Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Церковь, государство и общество




В Российской Федерации активно осуществляются диалог и сотрудничество Русской Православной Церкви со всеми ветвями и уровнями государственной власти, в ходе которых была выработана уникальная для нашей истории модель церковно-государственных взаимоотношений. Благодаря этому перед Церковью открываются возможности свидетельствовать Божию правду миру, властям и народу. Сегодня Церковь свободно выражает свою нравственную позицию по проблемам внутренней и внешней политики, в сферах экономики, общественных, межнациональных и межрелигиозных отношений. Церковно-государственные взаимоотношения выстраиваются на принципах взаимного доверия и уважения. По ряду дискуссионных вопросов диалог ведется с учетом мнения сторон, что постепенно приводит к взаимоприемлемым решениям.

Впрочем, взаимодействие Церкви с государством в конкретных областях, касающихся укрепления нравственного и физического здоровья народа, сохранения культурного наследия, защиты окружающей среды, с присущим Православию стремлением к поддержанию ради достижения этих высоких целей гармонии в церковно-государственных отношениях, зачастую сопровождается заявлениями о якобы чрезмерном сращивании Церкви с государством. Как Предстоятель Русской Православной Церкви категорически отвергаю подобные обвинения и уже в который раз подчеркиваю, что Церковь не вмешивается в дела государственного управления, а государство не вмешивается в дела Церкви, но при этом обе стороны находятся в соработничестве, направленном на благо людей.

Церковь нельзя отделить от общества, от народа хотя бы потому, что большинство населения России, Украины, Белоруссии, Молдавии и значительная часть населения других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата, исповедует Православие. Церковь и народ во многом составляют одни и те же люди. Наша церковная и гражданская история теснейшим образом переплетены. Любой непредвзятый историк подтвердит, что влияние Православной Церкви во многом определяло ценностный вектор развития народной жизни. Это утверждение справедливо даже по отношению к периоду государственного атеизма, когда в сокрытых глубинах народного подсознания сохранялись нравственные аксиомы, посеянные Православием. Именно поэтому призывы к Церкви остановить свое влияние на общество никогда не заставят нас умолкнуть. Отделение религиозных объединений от государства, предусмотренное Конституцией России, на самом деле означает лишь невмешательство религиозных и государственных управленческих структур в дела друг друга, а вовсе не изгнание религии из сфер образования, культуры, воинского дела, из общественной дискуссии и жизни страны в целом. Упомянутый правовой принцип уж тем более не означает отчуждения или противостояния Церкви и государства.

Хотелось бы заострить внимание на ряде вопросов, связанных с взаимодействием Церкви и государства.

Одной из последовательно решаемых проблем в диалоге с государством стало принятие подзаконных актов и подготовка правовой базы, обеспечивающей передачу Церкви имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При участии Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Юридической службы Московской Патриархии эта база успешно сформирована. Вместе с тем, в настоящее время возникает ряд практических вопросов, касающихся применения действующего законодательства. Кто является указанным в законе «вышестоящим органом», чье согласие требуется при передаче имущества религиозного назначения? Что делать в связи с тем, что у местных органов самоуправления нет права на межведомственный запрос документов, необходимых для принятия ими решения о передаче имущества? Какие сложности возникают относительно принятия субъектами Российской Федерации необходимых нормативных актов? По всем этим вопросам юридическая служба Московской Патриархии подготовила справку, которая вложена в розданные вам материалы. Прошу вас ознакомиться с ее содержанием.

В 2011 году были также приняты подзаконные акты и правила предоставления поддержки за счет бюджетных средств социально ориентированным некоммерческим организациям. Указанные документы могут быть использованы православными общинами и образовательными учреждениями для получения субсидий из федерального и региональных бюджетов.

