Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет экономической теории




Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере ус­ложнения самой этой деятельности (подробнее об этом говорится в тре­тьем параграфе настоящей главы). Долгое время считалось, что предме­том науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и при­чинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете эко­номической теории все больше начинают связываться с редкостью(ог­раниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшим исключением, которым, скажем, являет­ся атмосферный воздух или солнечный свет, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограничено. Ограни­чено количество пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и использования полез­ных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Редким ресур­сом является время - в сутках всего 24 часа, а жизнь человека измеря­ется количеством лет, отпущенных каждому из нас Богом. Сам человек несовершенен, его физические и интеллектуальные возможности далеко не безграничны. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относи­тельной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные место­рождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Однако все эти


28


Глава 2


изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.

Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не толь­ко количественно и качественно ограничены, они имеют множество вари­антов использования. Металл может применяться для изготовления косми­ческих ракет и автомобилей, морских и воздушных лайнеров и детских игрушек, трубопроводов и замков, тракторов и танков. Время можно ис­пользовать для изучения экономической теории или бездумного лежания на диване. Многовариантность применения различных ресурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования - еще и относительной редкостью.

Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди. При этом предполагается, что потребно­сти людей (в их развитии), лежащие в основе их целей, в принципе безгра­ничны. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило перед людьми пробле­му выбора способов и путей альтернативного использования редких ресур­сов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они перед собой ставят.

Возвращаясь к характеристике предмета экономической теории, важно отметить, что он не включает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуют естественные и технические науки). Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т. е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблени­ем материальных и нематериальных благ. Именно поэтому эта наука явля­ется гуманитарной,изучающей закономерности поведения человека.

Существует много различных определений предмета экономической те­ории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точнос­ти и лаконичности является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распо­рядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономичес­кой науки... Экономическая наука - это наука, изучающая человечес­кое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограничен­ными средствами, которые могут иметь различное употребление».1

Возможность различного (альтернативного) употребления ограниченных средств ставит перед людьми проблему рационального выбора, о котором подробнее говорилось в гл. 1.

Роббинс Л. Предмет экономической науки. THESIS. M., 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 18.


Предмет и метод                                                                                                                     29

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: фи­лософией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др. Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий эко­номист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарова­ниями, — в определенной степени он должен быть математиком, истори­ком, государственным деятелем, философом... Он должен уметь размыш­лять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать со­временность в свете прошлого - ради будущего. Ни одна черта человечес­кой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».1

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наи­более эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их приме­нения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономичес­кой теории - микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика- такой раздел нашей науки, который предполагает ана­лиз экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый».

Макроэкономика- приставка «макро» означает «большой» - занима­ется изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов - домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Под агрегатами (агрегированными показателями) разумеется совокупность отдельных эко­номических единиц, например, домашних хозяйств, которые в процессе экономического анализа рассматриваются как одно целое. При этом в каче­стве объекта исследования выступают не только сами агрегаты, но и связи между ними, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования между микро­экономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» - некоторые про­блемы, как, например, налогообложение входят в круг интересов обоих раз­делов экономической теории.

При исследовании экономических процессов и явлений вне зависимос­ти от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономи-1 Цит. по: Брагинский СВ., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные про­блемы, пути обновления. М., 1991. С. 6-7.


30


Глава 2


ческом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивнуюи нормативнуюэкономичес­кую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оце­ночных суждений. Эта разница была четко сформулирована английским экономистом Джоном Невиллом Кейнсом (отцом Дж.М.Кейнса) в его кни­ге «Предмет и метод политической экономии»: «позитивная наука...- со­вокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; норма­тивная или регулятивная наука...- совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть».1

Позитивная экономическая теория, таким образом, имеет своей задачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она отвечает, например, на вопрос: как изменится величина спроса на лег­ковые автомобили определенной марки при повышении цены на них на 10%? Или: что будет с объемом инвестиций в рамках национальной эконо­мики при темпе инфляции равном 15% в месяц? Позитивная экономичес­кая наука свободна от личностных оценочных суждений исследователя и, по выражению М. Фридмена, «принципиально независима от какой-либо этической позиции или нормативных суждений...Короче говоря, позитив­ная экономическая наука является или может являться «объективной» нау­кой точно в том же смысле, как и любая из физических наук».2

Конечно, на практике подобная объективность в полной мере недости­жима, - ведь экономическая теория изучает отношения между людьми, зат­рагивает экономические интересы, часто не совпадающие у различных людей, а то и прямо противоположные. Да и сами исследователи неизбеж­но находятся в определенной зависимости от тех или иных этических, по­литических и др. представлений, идей, взглядов, носящих оценочный ха­рактер. Будучи сами составной частью объекта исследования и не распола­гая всей полнотой информации о происходящем в экономической жизни, аналитики могут по этим причинам приходить к различным заключениям, что свидетельствует о том, насколько трудно быть объективно беспристра­стным при исследовании явлений общественной жизни. Как метко заметил англо-американский философ и математик А. Уайтхед: «Если бы теорема Евклида затрагивала финансовые или политические интересы, то она была бы предметом самых яростных споров».3

В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос «что будет, если...?» и постольку, с учетом оговорок, сделанных в пре­дыдущем абзаце, претендующей на объективность, нормативная экономичес-

1 Цит. по: Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. THESIS. 1994. Вып. 4. С. 20.

