Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Канонизация святых и богослужебные вопросы




Центром, жизни Церкви является богослужение. Поэтому неприемлемыми представляются отдельные попытки как архаизации, так и модернизации богослужебной традиции. Первое подчас выражается в искусственном, а порой и неумелом применении «древлеправославной» практики за пределами единоверческих храмов или в придании знаменному распеву значения якобы единственного подлинно церковного певческого стиля. Лучшие образцы этого распева несомненно принадлежат к сокровищнице церковного искусства, однако Церковь знает и другие стили пения, прочно вошедшие в ее литургическую практику. Наша задача заключается в том, чтобы сохранять и развивать все лучшее в нашей многовековой, многообразной церковно-певческой традиции. Наблюдается и крайность, противоположная упомянутой, состоящая в стремлении насыщать службу скорее концертными, нежели церковными песнопениями, произвольно сокращать и упрощать богослужение, самочинно и неграмотно редактируя богослужебные тексты.

Говоря о проблемах современной гимнографии, хотелось бы отметить, что тексты, поступающие в Синодальную богослужебную комиссию из епархий, зачастую требуют полной переработки, что значительно затрудняет процесс введения новых служб в обиход. Епархиальным Преосвященным следует уделять больше внимания работе епархиальных богослужебных комиссий и требовательней относиться к качеству их работы, а в случае необходимости — привлекать специалистов из ведущих духовных школ.

Одной из важнейших тем Архиерейского Собора 2011 года стал вопрос о сохранении и распространении памяти новомучеников и исповедников российских. В отдельном соборном документе синодальным учреждениям и епархиям был дан ряд конкретных поручений, направленных на то, чтобы имена новомучеников и их подвиги получили более широкую известность как среди церковного народа, так и в обществе в целом. Большинство этих поручений в той или иной степени исполняются, хотя все же пока рано говорить о полноценной реализации постановлений Освященного Собора. Высший Церковный Совет в октябре прошлого года констатировал, что не вполне удовлетворительные результаты работы в этом направлении связаны с отсутствием единого координирующего центра. Каждый Синодальный отдел действует автономно и порой по остаточному принципу, а епархиям не к кому обратиться с возникающими вопросами. В связи с этим Священный Синод в заседании от 25-26 декабря 2012 года (журнал № 124) образовал под моим председательством Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, который несет ответственность за разработку и осуществление мер, направленных на то, чтобы должным образом сохранялась и возгревалась память в народе нашем о подвиге пострадавших в годину гонений.

Мы благодарны Господу, явившему нам уже немало имен новомучеников и исповедников Российских. За последние годы в России изменилась законодательная база, регламентирующая правила допуска к архивным материалам. У этих решений, несомненно, была рациональная основа. Однако практика их реализации сильно затруднила исследовательскую работу, осуществляемую для принятия решений о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Напомню, что порядок включения нового имени в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских, определенный канонизационным Деянием Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, состоит в следующем: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых»[31]. Обращаю внимание на то, что в соответствии с этим постановлением невозможна канонизация новомучеников как местночтимых святых.

Священный Собор Православной Российской Церкви 5 (18) апреля 1918 года определил: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». В новейшее время Архиерейский Собор 1992 года определил: «Установить празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного»[32]. Вместе с тем, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 1981 года постановил: «Общий праздник Российских новомучеников и исповедников устанавливается в воскресный день между 22 и 28 января по православному календарю». В результате день празднования Собора новомучеников и исповедников российских в отдельные годы по-разному определялся в календарях, принятых в Русской Зарубежной Церкви и Церкви в Отечестве. Синодальная богослужебная комиссия, изучив вопрос, поддержала практику, установленную Собором 1981 года. Согласно этой практике, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды, празднование Собора новомучеников и исповедников российских совершается в предшествующий воскресный день, если же 25 января бывает в четверг, пятницу или субботу, празднование совершается в последующее воскресенье. Такой порядок, имеющий прецеденты в церковном уставе[33], позволяет, в частности, избежать совпадения празднования Собора новомучеников с памятью святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Предлагаю Освященному Собору обсудить эту тему.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году в лике местночтимых святых Курганской епархии был прославлен преподобный Далмат Исетский. Сегодня Преосвященные ряда епархий Урала и Зауралья, Сибири, Казахстана и Поволжья свидетельствуют о почитании преподобного Далмата в пределах их епархий. Священный Синод, изучив вопрос, констатировал наличие всех необходимых условий для общецерковного прославления преподобного Далмата. Руководствуясь Уставом Русской Православной Церкви[34], согласно которому подвижник может быть причислен к лику общецерковных святых решением Архиерейского Собора, и во исполнение определения Священного Синода от 26 июля 2012 года (журнал №75) ставлю перед членами Освященного Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата. Более подробно об этом доложит Преосвященный епископ Панкратий, когда мы приступим к рассмотрению соответствующего пункта повестки дня.

