее о правах собственности и их спецификации речь пойдет в следующем па­раграфе настоящей главы. Здесь же можно отметить, что спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности, функционированием судебной системы, органов охраны правопорядка и т. п. В качестве примера можно привести деятель­ность многих предприятий малого бизнеса в современной России. По идее, право частной собственности этих фирм должно охранять государство, как в любой стране с рыночной экономикой. Однако, если в силу тех или иных причин государство плохо справляется с этой задачей, то фирмы прибегают к альтернативным способам защиты своей собственности, т. е. поиску так называемых «крыш», которые выполняют охрану за определенную плату.

5. Издержки оппортунистического поведения. Понятие оппортунисти­ческого поведения было дано в гл.1. Нечестность, обман, сокрытие инфор­мации, «просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути», как по­яснял эту категорию О.Уильямсон, влекут за собой ощутимые издержки как до (ex ante), так после (ex post) заключения сделки. Иначе говоря, выявле­ние и наказание нарушителя договора связано с издержками. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического пове­дения. Так, в обменных пунктах валюты стоят специальные приборы, про­веряющие подлинность банкнот. Любители настоящего меда ходят по рын­ку с химическим карандашом, пытаясь определить подлинность этого про­дукта пчеловодства: если опущенный в каплю меда карандаш потечет фио­летовыми разводами, то мед поддельный. «Доверяй, но проверяй!» - гла­сит русская поговорка, которую в свое время любил повторять Рональд Рей­ган, президент США в 1980-1988 гг., в связи с переговорами между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.

Трансакционные издержки пронизывают всю ткань хозяйственной жиз­ни общества, мы сталкиваемся с ними на каждом шагу, даже не осознавая


Координация выбора                                                                                                               67

этого. Иногда ученые проводят аналогию между трансакционными издер­жками в экономике и трением в физике. Дж. Стиглер, американский эконо­мист, утверждал, что «мир с нулевыми трансакционными издержками ока­зывается столь же странным, как физический мир без сил трения».1 Дей­ствительно, если отсутствуют все перечисленные выше виды трансакцион-ных издержек, то, по Коузу, ничего не стоит ускорить трансакции (сделки) так, что вечность будет прожита за доли секунды. Обмен происходил бы мгновенно, потому что не требовалось бы затрачивать ресурсы на поиск той информации, о которой говорилось ранее в нашей главе.

К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издержек:

трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономичес­кой системы.Другими словами, любая система функционирует с «трени­ем». И рыночная экономика, и альтернативные ей системы сталкиваются с трансакционными издержками. В одном случае мы видим, что трансакци-онные издержки - это издержки эксплуатации рыночной (ценовой) систе­мы координации деятельности экономических субъектов. Но и при социа­лизме так называемое плановое хозяйство, устроенное по иерархическому принципу управления, не могло избежать трансакционных издержек. Из­держки согласования планов между вышестоящими и нижестоящими ин­станциями; издержки, связанные с поиском дефицитных товаров; издерж­ки оппортунистического поведения, т. е. бесконечные «приписки», завыше­ние объема произведенной продукции и т. п. требовали содержания огром­ного аппарата контроля (см. подробнее гл. 29).

В любом обществе экономические агенты стремятся снизить величину трансакционных издержек. В связи с этим можно сказать, что возникшие эволюционным путем или в результате осознанной человеческой деятель­ности институты выполняют задачу минимизации трансакционных издер­жек. Виднейший представитель неоинституционализма Дуглас Норт опре­деляет категорию институтов следующим образом: «институты представ­ляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом».2Институты снижают неопределенность, с которой сталкиваются экономические субъекты в процессе своей деятельности, и уже тем самым способствуют минимизации трансакционных издержек. Действительно, если все люди придерживаются таких «правил игры», которые выражают­ся библейскими заповедями «не убий», «не укради», «не лжесвидетель­ствуй» и т. п., то рассмотренные нами трансакционные издержки измере-1 См. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.,1993. С. 16.

; См. подробнее: Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирова­ние экономики. М., 1997. С. 19. Здесь же Д. Норт утверждает, что институты «...абсолютно аналогичны правилам игры в командных спортивных играх».

5*


68                                                                                                                     _      Глава 4

ния, защиты прав собственности, оппортунистического поведения и др. становятся намного меньше. Как правило, в странах, где население законо­послушно, достигнут и высокий уровень экономического развития. Вот ма­ленький пример: владелец автомобиля в Швейцарии может не беспокоить­ся о том, что его машину угонят, если он оставил в ней ключи зажигания. Ему вообще не требуется затрат на систему сигнализации. Выражаясь эко­номическим языком, его издержки на защиту права собственности намно­го ниже, чем у владельца автомобиля в стране, где правило «не укради» на­рушается на каждом шагу.