В апреле 2012 года был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ. Первоначальная версия законопроекта ухудшала положение религиозных организаций. Так, для них предусматривалась возможность банкротства, не прописывалась возможность бесплатно пользоваться земельными участками, ограничивалось право централизованных религиозных организаций создавать духовные образовательные учреждения. Представителями Церкви были проведены необходимые переговоры с Государственной Думой, в ходе которых были разработаны поправки в законопроект. В нынешней версии законопроекта все соответствующие положения скорректированы.

С 1 сентября 2012 года началось преподавание во всех регионах России Основ православной культуры в составе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Вопреки прогнозам скептиков, апробация не привела к росту конфликтных настроений и разделений среди детей по религиозному признаку, что во многом стало возможным благодаря активному межрелигиозному сотрудничеству, в частности, по вопросам подготовки педагогов и экспертизы учебных пособий по религиозным культурам. Как я уже упоминал, в декабре прошлого года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С принятием нового закона практика преподавания ОРКСЭ получила надлежащее правовое закрепление. В нормах российского законодательства появились положения, предусматривающие преподавание в рамках основных образовательных программ государственных и муниципальных школ учебных курсов и предметов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях Православия и иных мировых религий или альтернативных им учебных курсов и предметов светской этики. Принципиально важным является положение закона, согласно которому родителям учащихся предоставлено право выбора одного из таких учебных курсов и предметов. Закон содержит нормы, обеспечивающие проведение централизованными религиозными организациями конфессиональной экспертизы примерных образовательных программ по ОРКСЭ на предмет их соответствия вероучению традиционных религиозных организаций. Согласно новым правилам, централизованные религиозные организации будут привлекаться также к учебно-методическому обеспечению курсов и предметов ОРКСЭ.

Необходимо продолжать обсуждать развитие курса ОРКСЭ совместно с представителями государственных структур федерального и регионального уровня. Такие принципиальные вопросы, как подготовка и аттестация педагогов и учебных пособий, обеспечение свободы выбора предмета по религиозной культуре, расширение преподавания предметной области ОРКСЭ по ступеням и годам общеобразовательной школы, должны решаться при участии представителей Церкви и православного педагогического сообщества.

Перед нами продолжает стоять вопрос об обеспечении равных прав для детей, обучающихся в православных негосударственных школах, с учащимися муниципальных и государственных школ. В принятом законе «Об образовании» нормы о государственном финансировании частных образовательных организаций сформулированы недостаточно четко. Вместе с тем в законе прямо установлено, что частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным субъектами Федерации для муниципальных образовательных организаций. Эти нормативы включают расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации. Таким образом, для школ, гимназий, лицеев будут установлены разные нормативы финансирования. Финансирование в части реализации федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания, обеспечения образовательными материалами – условие, без которого школа не может нормально работать. Однако, к сожалению, в настоящий момент многие православные школы лишены государственной поддержки, равной поддержке других образовательных учреждений.

Современные взаимоотношения Украинской Православной Церкви и властей Украиныпредставляют собой налаженный конструктивный диалог. С 2007 года в Верховной Раде Украины действует Представительство Украинской Православной Церкви, имеющее статус синодального учреждения. Украинская Православная Церковь принимает участие в разработке проектов нормативных актов по вопросам церковно-государственных отношений.

На сегодняшний день одной из проблем, решению которых Украинская Православная Церковь уделяет особое внимание, является невозможность получения Церковью как религиозным объединением статуса юридического лица. Согласно Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», статус юридического лица могут получить религиозные общины, управления и центры, монастыри, братства, миссионерские общества, духовные учебные заведения. В то же время религиозные объединения, включающие в себя вышеуказанные организации, получить статус юридического лица не могут. Вследствие этого Украинская Православная Церковь как религиозное объединение не может выступать субъектом правоотношений в хозяйственной, социально-культурной и иных сферах, принимать участие в имущественном обороте. Украинская Православная Церковь добивается от государства пересмотра указанных положений закона.