 

Миссионерское служение

Выступая на прошлом Соборе, я поддержал идею создания миссионерских станов в епархиях Севера и Дальнего Востока. В межсоборный период был разработан проект типового здания миссионерского стана для районов Крайнего севера, начата работа по их возведению. В долгосрочные миссионерские экспедиции по дальневосточным епархиям направлялись синодальные миссионеры. При этом с епархиями заключались договоры, регулирующие взаимодействие в сфере организации миссионерских станов и проведения миссионерских экспедиций. Это направление деятельности должно оставаться одним из приоритетных в области миссии среди коренных малочисленных народов.

В соответствии с моим поручением «организовывать ежегодные методические совещания преподавателей миссиологии, всем Духовным учебным заведениям <…> ввести в учебные планы миссионерскую практику», в межсоборный период проводились соответствующие семинары в различных федеральных округах России. На основании обобщения приобретенного опыта подготовлен проект нового учебника по предмету «Миссиология», разработан Стандарт миссионерских практик для учебных заведений Русской Православной Церкви, проходящий апробацию и обсуждение с целью введения в учебный план духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

Также хотел бы сказать несколько слов о деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Во исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года о развитии Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции как учреждения по подготовке единоверческих клириков в данном центре ведется подготовка священнослужителей и хористов для старообрядных храмов. Прошли стажировку священнослужители из 4 епархий. Число старообрядных приходов Русской Православной Церкви постепенно увеличивается, растет их активность. Проводятся совместные, организованные силами нескольких приходов, богослужения у православных святынь и в соборных храмах. Недавно, 12 января 2013 года, в связи со 100-летним юбилеем Первого Всероссийского единоверческого съезда впервые в истории после раскола по моему благословению Высокопреосвященнейшим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в сослужении архиереев и клириков в Успенском соборе Московского Кремля была совершена Божественная литургия по древнему чину.

 

Молодежное служение

Важным направлением пастырской деятельности Церкви является воцерковление подрастающего поколения, проповедь Евангелия молодым людям, привлечение их к участию в различных церковных проектах.

Прошлый Архиерейский Собор рекомендовал создавать при епархиальных отделах по делам молодежи молодежные советы[35]. Действительно, во многих епархиях, под руководством глав епархиальных отделов, сложились сплоченные коллективы молодых людей, являющиеся инициаторами епархиальной молодежной работы и организаторами крупных проектов. Молодежные советы могут разрабатывать и реализовывать годовые программы, крупные епархиальные проекты и акции, оказывать значительное содействие православным молодежным объединениям в координации деятельности. В ноябре Высшим Церковным Советом было утверждено типовое Положение о молодежных советах, которое носит рекомендательный характер. Полагаю, что для начала такие советы могли бы создаваться при митрополиях и епархиях, действующих в границах целой области или республики.

Организуя работу молодежных объединений, мы порой используем принципы, применяемые общественными молодежными организациями. Всякий инструмент может быть полезен, однако упомянутые принципы не должны подменять собственно церковную, пастырскую работу с молодым поколением. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов. Создание молодежной организации или объединения не может быть самоцелью. За этим должна стоять ясная пастырская задача — научение молодого поколения жизни по евангельским заповедям. Важно помнить и о том, что молодежь — не «административный ресурс». Архиерей может своим распоряжением собрать, например, священников или семинаристов. Но попытка обязать молодежь к каким-либо действиям посредством административных указаний порождает, как правило, протестную реакцию.