2Тамже. С. 21.

' Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 16.


Предмет и метод


31


кая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается от­ветить на вопрос «что должно быть?» Приемлем ли для общества размер безработицы, сложившийся в настоящее время? Обеспечивает ли рынок справедливое распределение созданного богатства? Нужно ли поддерживать мелкий бизнес? Совместим ли с данным темпом инфляции экономический рост? Стимулирует ли установленный размер пособий по безработице увели­чение предложения на рынке труда и желательно ли оно? Эти и многие дру­гие проблемы, связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иных экономических явлений и действий, пытается решить норма­тивная экономическая теория.

Из сказанного становится ясно, насколько тесно связаны между собой экономическая теория (особенно нормативная экономическая теория) и го­сударственная экономическая политика. Всамом общем виде государ­ственная экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливо­го распределения доходов, полной занятости и др. Для достижения постав­ленных целей государство использует богатый арсенал средств - от адми­нистративных запретов на выброс вредных веществ в атмосферу до мето­дов «тонкой настройки» экономики путем кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики (подробнее об этом говорится в гл. 17).

Результативность государственного управления во многом определяет­ся компетентностью государственных чиновников, их способностью пред­видеть близкие и отдаленные результаты предпринимаемых действий, а также желательность или нежелательность наступающих последствий. Так, например, если государство будет «нажимать на печатный станок» для фи­нансирования социальных расходов, то результатом будет инфляция, кото­рая обесценит денежные доходы населения. Способность правильно понять складывающуюся экономическую ситуацию, выбрать наиболее адекватные меры государственного влияния на экономические процессы, просчитать последствия принимаемых решений, максимизировать выгоды и миними­зировать возможные издержки напрямую зависит от того, насколько пра­вильно и полно при проведении государственной экономической политики используются достижения позитивной и нормативной экономической тео­рии. «Знал бы, где упал - соломки подложил!» - гласит народная послови­ца. Экономическая наука подкладывает амортизирующую «соломку» в фор­ме научно обоснованных предвидений при проведении экономической по­литики только тем, кто базирует свою деятельность на глубоких знаниях основных принципов экономической теории.


32


Глава 2


Основными функциями экономической теории являются: познаватель­ная, позволяющая расширять наши познания в области сложных экономи­ческих процессов в постоянно меняющемся мире; методологическая, даю­щая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; практическая, позволяющая сделать правильный выбор при прове­дении государственной политики; прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.














Метод экономической теории

Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») оз­начает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследова­ния явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в извест­ной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый ме­тод исследования позволяет все более четко определять границы и содер­жание самого предмета.

Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры). Он впер­вые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышле­ния - логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершен­ствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов. Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инстру­ментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного ана­лиза, способа обработки данных (математический метод, например), фор­мы демонстрации результатов анализа (графический метод), В дальнейшем изложении материалов настоящего параграфа слово «метод» будет исполь­зоваться во втором, узком его значении.

Экономическая теория выработала достаточно большое количество при­емов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действи­тельно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут под­вергаться анализу с помощью, например, химических реакций, сопротив­ления на разрыв или баллистических параметров, как это делается в тех-


Предмет и метод                                                                                                                    33

нических и естественных науках. Экономическая теория - наука гуманитар­ная, общественная, что сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окру­жающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования ры­ночного спроса путем исследования различных определяющих его факто­ров - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыноч­ный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рас­смотрении как единства входящих в него и определяющих его компонен­тов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от час­тного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каж­дого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с извест­ного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использовать­ся достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом орга­низме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изобилу­ет противоречиями. Существует множество разных отраслей производства, между которыми на определенных принципах происходит распределение находящихся в ограниченном количестве ресурсов. Каждая отрасль состо­ит из десятков или тысяч крупных и мелких производителей, связанных


34


Глава 2


друг с другом технологически, организационно или с помощью финансо­вых интересов. Каждый из входящих в отрасль производителей преследует свои собственные интересы, конкурируя с другими производителями. Мил­лионы потребителей заинтересованы в приобретении высококачественных товаров по низким ценам, а производители заинтересованы в противопо­ложном. Меняются вкусы, предпочтения, пристрастия, диктует свои требо­вания изменчивая мода. Деятельность правительства вносит изменения в уровень доходов населения и условия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условия могут повлиять на размеры про­изводства в сельском хозяйстве, изменить сложившуюся структуру потреби­тельских расходов, повлиять на спрос на отдельные виды продукции. Нерав­номерный экономический рост меняет уровень занятости, что, в свою очередь неизбежно влияет на колебания спроса, научно-технический прогресс меня­ет структуру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсы и ко­нечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продолжать почти до бесконечности. При этом все названные и неназван­ные элементы и обстоятельства экономической деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга.

Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их мно­гообразии и противоречивости экономическая наука, желающая понять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-след­ственные связи между ними, широко использует метод научной абстрак­ции.Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлече­нии (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непо­стоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимос­ти от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более об­щий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно, абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущ­ность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависи­мость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предполагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их до­ходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особеннос­тей отдельных потребителей и т. д.

Метод научной абстракции используется и для построения экономичес­ких моделей- упрошенных представлений о взаимосвязях между эконо­мическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количествен-


Предмет и метод


35


ную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами).Параметры могут оп­ределяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т. е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндоген­ный фактор.

Экономические модели создаются для выявления принципов, лежащих в основе экономической деятельности и предсказания последствий измене­ния тех или иных ее элементов. Научные выводы и заключения, формули­руемые на базе исследования моделей, получили название гипотез,т. е. пробных утверждений о наличии (или отсутствии) тех или иных причин­но-следственных связей между определенными процессами и явлениями экономической реальности. Примером может служить, например, гипотеза эффективного рынка, утверждающая, что цены акций на фондовой бирже учитывают и отражают всю имеющуюся публично доступную информа­цию. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами экономической действительности, выявления ее соответствия или несоответствия этим фактам. Способ про­верки гипотезы на истинность называется верификацией.Способ провер­ки гипотезы на ложность называется фальсификацией.Сумма проверен­ных (верифицированных) гипотез образует теорию,т. е. совокупность объединенных одним обшим принципом научных положений, служащих объяснением ряду фактов экономической действительности. Нам предсто­ит изучить множество теорий, используемых экономической наукой - тео­рию потребительского выбора, теории фирмы, теорию рациональных ожи­даний и др.

При анализе явлений экономической жизни может сложиться положе­ние, при котором достаточно достоверное объяснение фактам дают несколько разных по степени сложности теорий. В этом случае предпочтение обычно отдается наиболее простой теории в соответствии с принципом «бритвы Ок-кама», названном так по имени английского философа Уильяма Оккама, пред­ложившего еще в четырнадцатом веке «сбривать» усложняющие теорию под­робности, не являющиеся абсолютно необходимыми для объяснения на­блюдаемых фактов и связей между ними.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономи­ческая наука познает действующие экономические законы,- объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явления­ми экономической жизни. Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров (есть и исключения, под-


36


Глава 2


робнее о которых - в гл. 5) и объемом покупательского спроса на них. Важ­но подчеркнуть объективный характер экономических законов - они суще­ствуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства. Эти законы могут быть позна­ны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Выявление экономических законов является важнейшей функцией экономической на­уки и имеет огромное практическое значение, поскольку лишь на основе анализа этих законов можно формировать эффективную экономическую политику.

При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа,отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функциейназывается переменная величина, зави­сящая от других переменных величин. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная от аргумента - независимой переменной. На­пример, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др. В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между дву­мя категориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизмен­ными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию всех или большинства аргументов настолько усложнил бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным. Примером вышесказанного может служить выявление влияния на спрос (функция) уровня цены на данный товар (аргумент). Все остальные, кроме цены, ар­гументы считаются неизменяемыми. В данном случае можно сказать корот­ко - спрос есть функция цены. Однако часто функция и аргумент могут меняться местами. Зависимой переменной может стать цена - ведь при прочих равных условиях она тем выше, чем больше спрос на данный то­вар. В этом случае цена есть функция спроса.

Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при исполь­зовании графических построенийв рамках э коном етри чес кого моделиро­вания экономических процессов. Эконометрика - наука об экономических измерениях, результатами этой науки широко пользуется экономическая теория. Использование графиков позволяет представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различ­ных показателей. Графический метод, используемый экономистами, имеет одну интересную особенность - здесь независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) - на оси аб­сцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.

Выше неоднократно встречалось выражение «при прочих равных ус-


Предмет и метод                                                                                                                    37

ловиях»(ceteris paribus - лат.). Это очень важный принцип, часто исполь­зуемый в экономических исследованиях для выяснения функциональных связей между экономическими явлениями. Действительно, если мы хотим проследить воздействие уровня цены на спрос, нам придется предполо­жить, что все остальные аргументы, влияющие на спрос, кроме цены, не­изменны. В противном случае нам не только не удастся обнаружить одно­временное влияние всех определяющих спрос факторов на его размеры (по причинам, изложенным в предыдущем абзаце), но и выделить воздействие собственно ценового фактора на спрос. На практике очень трудно обеспе­чить «чистоту эксперимента», поскольку «прочие равные условия» нахо­дятся в состоянии постоянного движения, - меняются вкусы, предпочте­ния, мода, ожидания потребителей. В результате точность выводов эконо­мической науки уступает строгости результатов таких наук, в которых мож­но обеспечить лабораторную чистоту эксперимента, например физики, хи­мии и др.

