Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимодействие с силовыми структурами и с казачеством




Архиерейский Собор 2011 года приветствовал решение государственной власти Российской Федерации о возрождении института военного духовенства и в связи с этим дал ряд поручений епархиям и синодальным учреждениям[40]. Следует признать, что в реализации упомянутого решения возникают определенные трудности, которые обусловлены как медлительностью некоторых епархий в направлении нужного числа подготовленных пастырей, так и препятствиями со стороны прошлого руководства Министерства обороны. На 240 вакансий штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими нами было представлено 137 кандидатов, из которых министерством назначено лишь 27 православных священнослужителей. Также были назначены два представителя Ислама. С назначением нового Министра обороны России 6 ноября прошлого года появилась надежда на положительные изменения. В таких условиях мы призваны прилагать максимум усилий для разрешения ситуации. Вопрос о выделении кандидатов епархиями будет взят под строгий контроль и рассматриваться как один из критериев эффективности работы епархиальных архиереев, причем речь идет не только о количестве, но и об уровне подготовки предлагаемых кандидатур.

Прошлый Собор выразил надежду, что штатное военное духовенство будет вводиться и в тех странах канонической ответственности Московского Патриархата, где этого института еще нет. К сожалению, особого продвижения в данном направлении пока не наблюдается. К примеру, законодательство Украины не предусматривает возможность введения в Вооруженных Силах страны института капелланства. Православное духовенство осуществляет пастырское служение в среде военнослужащих только благодаря личным отношениям с руководителями структур Вооруженных Сил Украины.

Пока ситуация с введением в армии штатного духовенства не получила своего окончательного разрешения, окормление военнослужащих на внештатной основе продолжают осуществлять в России 814 священников, на Украине — 268 священников, в Белоруссии — 77 и в Молдове — 16. В ряде стран, к примеру, в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане, законодательство не предусматривает возможности осуществления пастырской деятельности в силовых структурах.

Отдельного упоминания заслуживает вопрос о взаимоотношениях Церкви и казачества, которое проживает не только в традиционных для него странах — России, Украине и Беларуси, — но и в более чем полусотне других стран. Единство казачества, по внешним признакам весьма разнородного, основано на Православии. Это наглядно показал состоявшийся осенью 2012 года IV Всемирный конгресс казаков. Кроме того, события прошлого года показали, что казаки одними из первых встают на защиту Церкви. Вместе с тем нередко можно наблюдать слабое участие казаков в церковной жизни, в Таинствах. В связи с этим необходимо усиление катехизической работы среди казачества. Архипастырей призываю брать под свое окормление всех принимающих присягу на Кресте и Евангелии казаков без деления их на различные организации. Кроме того, следует поддерживать инициативы казачьих организаций по охране храмов и святынь. Это будет способствовать и воцерковлению казаков. Необходимо консолидировать казачьи общины вокруг храмов, развивать разнообразные формы участия казаков в приходской жизни. Особое внимание должно быть уделено духовному просвещению казачьей молодежи, учащихся казачьих кадетских корпусов и гимназий.

 

Межправославные отношения

Период, прошедший с Архиерейского Собора 2011 года, был отмечен интенсивным взаимодействием Русской Православной Церкви с братскими Поместными Православными Церквами, в том числе и встречами на высшем уровне, которые осуществлялись Патриархом при постоянном участии и содействии Синодального Отдела внешних церковных связей. За это время я посетил пять Поместных Церквей: Антиохийскую, Болгарскую, Кипрскую, Польскую и Иерусалимскую. Нашими гостями были многие Предстоятели Церквей, причем некоторые из них неоднократно посещали пределы Московского Патриархата. К примеру, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия, недавно посещавший нас для вручения ему премии Международного фонда единства православных народов, до этого летом 2011 года посещал вместе со мной Киев, а в ноябре того же года побывал в Москве, где принял участие в праздновании моего 65-летия.

