Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления в области совершенствования обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области




Основными проблемными вопросами в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области являются:

1) отсутствие систем комплексного управления отходами на уровне муниципального образования, предусматривающих организацию сбора отходов, их переработку (захоронение) и мероприятия по уменьшению их количества;

2) низкий уровень использования и обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе отсутствие раздельного сбора отходов по видам, классам опасности;

3) несоответствие существующих санкционированных свалок требованиям природо-охранного законодательства, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые объектами размещения отходов;

4) недостаточное количество и изношенность контейнеров и спецавтотранспорта по вывозу отходов;

5) отсутствие в большинстве сельских поселений канализования и очистки хозяйственно-бытовых стоков;

6) осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанной с образованием отходов, без соответствующих разрешительных документов.

Эффективное решение проблемы нерегулируемого, возрастающего накопления отходов возможно только на основе разработки и реализации единой комплексной системы государственного управления в сфере обращения с отходами.

Для исполнения указанных полномочий, принятия конкретных мер в данном направлении в 2009 году органами исполнительной власти и органами местного самоуправления предприняты следующие действия и мероприятия.

1. Продолжена реализация мероприятий целевой программы Омской области «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на период до 2010 года» (далее – Программа).

Законом Омской области «Об областном бюджете на 2009 год» на реализацию Программы направлено 200,0 тыс. руб., в том числе на погашение кредиторской задолженности 2008 года 100,0 тыс. руб.

В 2009 году в рамках Программы реализовано мероприятие «Мониторинговые исследования полигона по захоронению пестицидов в д. Шулаевке Любинского района Омской области и разработка мероприятий, направленных на предупреждение негативного воздействия на окружающую среду».

В результате гидрохимического исследования грунтовых вод и почвы на содержание хлорорганических пестицидов, тяжелых металлов в зоне влияния полигона по захоронениюпестицидов в д. Шулаевке Любинского района Омской области установлено отсутствие загрязнения окружающей среды в зоне влияния полигона.

Данные мониторинга позволяют оценить состояние окружающей среды в зоне влияния полигона, своевременно выявить и спрогнозировать развитие негативных процессов, обеспечить достоверной информацией органы государственной власти, органы местного самоуправления и жителей Любинского района Омской области.

2. В рамках долгосрочной целевой программы Омской области «Об охране окружающей среды в Омской области (2010–2015 годы)» начата реализация мероприятий по организации вывоза жидких бесхозяйных средств защиты растений, пришедших в негодность и запрещенных для применения, размещенных на территории муниципальных образований Омской области, на специализированное предприятие по их утилизации. Подготовлено постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2009 года № 268-п «Об утверждении Порядка предоставления муниципальным образованиям Омской области субсидий из Областного фонда софинансирования расходов, определенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области в 2010 году, насофинансирование отдельных видов расходов в сфере охраны окружающей среды».

3. В целях организации взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области, хозяйствующими субъектами в области обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области для предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья Указом Губернатора Омской области от 25 декабря 2009 года № 163 создана Межведомственная комиссия по координации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области (далее – комиссия).

Основными задачами комиссии являются:

1) подготовка рекомендаций по привлечению инвестиций для строительства, модернизации и реконструкции объектов по переработке отходов;

2) рассмотрение вопросов по развитию существующих и созданию новых технологий и производств переработки отходов, обезвреживанию, утилизации, селективному сбору и рециклингу отходов;

3) подготовка предложений о снижении затрат в сфере вывоза, обезвреживания и переработки отходов;

4) создание условий для обеспечения надежности получения достоверных исходных данных об отходах, а также информации, необходимой для принятия оперативных решений.

Решения комиссии послужат основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации планов действий, практической деятельности исполнительных органов государственной власти различных уровней и муниципальных районов в сфере обращения с отходамина территории Омской области.

4. Продолжена реализация мероприятий по утилизации золошлаковых отходов. В мае 2009 года введен в эксплуатацию завод по выпуску силикальцитного кирпича из золошлаковых отходов проектной мощностью 79 млн. шт. кирпича в год. Годовое потребление золошлаковых отходов составит 180 тыс. т в год.