Принятый 16 октября 2012 года Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» предполагает внесение поправок в Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Данные поправки усложняют порядок получения религиозными организациями статуса юридического лица. Также в законе предполагается введение разрешительной системы для проведения публичных религиозных мероприятий (в том числе богослужений, крестных ходов и тому подобного). Кроме того, указанный закон предоставляет целому ряду инстанций: органам прокуратуры, Министерству культуры и другим ведомствам, а также органам местного самоуправления, - право контроля над соблюдением законодательства о свободе совести. Украинская Православная Церковь поддержала обращение Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций к Президенту Украины с критикой упомянутого закона. Сегодня в Украине продолжается общественная дискуссия относительно этого закона.

Другой проблемой церковно-государственных отношений в Украине является возвращение церковной собственности. Украинская Православная Церковь призывает государство принять законодательные акты о таком возвращении.

Духовные учебные заведения сталкиваются с проблемой государственного лицензирования и аккредитации. Украинской Православной Церковью подготовлены предложения по разрешению проблемы, которые требуют рассмотрения и поддержки со стороны государства. Стоит также упомянуть, что религиозные организации в Украине не могут учреждать учебных заведений государственного стандарта образования – как средних, так и высших.

В последние месяцы в среде православной общественности прошло обсуждение нескольких резонансных законодательных инициатив. Принятый 2 октября 2012 года Закон «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или специальный статус», предполагает создание единой информационно-телекоммуникационной системы, которая будет содержать персональные и биометрические данные граждан Украины. В связи с этим в адрес Украинской Православной Церкви поступают многочисленные обращения верующих с просьбой не допустить введения в действие этого закона. Обеспокоенность граждан связана с возможностью неконтролируемого вмешательства в их личную жизнь. Несмотря на то, что статья 16 указанного закона предусматривает оформление документов, удостоверяющих личность, в альтернативной форме, в нем не прописан порядок отказа от занесения персональных данных на бесконтактные электронные носители. В связи с этим 10 октября 2012 года Блаженнейший митрополит Владимир обратился к Президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой наложить на упомянутый закон вето. Просьба Блаженнейшего Владыки, поддержанная многими представителями общественности, была удовлетворена, и закон по поручению Президента был скорректирован, что привело к закреплению гарантий возможности отказа от электронных документов.

В Республике Беларусь между Церковью и государством сложились продуктивные разноплановые отношения. В сфере церковно-государственного сотрудничества сформирована обширная нормативная база - от положений, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и Законе «О свободе совести и религиозных организациях», до целого ряда соглашений и программ сотрудничества. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» констатирует, что Православная Церковь играет определяющую роль в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа. Основным же документом, определяющим порядок церковно-государственного взаимодействия, является Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В стране также действуют 4 соглашения и 14 программ сотрудничества Церкви с различными министерствами и ведомствами, а также органами власти регионального уровня.

В целях контроля за исполнением документов о церковно-государственном сотрудничестве действует Координационный совет по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью. В ходе заседаний совета обсуждаются вопросы взаимодействия в различных областях, подводятся итоги выполненной работы, определяются приоритетные направления дальнейшей деятельности. Ежегодно проводятся встречи Синода Белорусской Православной Церкви с Президентом Республики Беларусь.

Следует отметить, что, согласно Закону «О свободе совести и религиозных организациях», религиозным объединением признается ассоциация общин единого вероисповедания, которая может быть образована при наличии не менее десяти общин, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории страны не менее двадцати лет. Только религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, религиозно ориентированные средства массовой информации. Закон также определяет правовой статус имущества религиозных организаций, входящих в религиозные объединения. Собственником имущества может являться только один церковный субъект – республиканское религиозное объединение «Белорусская Православная Церковь». Имущество, передаваемое входящим в него религиозным организациям, закрепляется за ними лишь на праве оперативного управления.