Помимо Предстоятеля Грузинской Церкви, в мероприятиях, прошедших осенью 2011 года, приняли участие Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также официальные делегации Румынской и Болгарской Церквей. Важнейшим событием тех дней стало совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей в Патриаршей резиденции в Кремле 21 ноября 2011 года, в котором, помимо перечисленных выше делегаций, также принял участие представитель Антиохийской Православной Церкви. Большинство из участников этой встречи представляло Церкви, имеющие сходный исторический опыт в XX веке: они пережили непростое время господства антирелигиозной идеологии в своих странах, после чего прошли период возрождения церковной жизни. Мы обменялись мыслями о роли Православия в современном мире, о миссии Церкви, о перспективах созыва Всеправославного Собора. Было принято совместное коммюнике, в котором мы зафиксировали позиции, по которым наши точки зрения совпадают. В частности, все участники встречи единодушно выступили за то, чтобы в процессе подготовки Всеправославного Собора решения принимались в соответствии с принципом единогласия всех Поместных Церквей, а не простым большинством голосов.

Одной из тем, обсуждавшихся на встрече Предстоятелей, стало выражение нашей общей обеспокоенности в связи с резко ухудшившимся положением христиан на Ближнем Востоке и Северной Африке. Речь идет о сохранении христианства в тех землях, в которых оно существует на протяжении двух тысячелетий. Мы всеми доступными способами старались привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме: было принято соответствующее заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, проведены круглые столы, конференции. В ряду этих мер важным событием стал мой официальный визит в пределы Антиохийского Патриархата, позволивший выразить нашу поддержку этой древней Церкви, ее блаженнопочившему в минувшем декабре Предстоятелю Патриарху Игнатию и всем христианам Сирии и Ливана.

Тема гонений на христиан обсуждалась и во время визита в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора, прибывшего в январе 2012 года для вручения ему премии Международного фонда единства православных народов. В июле 2012 года Его Блаженство находился в России на лечении, и мы вновь встречались с ним.

В мае 2012 года состоялся мирный визит в пределы Русской Православной Церкви Предстоятеля Элладской Православной Церкви Блаженнейшего Архиепископа Афинского Иеронима. Мы сослужили в Успенском соборе Московского Кремля в праздник Вознесения Господня и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и приняли участие в мероприятиях по случаю празднования Дней славянской письменности и культуры.

Греция сегодня переживает нелегкий период, и в этих испытаниях Элладская Православная Церковь поддерживает свой народ, многократно активизировав свою благотворительную деятельность. В эти трудные для Элладской Церкви дни мы не могли остаться в стороне, чувствуя потребность выразить ей солидарность и поддержку. По моему благословению в епархиях Русской Православной Церкви был организован сбор пожертвований на благотворительные нужды Элладской Церкви. Собранные средства были переданы Церкви-сестре и направлены на помощь наименее защищенным слоям греческого общества.

В апреле 2012 года прошел мой визит в пределы Болгарской Православной Церкви.

С приснопамятным Святейшим Патриархом Болгарским Максимом и с иерархами Болгарской Православной Церкви мы вместе молились, обсуждали ряд важных вопросов межправославного сотрудничества и двусторонних отношений, в том числе взаимодействие наших Церквей в сфере духовного и религиозного образования, православного паломничества.

Я встретился также с Президентом, Премьер-министром и Председателем Народного собрания Болгарии. В беседах с государственными деятелями я рассказал, в частности, о российском опыте внедрения «Основ религиозных культур и светской этики» в обязательную программу средней общеобразовательной школы.

Официальные делегации Русской Православной Церкви приняли участие в торжествах по случаю 40-летия Патриаршей интронизации Патриарха Максима в 2011 году, его 98-летия в октябре 2012 года, в торжествах прославления новомучеников Батакских в мае 2011 года, в праздновании 60-летия Подворья Русской Православной Церкви в Софии в декабре 2012 года и в отпевании блаженнопочившего Патриарха Максима 9 ноября 2012 года.