Итак, из рассмотренных нами определений становится ясно, что та или иная система будет функционировать как иерархия или как спонтанный порядок в зависимости от величины трансакционных издержек.

Представим себе, что в «расширенном порядке человеческого сотрудни­чества», как называет Ф.Хайек капитализм, необходимо собрать информа­цию о том, что, как и для кого производить. Наиболее дешевым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в единый кулак» всю рассеянную информацию о ценах, предпочтениях, наличных ресурсах ока­жется непосильной никакому Центру задачей. Да, при этом существуют трансакционные издержки рыночной координации, но они оказываются ниже тех издержек, которые возникли бы в случае централизованного при­крепления каждого производителя к конкретному потребителю в масшта­бах всей национальной экономики.

А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издерж­ки, оказывается иерархия (см. подробнее гл. 9). Здесь работники взаимо­действуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник узнает от своего непосредствен­ного начальства. Как иерархия устроена и армия, где, как известно, прика­зы не обсуждаются. Семья патриархального типа также устроена на прин­ципах иерархического управления.

Таким образом, мы подошли к интересному выводу: оценивать эффек­тивность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зре­ния нормативных оценок (плохие или хорошие), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он очень важен. Теория трансакционных издержек помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В.И. Ленин, оказалась несостоятельной из-за огром­ных трансакционных издержек, с которыми связано регулирование из Цен­тра (Госплана). Интересно, что идеальное общество, о котором мечтали социалисты-утописты и последователи марксистского учения, в терминах неоинституциональной теории должно было бы представлять собой систе-


Координация выбора


69


му снулевыми трансакционными издержками. Так, Р. Коуз утверждал, что абсолютно коммунистическое общество в его представлении - это систе­ма, в которой трансакционные издержки не существуют. Но в реальности социалистическая система оказалась «перегруженной» трансакционными издержками. Наивная социалистическая утопия, что можно в едином цент­ре сосредоточить всю рассеянную в обществе информацию о ценностях ре­сурсов, о постоянно меняющихся предпочтениях потребителей и т. п. , так и осталась утопией, нереализованной мечтой. Выдающийся вклад в развен­чание иллюзий о возможности построения всего общественного хозяйства по типу иерархии внесли австрийские экономисты-неолибералы Ф. Хайек («Пагубная самонадеянность»), Л. Мизес («Социализм»), российский эко­номист Б. Бруцкус в своей работе «Социалистическое хозяйство», вышед­шей еще в 1922 г., и другие экономисты.

До сих пор мы исследовали, каким путем может передаваться информа­ция о редких ресурсах в различных хозяйственных системах. Но облик той или иной системы зависит и от упомянутых ранее институтов, или «правил игры», которых должны придерживаться все хозяйственные агенты. В следу­ющем параграфе и пойдет речь о некоторых из этих важнейших правил.

§ 2. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных















Системах

В современной экономической теории, как нам известно из гл. 2, § 3, получило развитие направление экономического анализа, именуемое нео-институционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направ­ления является экономическая теория прав собственности.У истоков те­ории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз, о котором мы много говорили в предыдущем параграфе, и Армен Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории прини­мали активное участие такие известные экономисты неоинституциональ­ной школы как И.Барцель, Г.Демсец, Д.Норт, Р.Познер и др.

Своеобразие подхода авторов этой теории к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической осно­вы экономического анализа состоит в следующем: во-первых, в своих ис­следованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собствен­ность», а используют термин «право собственности».Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность».1

3 Demsetz H. Toward a theory of property rights - «American Economic Review». 1967, v. 57, №2.


70                                                                                                                                       Глава 4

Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре»(в честь английс­кого юриста А.Оноре, впервые предложившего его в 1961 г.), состоит из следующих II элементов:

1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами;

2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя;

3. Право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4. Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ;

5. Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6. Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу благ в наследство;

8. Право на бессрочность обладания благом;

9. Запрет вредного использования, т. е. запрет использования вещи спо­собом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;

 

10. Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11. Право на остаточный характер, т. е. право на существование про­цедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных право­мочий.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми,которые воз­никают в связи с существованием благ, и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собствен­ности есть не что иное, как определенные «правила игры»,принятые в обществе. «Права собственности - это права контролировать использо­вание определенных ресурсов и распределять возникающие при этом зат­раты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким

именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».1

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключается в

Хсйне П. Экономический образ мышления. М. 1991. С . 325.