При выявлении причинно-следственных связей между экономическими явлениями можно часто наблюдать временной разрыв (более или менее продолжительный) между причиной и следствием. Повышение цены, на­пример, может почти мгновенно привести к сокращению величины спро­са, а поступление в обращение необеспеченной товарной массой суммы денег вызовет инфляционный рост цен лишь через несколько месяцев. Од­нако и в том, и в другом случае причина предшествует следствию. Значит ли это, что если одно событие наступает позже другого, то именно оно яв­ляется его причиной? Вовсе нет. Подобно тому, как звонок будильника не является причиной наступления утра, многие последовательно наступаю­щие экономические события могут и не находиться в причинно-следствен­ной связи. Так, если после повышения цен на кожаные куртки, например, возросли объемы их продаж, то неправильным будет вывод о том, что рост цен явился причиной увеличения спроса. Такой причиной могут быть со­всем иные обстоятельства, скажем, капризы моды, сделавшие кожаные кур­тки товаром повышенного спроса. Выявление причинно-следственных свя­зей в экономике, таким образом, является весьма непростой задачей.

Трудности экономического анализа проявляются и в процессе обобще­ния, то есть формулирования выводов, равно справедливых как для отдель­ных элементов какого-либо явления, так и для всего явления в целом. Да­леко не всегда правильность отдельных теоретических положений для час­ти и целого совпадают. Используя предыдущий пример, можно сделать вывод о том, что новый производитель кожаных курток, решившийся за­няться их изготовлением по причине высокой доходности этого вида дея­тельности, получит прибыль. Но для совокупности фирм этой отрасли появ­ление новых производителей будет означать рост предложения отрасли и, при


3 8                                                                                                                                   Глава 2

прочих равных условиях, снижение цен и уменьшение размеров прибыли, а, возможно, и появление убытков.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследу­ются с применением метода предельного анализа.Предельная величина в экономической науке - это дополнительная величина. Так, предельная по­лезность выступает как дополнительная полезность, получаемая потреби­телем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход - дополнительный доход, получаемый фирмой от продажи дополни­тельной единицы товара; предельные издержки - дополнительные издерж­ки по производству дополнительной единицы продукции и т. д. Важней­шим принципом экономического анализа является сопоставление предель­ных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив дея­тельности экономических агентов. Ясно, что последние будут продолжать свою деятельность, как правило, тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем предельные затраты, связанные с нею. Стимулы к про­должению экономической активности данного рода исчезают, как только предельные затраты оказываются выше предельных выгод.

Метод «предельных выгод - предельных затрат», как полагают сторон­ники «экономического империализма», позволяет анализировать не только экономическое поведение. Предположим, что Вы хотите бросить камень в чужой огород. Как рационально мыслящий субъект, Вы, конечно же, сопо­ставите Ваши предельные выгоды, скажем, удовольствие от наблюдения за полетом и приземлением камня, и предельные затраты, например, необхо­димость объясняться с соседом или подвергаться с его стороны риску су­дебного преследования. Ваше решение будет зависеть от того, насколько правильно Вы оцените соотношение этих двух предельных величин.

В случаях, когда решения одного экономического агента оказывают вли­яние на решения других, экономическая наука для исследования взаимо­действия между ними может использовать теорию игр.Теория игр, зани­мающаяся общим анализом стратегического взаимодействия между субъек­тами, может быть применена при объяснении взаимоотношений между не­сколькими фирмами на рынке, игроков в азартные игры, участников поли­тических переговоров, особенностей экономического поведения потребите­лей и производителей. Недаром название книги, выпущенной в 1944 году авторами теории игр Джоном Нейманом и Оскаром Моргенштерном, - «Те­ория игр и экономическое поведение».

Касаясь применения в экономических исследованиях экономико-мате­матического метода анализа,следует заметить, что он достаточно продук­тивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания. Но иногда происходит отрыв формы от содер­жания, математические модели начинают подчиняться собственной логике


Предмет и метод                                                                                                    .           39

развития, что предопределяет возможность появления ошибочных основан­ных на математических построениях экономических выводов.

Экономическая наука обладает большим прогностическим потенциалом. Основанные на выводах позитивной и нормативной экономической теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако, не следует сильно обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредвиденных последствий, когда при­нимаемые решения приводят к незапланированным, а иногда и к прямо противоположным результатам. Крылатым выражением стала фраза одно­го из председателей правительства России B.C. Черномырдина: «Мы хоте­ли как лучше, а получилось как всегда...» Не будем забывать об этом!