В сфере церковно-государственных отношений в Республике Молдова следует обратить внимание на Закон «Об обеспечении равенства», принятый 25 мая 2012 года Парламентом страны. Данный закон защищает семью, основанную «на браке по взаимному согласию между мужчиной и женщиной». Это положение внесено по итогам обсуждения законопроекта и учитывает мнение православных христиан. Однако Православная Церковь усматривает в некоторых положениях закона опасность для нравственной и духовной целостности общества. Данный акт может быть применен для ограничения критики гомосексуализма, запрета именовать гомосексуальное поведение грехом. Закон весьма широко трактует понятие дискриминации, не принимая во внимание традиционные религиозные представления.

В прошлом году в Молдове также стало известно о том, что группа молодых людей обратилась в Министерство юстиции с просьбой о регистрации сатанинского культа. Обращение такого рода стало возможным в связи с принятием нового закона о культах. Кишиневская митрополия на протяжении всего времени разработки указанного закона неоднократно обращалась к Правительству Республики с предложениями о его модификации, однако ни одно из требований верующих не было принято во внимание и, как следствие, появился упомянутый опасный прецедент. В адрес Министерства юстиции было направлено обращение митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о недопустимости регистрации деструктивного культа.

В Республике Казахстан создана уникальная модель межэтнического и межрелигиозного взаимодействия, получившая признание в мировом сообществе как особый «казахстанский путь». Страна присоединилась к международным договорам по правам человека, в том числе в сфере религиозных убеждений. Эти правовые нормы задают направления политики государства даже в нынешних условиях возникновения террористической угрозы. Именно в этих условиях, на фоне распространения псевдорелигиозного радикализма, в октябре 2011 года в Казахстане был принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Преамбула закона определяет Православие и ислам ханафитского направления как традиционные религии, отмечая их «историческую роль в развитии культуры и духовной жизни народа». В то же время закон предполагает контроль за миссионерской деятельностью, а также ограничение присутствия религии как таковой в государственных учреждениях и организациях, в учебных заведениях, в пенитенциарной системе, в организациях социальной направленности и больницах. Тем не менее закон гарантирует возможность общения заключенных или пациентов государственных клиник и домов престарелых со священнослужителями, представляющими зарегистрированные государством религиозные организации. В общественных кругах и органах государственной власти Казахстана сложилось убеждение, что именно традиционные и культурообразующие религиозные направления могут противостоять негативным тенденциям в социальной жизни, утверждая духовные ценности и воспитывая в своих последователях неприятие экстремизма. В 2011-2012 годах развивалось активное сотрудничество государства, научного сообщества, общественных организаций и Митрополичьего округа в Казахстане, направленное на противодействие псевдорелигиозному экстремизму и терроризму.

Церковно-государственные отношения в Латвийской Республике складывались подчас в непростой обстановке, однако многолетний труд привел к установлению взаимопонимания и конструктивного диалога. В результате государство стало оказывать заметную поддержку Латвийской Православной Церкви. Светская власть, не вмешиваясь во внутрицерковную жизнь, поддерживает межрелигиозный и межконфессиональный диалог. В процессе разработки и принятия законов и нормативных актов, касающихся религиозных организаций, Парламент и Правительство тесно сотрудничают с религиозными организациями. В Латвии с целью возвращения недвижимости религиозным организациям был принят закон, предоставляющий дополнительные льготы при реституции. На основании этого закона в собственность Церкви возвращены не только храмы, но также земли и различные объекты недвижимости. Действующий Закон о религиозных организациях предусматривает, что название религиозной общины не должно вводить в заблуждение насчет ее принадлежности к зарегистрированной в Латвии Церкви или религиозной организации, если новая организация не признает свою принадлежность к ранее зарегистрированной. Следует отметить факт принятия Парламентом Латвии Закона о Латвийской Православной Церкви, и это ­– исключительное явление на постсоветском пространстве.

