Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовенство и духовное образование




Как я уже сказал, сегодня храмов, где Божественная литургия совершается не менее одного раза в месяц, — 33489. В начале 2011 года в Русской Православной Церкви было 30675 приходов. Увеличение числа приходов требует увеличения и числа клириков. В настоящее время в Русской Православной Церкви служат 30430 священников и 3765 диаконов, из них на приходах — 29183 священника и 3073 диакона. Остальные клирики относятся к монастырскому духовенству. На время Архиерейского Собора 2011 года в Русской Православной Церкви несли служение 29324 священника и 3850 диаконов. Таким образом, духовенство увеличилось на 1106 священников, а вот число диаконов уменьшилось на 85 человек.

Мы видим, что число духовенства растет. При этом не потеряло свою актуальность определение Архиерейского Собора 2011 года об образовательном цензе для кандидатов в клир[20]. Согласно этому решению, хиротония в диаконский сан может совершаться лишь над лицами, окончившими либо духовное училище, либо не менее двух курсов семинарии, а хиротония в священнический сан — лишь над теми, кто получил полное семинарское образование. Также определялось, чтобы все клирики, не имевшие образования, поступали на секторы заочного образования семинарий. Если в последнем вопросе картина складывается в целом удовлетворительно, то в первом мы еще далеки от строгого соблюдения соборного постановления. По понятным причинам это в первую очередь касается новых епархий, где остро стоит вопрос о рукоположении духовенства во вновь открываемые приходы. И тем не менее мы не можем позволить себе множить не вполне подготовленное к служению духовенство. Исключения должны с подробной мотивировкой отмечаться в годовом отчете, представляемом в Московскую Патриархию.

Отрадно отметить, что некоторые епархии самостоятельно приняли к исполнению решение прошлого Собора о необходимости повышения квалификации клириков[21]. Впрочем, намерение Собора далеко не полностью осуществлено, поскольку требуется введение единой системы повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков. Соответствующее поручение было дано Собором Учебному комитету. Последний разработал основные принципы такой системы, которые в целом были мной одобрены еще в 2011 году. Однако по нескольким причинам ее введение еще не началось. Во-первых, повышение квалификации в большинстве епархий, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, требует применения инструментов дистанционного обучения, техническая база которого будет введена в эксплуатацию лишь в будущем, хотя и ближайшем. Во-вторых, было решено провести апробацию системы повышения квалификации в Москве, где в ноябре 2011 года на базе Новоспасского монастыря были организованы соответствующие курсы. За истекший период обучение прошли 5 групп общей численностью в 116 человек. Апробацию можно признать успешной. Ее опыт может быть распространен на все епархии. Упомянутое соборное определение предполагает, что клирики, не получившие очное семинарское образование, в скором времени должны получить его. В связи с этим видится необходимым постепенное сочетание секторов заочного образования с дистанционным обучением.

22 марта 2011 года Священный Синод исполнил поручение Архиерейского Собора[22] и одобрил Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования, а также ряд документов, регулирующих бакалаврские и магистерские программы и устанавливающих правила относительно научно-квалификационных работ и ученых званий. Но внедрение установленных этими документами норм не завершено.

Впрочем, сделано уже немало. В течение 2011 и 2012 года состоялся ряд семинаров, конференций и совещаний, посвященных реализации упомянутой концепции. В результате состоявшихся обсуждений по моему благословению был запущен проект по контролю качества духовного образования. На подготовительном этапе был составлен список параметров, по которым оцениваются духовные учебные заведения, а также созданы шаблоны основных учебно-методических и нормативно-правовых документов, опубликованные на официальном портале Учебного комитета. В первом семестре 2012-2013 учебного года Учебный комитет провел инспектирование духовных учебных заведений на территории Российской Федерации. По итогам инспектирования установлено, что большинство семинарий с точки зрения образования соответствует уровню бакалавриата, и лишь 6 из них претендуют на магистратуру.

Архиерейский Собор давал поручение разработать правила, регулирующие распределение выпускников духовных школ[23]. Эта работа все еще ведется и будет завершена в ближайшее время. Ввиду важности вопроса, соответствующий документ полагаю полезным обсудить со всем епископатом посредством переписки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...