Достойным основанием для объединения молодежи может стать развитие на уровне благочиний и приходов молодежного добровольческого движения, имеющего своей целью помощь пожилым прихожанам, многодетным семьям, инвалидам. Научившись помогать тем, кто рядом, молодые люди приближаются ко Христу. В этой работе вполне уместно учитывать опыт волонтерской деятельности общественных организаций и развивать с ними сотрудничество.

Безусловно, уровень развития молодежной работы различается даже в пределах одного региона. Этим обусловлена необходимость индивидуального подхода к ее развитию. В минувшем году для представителей Центрального, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также в Белоруссии были проведены краткосрочные курсы Школы православного молодежного актива «Вера и дело». Слушатели курсов овладели практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы, получили знания по управлению проектами, развили свои организаторские способности, а также изучили особенности миссионерской работы с различными целевыми группами. Полагаю важной дальнейшую работу таких курсов в регионах.

 

Социальное служение

Неотъемлемой частью христианской жизни является совершение дел милосердия. Говоря современным языком, именно по этому критерию мы будем судимы во Второе Пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа (см. Мф. 25, 31-46). Поэтому социальное служение и церковная благотворительность должны оставаться предметом неизменной заботы всех священнослужителей : от приходского диакона до Патриарха. Работа «для галочки» здесь, как, впрочем, и в любой другой области, совершенно недопустима.

Среди событий, обнаруживших готовность церковного народа откликнуться на беду ближнего, можно назвать помощь пострадавшим в результате наводнения в Крымске в июле 2012 года, когда погибли десятки людей и были затоплены почти пять тысяч домов. В первые дни после трагедии в Крымске был организован Церковный штаб, который передал адресную помощь более чем 3,5 тысячам семей и распределил более 1000 тонн гуманитарных грузов. Было собрано более 49 миллионов рублей пожертвований. Средства расходуются (по запросам от пострадавших) на ремонт, покупку стройматериалов и приобретение жилья, просушку домов, причем поступающие заявки проверяются на месте. Помощь оказывается прежде всего многодетным семьям, пожилым, инвалидам.

Важными направлениями социальной деятельности остаются противодействие наркомании и алкоголизму и помощь бездомным, причем речь идет не только о материальной помощи, но и о лечении и реабилитации лечении страдающих от алкогольной и наркотической зависимости, восстановлении их социальных связей и трудовых навыков. Не следует забывать и о поддержке инвалидов, в том числе через создание для них доступа в храмы, помощь в получении православного образования, предоставление возможности трудоустраиваться при храмах и монастырях.

Остается на повестке дня вопрос о развитии добровольческих служб на приходах, так как в условиях дефицита материальных и кадровых ресурсов иные способы помощи обездоленным не всегда применимы. При этом важно помнить, что от штатных церковных сотрудников в области социального служения, так нередко и от добровольцев требуются определенные навыки и умения. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению регулярно проводит дистанционные онлайн-семинары в рамках курса, включающего до 80 занятий за полугодие, в котором сейчас участвуют около 2000 человек. Полагаю, что данное начинание необходимо развивать, привлекая к участию в подобных проектах большее число людей.

Однако не все вопросы могут быть решены за счет добровольцев. Для реализации тех или иных проектов в области социального служения зачастую необходима финансовая поддержка. Одним из способов такой поддержки является предоставления различных грантов и субсидий. Профильный Синодальный отдел готов оказать методическую и консультационную поддержку в составлении грантовых заявок.

Задачи в области социальной работы не всегда можно решить на уровне одного прихода. Однако межприходские или общеепархиальные проекты в данной сфере остаются редким явлением. Следует исправлять эту ситуацию, объединяя усилия приходов и епархий.