§ 3. Основные направления и школы в экономической теории

* Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Людям всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно влияющие на уровень их благосостояния. Поэтому размышления по поводу хозяйствен­ной жизни сопровождали последнюю с момента ее зарождения.

Первые известные попытки систематизации экономических знаний свя­заны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем(364-322 до н.э.) и Платоном(428-348 до н.э.), которые рассматривали в своих ис­следованиях вопросы экономической жизни. Аристотель смог глубоко про­никнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил эко­номику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.

Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «эконо­мия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксенофонт(430-355 до н.э.). Слово «экономия» состоит из двух слов: «ой-кос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в букваль­ном, первородном смысле «экономия» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства..

Однако времена менялись, а вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новые термины. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и фор­мированию экономики как единого целого в масштабе того или иного го­сударства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен(1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, до­казывает, что последняя является главной целью производства. Работа А.Монкретьена дала название нарождавшейся тогда науке, которая сохра­нилась и по сей день.


40


Глава 2


Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заклю­чает в себе более широкий смысл - искусство управления государствен­ным, общественным хозяйством. В XVII-XVIII вв. политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний для правитель­ственного пользования. Экономисты размышляли над текущими хозяй­ственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить до­ход государства и монарха.

. В этот период основным направлением экономической мысли был мер­кантилизм- концепция, которая видела основу национального процвета­ния в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста Томас Мэна(1571-1641), французского экономи­ста и политика Жана Батиста Кольбера(1619-1683), российского эконо­миста и публициста Ивана Тихоновича Посошков а(1652-1726).

Французские ученые Франсуа Кенэ(1694-1774) и Айн Тюрго(1727-1781) явились основателями школы физиократов,представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйствен­ных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышаю­щий затраты' Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению физиократов, про­мышленники и купцы получают из «вторых рук».

В формировании и развитии политической экономии как науки выдаю­щуюся роль сыграли такие ученые, как уже названный нами Франсуа Кенэ(1694-1774), английские экономисты Уильям Петти(1623-1687), Адам Смит(1723-1790), Давид Рикардо(1772-1823), Джон Стюарт Миль(1806-1873), французский экономист Жан-Батист Сэй(1762-1832). Не­смотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии.1Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде всего, классики -сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражает­ся словами «laissez faire»(буквально - «оставьте делать» - фр). Принцип «laissez faire» - политическое требование, сформулированное еще школой

! В литературе, посвященной истории экономической мысли, можно встретить различные точки зрения на то, кого именно следует относить к классикам экономической науки. Так, маркси­стский взгляд на эту проблему существенным образом отличается от взглядов современных за­падных экономистов. В нашем учебнике мы относим к классикам тех экономистов, которых объе­диняет набор определенных предпосылок, о которых речь пойдет далее.


Предмет и метод                                                                                                                    41

физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конку­ренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая шко­ла рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равно­весия. Длительное существование в такой системе безработицы, перепро­изводства или недопроизводства товаров оказывается невозможным. Клас­сики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, ко­торый в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой экономической мысли.

А.Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в ос­нове которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что бо­гатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотруд­ничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видами деятельности. Это сотрудни­чество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.

На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс(1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние зако­ны капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолют­ному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистичес­кой системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции. Многие положения и прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развития капитализма.

Во второй половине XIX в. центр тяжести в экономическом развитии постепенно переносится с государственного уровня на уровень фабрики, предприятия. Это находит отражение и в общем изменении направления экономических взглядов.

Качественный экономический анализ заменяется количественным, ис­следования концентрируются все в большей мере на рассмотрении конкрет­ных отношений рыночных агентов, выработке соответствующих практичес­ких рекомендаций. Ученые все чаще стремятся к исследованию проблем оптимизации ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей


42


Глава 2


аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этим меняет­ся и название самой науки. Термин political economy («политическая эконо­мия») вытесняется новым названием - economics («экономическая теория»)1. Свое новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегося английского экономиста, основоположника неокласси­ческого направления,главы «кембриджской школы» Альфреда Маршал­ла(1842-1924). Называлась она «Принципы экономической науки» (Principles of economics). Автор книги считал, что экономические исследо­вания должны следовать практике житейской логики, быть научным обоб­щением рационального мышления и поведения рыночных агентов. Поэто­му под «экономике» стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления редких благ и ус­луг в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффектив­ного использования этих ресурсов.

В центре внимания представителей неоклассического направления на­ходился анализ условий, при которых потребители и производители мак­симизируют свое благосостояние. Как показал А.Маршалл, такая максими­зация возможна лишь в условиях свободной конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Созданные неоклассиками инструменты анализа и сегодня составляют «золотой фонд» мировой экономической науки. Это - эластичность спро­са, предельный анализ, различие между коротким и длительным периода­ми при учете временных воздействий на хозяйственную деятельность, ана­лиз внутренней и внешней производственной экономии в теории фирмы, взаимозависимость рынков и др.