В Литовской РеспубликеПравославная Церковь входит в число признанных государством традиционных религиозных общин и пользуется всеми правами, определенными законом о религии. Ежегодно из бюджета страны выделяются средства для оказания поддержки каждой традиционной религиозной организации. Священнослужители не облагаются подоходным налогом, обеспечены базовой пенсией и страховкой (традиционный церковный доход налоговой инспекцией не контролируется; налогами облагается лишь коммерческая деятельность, в том числе сдача недвижимости в аренду). С момента восстановления государственной независимости традиционным религиозным организациям возвращена национализированная в 1940-1949 годах недвижимость. Важно отметить, что национализированные строения возвращаются натурально или эквивалентно, в противном случае выплачивается компенсация по рыночной цене зданий. Священнослужители, студенты духовных учебных заведений и послушники в монастырях в обязательном порядке страхуются государством в области здравоохранения и освобождаются от службы в армии. В процессе подготовки принятия законопроектов, касающихся социальной и гуманитарной сторон жизни общества, государство запрашивает мнение традиционных религий страны.

В Эстонской Республике,к сожалению, до сих пор не преодолены определенные предубеждения относительно Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Некоторые даже считают ее институтом, якобы представляющим угрозу государственности Эстонии. Однако после юридической регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в 2002 году ее отношения с государственными органами в целом нормализовались. В настоящее время власти воздерживаются от действий, подобных тем, которые привели к расколу в 90-годах прошлого столетия и лишению Эстонской Православной Церкви права собственности на бóльшую часть церковного имущества. Есть и примеры делового сотрудничества в административно-правовых вопросах с Управлением по делам религии МВД Эстонии, которое помогало, например, в решении миграционных проблем священников, а также приняло к рассмотрению предложения Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата об изменении закона о церквях и приходах, нацеленные на предоставление статуса юридического лица епархиям, на смягчение миграционных требований к священникам. Продолжается финансирование работ по восстановлению православных храмов, признанных архитектурными памятниками как из госбюджета за счет европейских структурных фондов, так и из бюджета местных самоуправлений. Однако сохраняется диспропорция в объемах финансирования по сравнению с Константинопольской юрисдикцией, которой выделяется значительно больше средств, хотя по численности паства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата превышает «константинопольскую» почти в 10 раз.

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата постоянно прилагает усилия по преодолению церковного разделения в Эстонии, основываясь на принципе справедливого решения имущественного вопроса в соответствии с Цюрихскими соглашениями 1996 года, одобренными обоими Патриархатами. Однако позиция руководства Константинопольской юрисдикции пока что не дает возможности серьезно продвинуться на этом пути.

ВАзербайджанской Республикерелигиозные общины пользуются равными правами. При этом, в условиях реальной опасности псевдорелигиозного экстремизма, правовая система страны ограничивает внешнее влияние на религиозные организации, препятствует пропаганде потенциально опасных радикальных идей. Бакинская епархия Русской Православной Церкви поддерживает традиционно дружеские отношения с Управлением мусульман Кавказа, общинами горских и европейских евреев, а также католической общиной. Между Церковью и государственной властью сложилось конструктивное сотрудничество. Свидетельством этому – распоряжение Президента Ильхама Алиева о передаче Церкви территории, прилегающей к кафедральному собору святых жен-мироносиц в Баку, и строительство на ней здания епархиального религиозно-культурного центра.

В настоящее время церковно-государственные отношения в Республике Узбекистан успешно развиваются и имеют положительную динамику. Православная Церковь в стране занимает прочные позиции. Государственное руководство внимательно и доброжелательно относится к нуждам православных верующих, о чем, в частности, свидетельствует строительство духовно-административного центра в Ташкенте и возведение храмов в разных городах страны. Отрадно видеть, что Правительство Узбекистана в своей политике отдает приоритет традиционным религиям.

В Узбекистане не допускается никаких религиозных ограничений в отношении Православия, кроме запрещения Законом «О свободе совести и религиозных организациях» открытия общеобразовательных религиозных школ и миссионерской деятельности. Хочется надеяться, что диалог с органами власти позволит открыть в данных сферах для Православной Церкви новые возможности. Одним из путей улучшения ситуации в этих вопросах могло бы быть различение между традиционными религиозными общинами и деструктивными, навязываемыми извне организациями, опасность которых для Узбекистана, как и для любой другой страны, вполне очевидна. Упомянутый закон прежде всего направлен на пресечение деятельности радикальных течений и сект. Стоит упомянуть, что в большинстве учебных заведений страны недавно читались противосектантские лекции.