Одним из вопросов, которые рассматривались на Соборе 2011 года, является ситуация в церковных приютах[36]. В соответствии с соборным постановлением при Патриархе была образована Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях. Комиссией проведена паспортизация 60 церковных детских приютов различных организационно-правовых форм, расположенных в 34 епархиях России. Считаю, что аналогичная работа должна быть проделана и в других странах, а в самоуправляемых Церквах — аналогичными структурами. Промежуточные итоги паспортизации свидетельствуют о необходимости организовать обучение руководителей и сотрудников церковных приютов, обеспечив повышение их квалификации в административно-правовой, социально-педагогической и психолого-педагогической областях. Приютам и детским домам нужно стремиться устраивать детей в семьи, что предполагает серьезную работу с подысканием и подготовкой возможных приемных родителей. Комиссией были разработаны Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви. В настоящее время документ находится на рассмотрении Высшего Церковного Совета.

Осенью 2011 года был образован Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства, позднее переименованный в Патриаршую комиссию. Комиссией разработаны предложения по организации церковной работы по поддержке семьи, предусматривающие создание:

· структуры взаимопомощи многодетных семей на приходах,

· центров поддержки семьи в муниципальных районах и городских округах,

· регионального, то есть на уровне митрополии, или, там, где это возможно, епархиального центра поддержки семьи и сети, включающей пункт вещевой помощи, службу юридического консультирования, детский сад, структуры дополнительного образования детей, а также приют для беременных женщин и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, курсы подготовки к родам, детский сад для детей-инвалидов, школу приемных родителей.

Эти предложения нуждаются в более детальной проработке с учетом возможностей разных епархий.

Напомню, что Архиерейский Собор 2011 года утвердил Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей. Выводы о применении этого документа в епархиях, а также предложения по внесению в него исправлений будут нам представлены в грядущие дни с тем, чтобы мы могли утвердить окончательный текст Положения.

В истекший период продолжала развиваться организация миссия среди заключенных, которая является особой формой милосердного служения. Архиерейский Собор 2011 года одобрил идею организации института штатного тюремного духовенства[37]. В связи с этим практически во всех епархиях Российской Федерации архиереями назначены клирики для окормления лиц, находящихся в исправительных учреждениях. Всего таких клириков сейчас 905. Подавляющее большинство пенитенциарных учреждений России (около 91%) имеют православные храмы или молитвенные комнаты. Похожая ситуация на Украине: здесь пастырская работа осуществляется во всех учреждениях Государственной пенитенциарной службы, а храмы или часовни имеются или строятся в 132 из 181 учреждения. В Республике Беларусь по одному священнику прикреплено к каждому из 91 исправительного учреждения. Во всех 37 исправительных учреждений закрытого типа имеются храмы. Верующие осужденные, которые содержатся в остальных 54 учреждениях открытого типа, имеют возможность посещать близлежащие храмы. Окормление 17 исправительных учреждений Республики Молдова осуществляют на постоянной основе 22 священника.

Упомянутый выше проект перевода тюремных духовников на штатную основу содержит в себе риск снижения в глазах заключенных авторитета священнослужителя. Действительно, в таком случае последний будет восприниматься заключенными как штатный сотрудник тюремной администрации, со всеми вытекающими последствиями. Высший Церковный Совет в своем ноябрьском заседании констатировал эту проблему и внес ряд предложений по ее преодолению. Синодальному отделу по тюремному служению надлежит доработать эти предложения.

В ряде стран необходимо обеспечить должное юридическое сопровождение миссии Церкви в пенитенциарных учреждениях. В частности, речь идет о правовых и канонических возможностях организации деятельности тюремных храмов на режимной территории исправительных учреждений. В России диалог с Министерством юстиции показал, что оптимальной формой такой организации является архиерейское подворье. При этом еще предстоит определить юридические основы оплаты труда священнослужителей, несущих послушание в условиях охраняемой зоны пенитенциарных учреждений, а также внесения пожертвований тюремным приходам от лиц, содержащихся в данных учреждениях, и их родственников, приобретения ими культовых предметов и так далее. Отдельной сложностью является режим доступа к заключенным, находящимся под следствием. Эта тема все еще требует детальной проработки.

Наконец, несмотря на уже проведенную в этом направлении работу, крайне необходимо повысить уровень подготовки священнослужителей, окормляющих лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...