Идеализация механизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлять развитие экономики по наиболее эффективно­му пути), недооценка роли государства (оно должно быть лишь «ночным сторожем»), характерные для неоклассиков, определяли развитие эконо­мической теории на протяжении ряда десятилетий, вплоть до конца 20-х го­дов нынешнего века. Экономическая теория этого периода сначала имено­валась «теорией цены», затем «теорией фирмы», и, наконец, получила ши­роко используемое сегодня название «микроэкономика».

Уже на рубеже двух веков микроэкономический анализ подвергается острой критике со стороны некоторых ученых, однако, в конечном итоге оппозиционные выступления, как это часто случается, только способство­вали развитию и укреплению авторитета неоклассического направления. В

1 Заметим, что английское слово economics только в последние 6-8 лет стало переводиться на русский язык как экономическая теория. До этого оно чаще всего переводилось как экономика, политическая экономия, экономическая наука, или даже экономике - достаточно посмотреть на название известного учебника К.Макконнелла и С.Брю, выпущенного в свет в 1992 г.


Предмет и метод


43


этот период науке стали известны имена таких выдающихся ученых-нео­классиков, как Артур Пигу(1877-1959), Карл Менгер(1840-1921), Евге­ний Бём-Баверк (1851-1914), Фридрих Визер(1851-1926), Леон Вальрас(1834-1910), Вильфредо Парето(1848-1923) и др. Именно в их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма(от marginal - предельный - англ.), или теории предельной полезности, зна­меновавшей поистине революционный прорыв в представлении о ценнос­ти, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др. Мар-жиналисты в основу экономического анализа положили субъективные оце­ночные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов (под­робнее об этом см. в гл. 5).

Опираясь на «закон рынков» Ж.-Б. Сэя, согласно которому предложе­ние продукта всегда создает спрос на него самого («товары обмениваются на товары»), неоклассики обосновывали саморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма свободной конкуренции вос­станавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самым динамич­ное, бескризисное развитие.

Особое место в экономической науке занимают такие последователи принципа «taissez faire», как австро-американский экономист Август Фридрих фон Хайек(1899-1992) и австрийский экономист Людвиг фон Мизес(1891-1973). На протяжении всей своей творческой жизни эти уче­ные стояли на позициях непримиримых противников государственного вмешательства в экономику, предупреждали об опасности чрезмерной за-регулированности хозяйства, которая незаметно для ее последователей ве­дет к тоталитаризму.

Между тем, кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов (по прогнозам неоклассиков, они вот-вот долж­ны были рассосаться), вылились в грандиозный по своим масштабам и глу­бине мировой экономический кризис («Великую депрессию») 1929-1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис и микроэкономической тео­рии, в частности, неоклассического направления как ее сердцевины.

На авансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа - кейнсианство,поставившее в центр внимания пробле­мы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося английского экономиста Джона Мей нард а Кейнса(1883-1946) «Общая теория занято­сти, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены в рамках только микроэкономического анализа (см. подробнее гл. 18, 26).

Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения - «за­кона рынков» Сэя - и выводимой из него формулы рыночного механизма как идеальной саморегулирующейся системы. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает


44


Глава 2


решающим фактором развития производства и предложения. Для повыше­ния совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюд­жетную и кредитно-денежную политику государства. В дальнейшем значи­тельный вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли амери­канские ученые Элвин Хансен, Пол Самуэльсон,английский экономист Джон Хикси другие.

Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 1940-х и до 1960-х гг., когда он стал подвергаться критике сначала со стороны монетаристов, а затем со стороны представи­телей новой классической макроэкономической теории.

Монетаризмпредставляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Мо­нетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной полити­ки, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики (см. гл. 20). Задача государства в области управ­ления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбаланси­рованности государственного бюджета, установлению высокого кредитно­го банковского процента для борьбы с инфляцией.

Зачатки идей монетаризма просматриваются еще в экономических уче­ниях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Опреде­ленные элементы монетаристского подхода видны и в работах английских классиков. Сформулированная шотландским философом Давилом Юмом(1711-1776) количественная теория денег, связывавшая уровень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку, в частности, со стороны Д.Рикардо. Но в современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена(род. 1912).

Достижения Фридмена в области монетаризма так или иначе связаны с критическим анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о несущественном влиянии денег на общие расходы, потребление, цены и убежденности в неспособности рыночной экономики автоматичес­ки добиться полной занятости и стабильности цен.

Критикуя эти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том чис­ле по «монетарной» истории США, показал, что все крупные изменения хозяйственной жизни связаны, прежде всего, с денежными импульсами, эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его та­нец», - так образно сформулировал главный вывод своих исследований Фридмен.