Мой официальный визит в пределы Кипрской Православной Церкви прошел в июне 2012 года. Состоялись беседа и сослужение с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом и кипрскими архиереями, встречи с Президентом Республики Кипр, политическими и общественными деятелями. Болью кипрского народа остается продолжающаяся оккупация северной части острова, осквернение находящихся там христианских святынь. Поэтому нашим долгом было выразить поддержку представителям церковных и государственных властей Кипра, а также принять меры по привлечению внимания российской и международной общественности к этой проблеме. Характерной особенностью Кипрской Православной Церкви является то, что значительную часть ее верных чад составляют выходцы из стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. В этом смысле соотечественники являются важным связующим звеном между нашими Поместными Церквами. Широкий резонанс имели мои встречи с ними, а также закладка основания русского храма святителя Николая в Лимассоле.

В августе 2012 года состоялся первый в истории визит Патриарха Московского и всея Руси в Польскую Православную Церковь. Это событие привлекло широкое общественное внимание как в Польше, так и в России и других странах канонической территории Русской Православной Церкви.

Во время визита я общался с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой, с архиереями Польской Православной Церкви. Это общение дало мне почувствовать дыхание церковной жизни в Польше и роль Польской Православной Церкви в конфессиональном ландшафте страны. В праздник Преображения Господня мы с Предстоятелем Польской Церкви совершили Божественную литургию на Святой горе Грабарке при огромном стечении верующих со всех уголков Польши. Состоялись мои встречи с Президентом страны и Маршалом сената Польской Республики.

Важным событием, состоявшимся во время визита, также стало подписание Совместного обращения к народам России и Польши, о чем я скажу отдельно.

В ноябре 2012 года я посетил пределы Иерусалимской Церкви, где имел братское общение с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, иерархами и мирянами Иерусалимского Патриархата, а также встречи с Президентом Израиля Шимоном Пересом и Главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, Королем Иордании Абдаллой II, мэрами Иерусалима и Назарета, верховными раввинами Израиля.

В программе этого паломнического визита были Божественные литургии на Гробе Господнем и в Горненском монастыре, посещение монастырей на Елеоне и в Гефсимании, Вифлеема, Назарета, Тиверии и других мест, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа, великое освящение воды в реке Иордан на месте Крещения Спасителя.

Ни для кого не секрет, сколь трагично нынешнее положение сербского населения Косова. Русская Православная Церковь традиционно оказывает поддержку братской Сербской Православной Церкви в ее нелегкой миссии в этом крае. Не стал исключением и период 2011-2012 годов. Мы старались, по возможности, привлечь внимание международной общественности к бедственному положению православных верующих Косова и Метохии.

В январе 2012 года по моему благословению в монастырях Русской Православной Церкви был начат сбор пожертвований на нужды православных братьев в Косове. Собранные средства будут направлены на поддержку сербских храмов и монастырей в Косовском крае, а также на организацию так называемых «народных кухонь», которые снабжают горячим питанием бедствующее православное население Косова и Метохии. Часть средств уже передана Православной Духовной семинарии в Призрене, которая восстанавливается после нескольких лет запустения. Призываю епархии и монастыри активнее включиться в дело помощи нашим единоверцам, находящимся в тяжелейшем положении.

На протяжении 2011-2012 годов пределы Московского Патриархата неоднократно посещал Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор.

В декабре 2011 года исполнилось 60 лет дарования Московским Патриархатом автокефалии Чехословацкой Православной Церкви и интронизации ее первого Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Елевферия. Эта важная историческая дата была отмечена состоявшимися в Праге церковными торжествами. К сожалению, некоторыми церковными деятелями это было истолковано превратно. Однако едва ли кто может отрицать значение произошедшего 60 лет назад и ту особую роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в становлении и развитии Православия в Чехии и Словакии.

 

Межхристианские отношения

Отношения с Римско-Католической Церковью в последнее время имели положительную динамику, в первую очередь благодаря ясному осознанию необходимости объединить усилия для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как агрессивный секуляризм, подрыв нравственных основ личной и общественной жизни, кризис семейных ценностей, преследование и дискриминация христиан.