В Республике Таджикистан, на фоне благоприятных условий для обеспечения свободы совести и вероисповедания, сохраняется необходимость преодолеть последствия гражданской войны и исключить деструктивные внешние влияния на религиозную жизнь, что отражается в законодательстве и правоприменительной практике.

При этом органы государственной власти Таджикистана оказывают содействие в организации охраны представителей Церкви и православных верующих во время церковных торжеств, предоставляют земельные участки для строительства новых храмов (в Курган-Тюбе, а в ближайшей перспективе – в Душанбе), содействуют Душанбинской епархии в благотворительной деятельности и в реализации общественно значимых культурно–просветительных программ и мероприятий, способствуют установлению международного сотрудничества с зарубежными религиозными организациями. Русская Православная Церковь, в числе других зарегистрированных религиозных организаций, на основании статьи 22 Закона Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях», имеет право приобретать и использовать, производить, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу и иные предметы и материалы религиозного назначения.

Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» не позволяет зарегистрировать Бишкекскую епархию как религиозное объединение. Главной проблемой, препятствующей регистрации, является тот факт, что Патриарх Московский и всея Руси, а также Священный Синод – управляющий орган Русской Православной Церкви, в состав которой входит епархия, – находятся за пределами Кыргызстана. В связи с этим епархия может быть зарегистрирована только как общественная организация или миссия. В утвержденной 6 мая 2006 года Концепции государственной политики в религиозной сфере отмечено, что традиционными и исторически устоявшимися религиями Кыргызстана являются ислам (суннитского направления) и Православие. Несмотря на официальную поддержку и готовность оказывать содействие Православной Церкви со стороны высшего руководства страны, в сфере церковно-государственного взаимодействия остаются проблемы.

Принятый в 2003 году в Республике ТуркменистанЗакон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» создает правовую базу для деятельности православных религиозных общин. Согласно данному закону, религиозные организации, исповедующие Православие и имеющие духовные центры за рубежом, осуществляют свою деятельность в соответствии с порядком, установленным этими центрами, в случае, если такая деятельность не нарушает законодательство Туркменистана. Несмотря на то, что за последнее время было немало сделано для возрождения Православия в Туркменистане, остается нерешенным вопрос о передаче православным общинам ряда храмов, использующихся с советских времен как склады, музеи и тому подобное. Также не всегда удается достичь понимания в вопросах выделения участков для строительства новых храмов. Иногда возникают сложности с получением виз для священнослужителей, не имеющих туркменского гражданства.

 

Русская Православная Церковь во многих странах активно взаимодействует с различными гражданскими ассоциациями — политическими партиями, научными, общественными, профсоюзными, предпринимательскими, культурными, молодежными и иными подобными организациями. Нельзя не отметить, что многие из них стали прислушиваться к голосу Церкви, лучше понимать ее задачи и природу, воздерживаться от попыток использовать Церковь в сугубо мирских, а тем более низменно-эгоистических целях, что подчас имело место в недавнем прошлом. Для людей становятся все более важными вопросы нравственности, справедливости, присутствия в обществе высших ценностей, места религии в его жизни.

Отрадно, что у многих наших мирян в период нападок на Церковь и кощунственных акций возникло естественное желание защитить свою веру, свои святыни и доброе имя Церкви. Во многих местах нашей страны проводились молитвенные стояния, публичные акции, автопробеги и даже групповой авиаперелет самолетов малой авиации в поддержку Русской Православной Церкви. Представителями Церкви и православных организаций постоянно ведется разъяснительная и просветительская работа. Рад активизации всей этой деятельности. Одновременно считаю важным еще раз напомнить, что защита веры и святынь в православном понимании исключает проявления ненависти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...