Положения монетаристов относительно неэффективности денежной по­литики в краткосрочном периоде были подвергнуты критике сторонника-


Предмет и метод


45


ми новой классической макроэкономической теории.Эта научная шко­ла сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микро­экономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдви­нули гипотезу рациональных ожиданий(см. гл. 23, 26), за которую ее ав­тор - Роберт Лукас(род. 1937), профессор Чикагского университета, - удо­стоился Нобелевской премии по экономике за 1995 г. Согласно данной гипотезе, будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мо­тивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организаций и даже для отдельных семей. До этого считалось, что подобные решения экономических субъектов строятся на произвольной или статической основе. Так, ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный. Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед и соотносить эти ожидания с изменяющей­ся информацией.

Еще одним важным направлением современного экономического ана­лиза является теория экономики предложения,завоевавшая популярность в 1970-1980-е гг. Виднейшим ее представителем является американский экономист Артур Лаффер.Появление теории экономики предложения было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который с полной силой проявился в начале 70-х гг. Западная экономическая мысль перешла к активному поиску новых методов оздоровления экономики, которые, как стало ясно в дальнейшем, опирались главным образом на неоклассические, в частности, на монетаристские взгляды и подходы.

В самом названии теории - «экономика предложения» - авторы проти­вопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет регули­рованию спроса. С их точки зрения Лаффера и его сторонников, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение.

Один из основных постулатов теории «экономики предложения» -уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и сти­мулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая роль при этом отводилась государственным финансам: уменьшению налогов, сокращению государственных расходов, уменьшению количества денег в обращении с помощью соответствующей политики в области государствен­ного кредита. Положения и выводы теоретиков экономики предложения стали одним из важных элементов политики «рейганомики» в США в 80-е годы, в рамках которой произошло резкое уменьшение ставок подоходного налога.

Особое место в современной экономической теории занимает институ­ционально-социологическое направление,представителями которого яв­ляются Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлб-рейт.Свое имя это течение получило от названия книги Дж.Коммонса «Ин­ституциональная экономика», вышедшей в 1924 году в Нью-Йорке. Однако


46


Глава 2


основателем институционально-социологического направления считается Т.Веблен (1857-1929), доктор философии из Йельского университета, вы­пустивший в 1899 г. книгу «Теория праздного класса». Буквально термин «институционализм» происходит от понятий «институция» (обычай, заве­денный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения).

Представители институционализма подошли к исследованию экономи­ческих проблем с нетрадиционных позиций. По существу, их метод явился реакцией на метод классической и неоклассической школ, исходным пунк­том которою был уже известный нам из гл. 1 «человек экономический». Институционалисты предложили исследовать человека не изолированного, а в зависимости от его среды. Поэтому «человека экономического» они за­меняют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупно­сти общественных отношений, или «человеком в конкретной ситуации».

Эта ситуация, по мнению институционалистов, состоит, главным обра­зом, из институтов в самом широком смысле этого слова, т. е. из совокуп­ности писаных и неписаных законов и установлений, которых придержи­ваются хозяйствующие субъекты какого-либо сообщества, и из совокупно­сти органов, учреждений, социологических или административных групп, которые содействуют формированию структуры этой среды. Под рубрику институтов попадают такие явления, как государство, семья, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы, различные экономические явле­ния и механизмы. Сюда же можно отнести общественное мнение, моду, высшее образование, свободное предпринимательство, частную собствен­ность, кредит и т. д.

Метод институционально-социологической школы учитывает одновре­менно и эволюцию институтов, изменяющую условия хозяйственной жиз­ни, и влияние экономики на сами эти институты.

В послевоенный период «чистый» институционализм пошел на убыль. Из отдельного течения институционализм превратился, с одной стороны, в элемент экономической теории, с другой - в метод общего анализа процес­сов и сдвигов в реальной экономической системе. Ко второму случаю мож­но отнести современный неоннституцнонализм,в рамках которого воз­никла экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз,США), теория экономической организации (Рональд Коуз, Оливер Уильямсон,США), теория общественного выбора (Джеймс Бьнженен,США) и др.

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации тех­нических факторов и придает особое значение роли трансакционных издер-•жек (издержек рыночной координации производства - подробнее о них см. гл. 4, 9). На концептуальной основе трансакционных издержек была сфор­мулирована новая роль прав собственности в механизме функционирования и развития рыночного хозяйства, дан ответ на вопрос, зачем нужна фирма, если есть рынок, разработан ряд других интересных проблем хозяйствен-


Предмет и метод

ной жизни. В теории общественного выбораисследуются взаимозависи­мости политических и экономических явлений (см. гл. 17). Особенность подхода этой теории заключается в том, что частный интерес рассматрива­ется как основной побудительный мотив деятельности не только индивида и фирмы, встречающихся на рынке, но и в общественной жизни людей. В об­щественной жизни люди ведут себя, исходя исключительно из частных ин­тересов, что в итоге не всегда приводит к результату, отвечающему интере­сам общества в целом.