Координация выбора


71


том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относитель­ной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосыл­ки редкостей бессмысленно говорить о собственности».1 Правда, такой под­ход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обо­снован еще в 1871 г. австрийским экономистом Карлом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собственность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество кото­рых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт соб­ственности является единственно возможным институтом разрешения про­блем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ».2 Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий харак­тер. Отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам (т.е. свободный доступ к ним) означает, что они - ни­чьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем. Такие ре­сурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права соб­ственности на них. Другими словами, спецификация прав собственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами.Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обязательно за одним физичес­ким или юридическим лицом, о чем мы подробнее скажем далее. Государ­ству принадлежит особо важная роль в спецификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в раз­личных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р.Коуз, - их в конце кон­цов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производ­ства или развлечения. В этом процессе права будут приобретены, подраз­делены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятель­ность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность».1 Та-1 Toumanoff P.G. Theory of market failure - «Kyklos», 1984, v. 37, № 4.

2 Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической эко­
номии. М.. 1992. С. 79.

3 Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 14.


72


Глава 4


ким образом, основная цель спецификации, т. е. четкой определенности прав собственности, заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные ре­шения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положи­тельные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.

Приведем пример, позволяющий лучше понять проблему спецификации прав собственности. Нередко нам приходится сталкиваться с так называе­мой «бесхозной» землей в черте города. Как правило, это стихийные му­сорные свалки, крошечные огороды на окраинах города, сооруженные в порядке «самозахвата» все той же ничейной земли и т. п. Конфликтные ситуации по этому поводу возникают из-за того, что каждый из его участ­ников полагает: он имеет право сваливать мусор или выращивать редиску; в то же время другие полагают, что они имеют право на чистый воздух и цивилизованный городской вид. На самом деле вся проблема заключается в том, что права собственности не специфицированы, правомочия не зак­реплены ни за одним из участников конфликта.

Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяй­ствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его ре­шения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена прав собственности на те или иные блага они будут переданы тому экономичес­кому агенту, для кого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производи­тельному использованию, от лиц, менее их ценящих - к лицам, ценящим их больше. В экономической науке эта проблема рассматривается в извест­ной теореме Коуза, с которой мы подробно познакомимся в гл. 15.

В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности, а так­же смешанные (на основе этих двух) правовые режимы.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем пучком прав собственности или только некоторыми из 11 названных правомочий. Например, вы можете обладать лишь некоторыми из перечисленных прав, но не обладать остальными правами. Некоторые права существуют лишь в определенной комбинации и, взятые сами по себе, не имеют никакой ценности (например, правомо­чие седьмое без правомочия первого). Комбинации этих прав с учетом того, что ими обладают различные физические и юридические лица, могут быть весьма разнообразными. Поэтому можно говорить о разнообразии форм собственности.


Координация выбора


73


Право государственной собственности означает, что всем пучком прав или различными его компонентами обладает исключительно государство, причем, чем в большей степени все 11 прав на подавляющую массу ограни­ченных ресурсов реализуются государством, тем в большей степени такая система хозяйствования заслуживает название иерархии.

Современная хозяйственная система западных стран именуется «сме­шанной экономикой».И все-таки мы не совершим большой ошибки, если назовем эти страны капиталистическими. Во-первых, определяющим спо­собом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной собственности находится преобладающая доля редких (ограниченных) ресурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтан­ного порядка, ни иерархии; ни правового режима исключительно частной собственности, ни исключительно государственной собственности. Речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания, Австрия, Швеция, Япония, Южная Корея и т. п. Более того, стремление расширить границы государственного сектора с не­избежностью будет усиливать иерархические компоненты в данной систе­ме хозяйственных связей и чревато нарастанием трансакционных издержек, которые могут перечеркнуть благие намерения, с которыми связано усиле­ние роли государства в экономике. В этом смысле и следует понимать бес­компромиссное высказывание Л. Мизеса: «Производство может направ­ляться либо рыночными ценами.., либо правительственным советом по уп­равлению производством. Третьего решения не существует. Невозможна третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни ка-питалистической».1

Основные понятия:

Спонтанный порядок                                   spontaneous order

Иерархия                                                      hierarchy

Трансакционньтс издержки                         transaction cost

Права собственности                                    property rights

Спецификация                                             specification

«Перечень Оноре»                                       «Honore's list»

«Смешанная экономика»                             «mixed economy»

1 Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М„ 1993. С. 113.


Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА

Изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как рас­пределить свои сбережения во времени, как сделать выбор в пользу допол­нительной работы или досуга и т. д. Поскольку речь идет о децентрализо­ванной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений во всех указанных и многих других примерах является цена. Не случайно микроэкономику как раздел экономической теории час­то называют наукой о ценообразовании. В центре нашего внимания и бу­дет находиться процесс установления цен на многочисленные товары и ус­луги на рынке благ, а также установление цен на рынках факторов произ­водства, т. е. рынке труда, рынке капитала, рынке земельных ресурсов. Осо­бое внимание будет уделено и тем случаям, когда ценовой сигнал искажа­ется, или, другими словами, цена дает неверную информацию о потребно­стях общества. Таким образом, нам представится возможность сравнить рыночный механизм с альтернативными системами хозяйства и дать оцен­ку эффективности их функционирования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...