В 2012 году продолжил работу православно-католический форум с участием иерархов и богословов Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Впервые созванный в 2008 году по инициативе Русской Православной Церкви и католического Совета епископских конференций Европы, форум позволил представить общую позицию по таким актуальным вопросам, как утверждение семейных ценностей, церковно-государственные отношения, духовно-нравственные причины всеобщего экономического кризиса.

Особо следует отметить уже упоминавшееся подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши. Этот документ по праву назван современниками историческим. В обращении, адресованном политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, отражено стремление к взаимному прощению обид и уврачеванию ран прошлого, которые омрачают отношения между народами России и Польши, а также содержится призыв к сближению перед лицом общих вызовов современного секулярного мира. В совместном документе указывается, что прощение означает не забвение, а отказ от мести и ненависти, стремление к созиданию согласия и братства между людьми, что является основой мирного будущего. Большинство польских и российских средств массовой информации уделило подписанию упомянутого документа большое внимание, дав высокую оценку этому событию.

В 2012 году последовали кончины Предстоятелей двух Дохалкидонских Церквей: в марте скончался Патриарх Коптский Шенуда III, а в августе – Эфиопский Патриарх Абуна Павел. Патриархом Коптской Церкви был избран епископ Феодор. На его интронизации, которая состоялась 18 ноября в соборе апостола Марка в Каире, присутствовала делегация Русской Церкви.

Мы надеемся, что отношения с Древними Восточными Церквами будут развиваться в традиционно добром и взаимоуважительном ключе.

Русская Православная Церковь, следуя увещанию Апостола «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1, 3), продолжает нести в инославной среде свидетельство об истине, хранимой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.

Это тем более важно сегодня, поскольку во многих странах мира, которые некогда по праву назывались христианскими, проявляется непонимание, а иногда и вражда по отношению к христианам. В этих условиях, кажется , можно было бы рассчитывать на христианскую солидарность в защите достоинства верующего человека, в осуждении открытой вражды к верующим и фактов вандализма в отношении христианских святынь. К сожалению, далеко не все протестантские церкви и объединения осознают всю опасность подобных проявлений человеческого безумия, рассматривая их в контексте свободы выражения мнений и часто следуя греховным обычаям, которые предлагает секулярный мир. Кроме того, протестантские сообщества продолжают идти по пути либерализации, при этом пересматривая свои вероучительные принципы, прежде всего в области экклезиологии и учения о нравственности. Благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, практически стало нормой для многих западных протестантских сообществ.

Русская Православная Церковь в диалоге с инославием твердо свидетельствует о традиционных христианских ценностях, призывая всех, кто именует себя христианами, к верности нормам Священного Писания и Апостольского Предания.

Следуя решениям Всеправославных совещаний 1961, 1964 и 1968 годов и Всеправославного предсоборного совещания 1976 года, Русская Православная Церковь продолжает участие в богословских диалогах со Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным англиканским сообществом. Принципы участия Православных Церквей в подобных диалогах были выработаны III Всеправославным предсоборным совещанием, подготовившим в 1986 году документ «Отношение Православных Церквей к прочему христианскому миру». В настоящее время очевидно, что данный документ во многом устарел, прежде всего в силу так называемого «богословского развития» протестантских общин, реформирующих саму норму веры. В этих условиях поиски вероучительных консенсусов, которыми занимались участники диалога на протяжении десятилетий, во многом теряют смысл. Представляется своевременным с учетом современных реалий переработать упомянутый документ в сотрудничестве с другими Православными Церквами. Такая работа должна вестись в рамках подготовки Всеправославного Собора.

Наша Церковь продолжает участвовать в двусторонних диалогах, которые в последние годы во многом посвящены вопросам христианской нравственности, образования, мирного сосуществования религий и культур. В этих диалогах наша Церковь стремится найти союзников в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...