В целом же можно отмстить, что характерный для неоинституционализ-ма междисциплинарный подход к рассмотрению экономической жизни с привлечением данных социологии, права, политологии, этнографии и дру­гих наук оказался весьма плодотворным. Вместе с эволюционным принци­пом при анализе экономических процессов, неоинституционализм показы­вает, что современная экономическая наука обнаруживает все новые резер­вы своего развития и способна давать ответы на вопросы, возникающие при исследовании различных экономических систем.

Основные понятия:


Микроэкономика

Макроэкономика

Позитивная и нормативная

экономическая теория

Экономическая политика

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Аналогия

Экономические модели

Функциональный анализ

Меркантилизм

Физиократы

Классическая школа

Принцип «laissez - faire»'

Неоклассическая школа

Маржинализм

Кейнсианство

Монетаризм

Новая классическая

экономическая теория

Теория экономики предложения

Институционализм

Неоинституционализм


microeconomics macroeconomics

positive and normative economics

economic policy

analysis and syntheses

induction and deduction

analogy

economic models

functional analysis

mercantilism

physiocrats

classical school

laissez - faire principle

neo-classical school

marginalism

keynesianism

monetarism

new classical economics supply-side economics institutional economics neo-institutional economics



Глина 3


Глава3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

,«Нас изгнали из рая, мы лишены вечной жиз­ни и неограниченных благ. Если мы что-то вы­бираем, мы вынуждены отказываться от других вещей, от которых в иных обстоятельствах мы бы нie отказались».

Лайонел Роббинс

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресур­сов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информа­цией о том, что, как идля когопроизводить. Выделенные слова формули­руют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ- это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ- это принятие решений о том, с помощью ка­ких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких техноло­гий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГОпроизводить - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет рас­полагать ими экономический субъект.

Настоящая глава и будет посвящена характеристике основных категорий экономической организации общества, каким бы ни было его социально-политическое устройство. Для того, чтобы разобраться в общих закономер­ностях экономической жизни, необходимо рассмотреть такие важнейшие понятия, как производство, блага, потребности, обмен, альтернативная сто­имость и др., позволяющие усвоить азы экономической науки..







































Производство и экономика

Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском, обыденном уровне при­нято считать, что производственная деятельность человека - это и есть эко­номика, экономическая жизнь людей- И следует логический вывод: эконо­мическая наука изучает производственную, хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

Такие рассуждения не вполне кор-ректны. Разумеется, трудно оспаривать утверждение, что деятельность людей, связанная с производством разнооб­разных благ, существовала и в первобытном, и в рабовладельческом обще­стве. Однако собственно экономики там не было. Производство материаль-


Основные закономерности                                                                                                        49

ных благ, например, в рабовладельческом обществе, при крепостном пра­ве, в сталинскую эпоху в СССР было основано на насилии, принуждении, на тех методах, которые принято называть внеэкономическими. Экономика же появляется там и тогда, где и когда производство регулируется механиз­мами, которые основаны иа ценовых сигналах, т. е. колебаниях рыночных цен, динамике прибылей и убытков и т. п. Все это - атрибуты рыночного хозяйства. Следовательно, строго говоря, экономика - это синоним не слова «производ­ство», а синоним понятия «рыночное хозяйство».Часто встречающиеся вы­ражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «эко­номика военного коммунизма», «социалистическая экономика» и т. п. ос­нованы на отождествлении понятий «производство» и «экономика». Эти словосочетания стали привычными и не вызывающими сомнений в их те­оретической правомерности. Но дело не только в том, что для многих лю­дей слова «экономика» и «производство» означают одно и то же.

Наше разграничение этих категорий основано на подходе, свойственном пониманию предмета экономической теории как науки о рыночном хозяй­стве. «История экономической мысли, - отмечает известный английский экономист Марк Блауг, - не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях».1 Откройте лю­бой учебник современных западных экономистов, - и вы сразу увидите, что читателю объясняют такие категории, как рынок, рыночный спрос, предло­жение, цена и т. п. Однако, если еще раз вернуться к определению предмета экономической теории как науке о выборе, который осуществляют люди в ус­ловиях ограниченных ресурсов, то можно согласиться с тем, что проблема выбора в процессе хозяйственной жизни стояла и стоит перед людьми при любом социальном устройстве. С этой точки зрения мы и можем говорить об экономике иных, альтернативных рыночному хозяйству систем.

Подробнее о понятии рыночного хозяйства, а также механизме рынка речь пойдет в гл. 5-7. Однако знакомство с категорией производства в наи­более общем виде предстоит на данной ступени анализа.

Производство материальных благ - основа жизни человека и общества. Но производство - это не биологический процесс; он отражает, во-первых, взаи­модействие человека и природы, а, во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности.

Итак, что же представляет собой производство в самом общем виде, независимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.М., 1994. С. 5.

4


50


Глава 3


§ 2. Общественное производство и богатство общества










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...