В ноябре 2009 года проведен круглый стол на тему «Использование золошлаковых материалов омских ТЭЦ», в котором приняли участие представители органов исполнительной власти Омской области, ведущие ученые, руководители строительных организаций и проектных институтов. Участниками круглого стола принято решение о создании рабочей группы по подготовке документов, регламентирующих использование золошлаковых материалов в Омской области. В 2010 году распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 10.02.2010 № 7-рп создана рабочая группа по использованию золошлаковых отходов в производстве строительных материалов.

5. Продолжено строительство полигона бытовых отходов в г. Таре Тарского района Омской области, разработана проектная документация для строительства полигона бытовых отходов в р.п. Саргатское Саргатского района Омской области и п. Ачаирском Омского района Омской области, получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство полигона твердых бытовых отходов в р.п. Оконешниково Оконешниковского района Омской области.

6. В целях внедрения технологий по сортировке бытовых отходов ООО «ЭкоТЕХНО-ЛОГИИ» осуществлено размещение передвижной экспериментальной мусоросортировочной станции на полигоне бытовых отходов Кировского административного округа города Омскамощностью 10 т/сут. Данная технология позволяет извлекать из общего объема бытовых отходов до 40 процентов коммерчески привлекательных фракций, а также осуществлять сортировку отходов на несанкционированных свалках.

7. В 2009 году ООО «ОКК «Норма Плюс» и ООО «ЭкоТЕХНОЛОГИИ» на территории Центрального административного округа города Омска размещены заглубленные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов системы «CITI BIN». Эти контейнеры установлены на глубину 1,5 м, при этом загрузочный люк находится на высоте 1,1 м от поверхности земли. Приобретено 40 таких контейнеров и 1 специализированная автомашина.

8. Для реализации инвестиционного проекта по строительству мусороперерабатывающего завода в 2009 году Администрацией города Омска осуществлялась подготовка соглашения (подписано в феврале 2010 года) с ООО «Автоматические Технические Системы» на сбор технических условий, разработку технико-экономического обоснования и проектной документации. Инвестор данного проекта – Компания с ограниченной ответственностью «АЙ ТИ ЭС СИ ЛИМИТЕД» (Великобритания), планируемая сумма инвестиций в строительство составит более 100 млн. евро.

9. На полигоне твердых бытовых отходов Ленинского административного округа города Омска ООО «ОКК «Норма Плюс» продолжен монтаж оборудования мусоросортировочной станции.

Информация о реализации мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Омской области приведена в разд.

3.6 «Природоохранные мероприятия и экономическое регулирование природоохранной деятельности» настоящего сборника.

Основные пути решения проблем в области обращения с отходами на территории Омской области:

– разработка и реализация единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области, предусматривающей концентрацию финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграцию производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами, создание соответствующей нормативной и технологической базы;

– внедрение новых мощностей по переработке и обезвреживанию отходов, обеспечивающих увеличение объемов их использования в качестве вторичных материалов и уменьшение объемов размещения отходов на свалках, полигонах, в хранилищах. Обеспечение административной поддержки инфраструктур по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, поиск новых, более эффективных технологических решений переработки отходов на территории области;

– внедрение технологий по раздельному сбору промышленных и твердых бытовых отходов;

– строительство полигонов экологически безопасного захоронения промышленных и твердых бытовых отходов, ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель;

– осуществление строительства сооружений по канализованию и очистке жидких коммунальных стоков;

– осуществление государственной поддержки программ и мероприятий в области обращения с отходами общественных экологических организаций.

Радиационная обстановка

 

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, радиационно-гигиеническая обстановка на территории области по основным показателям радиационной безопасности персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения, населения и окружающей среды на протяжении последних лет остается стабильной и оценивается как удовлетворительная. По-прежнему наибольший вклад в дозу облучения населения Омской области (по данным радиационно-гигиенической паспортизации на 01.01.2009 года) вносят природные источники ионизирующего излучения (88,56%) и медицинское облучение (11,28%). На долю всех иных источников приходится 0,16%.

Содержание естественных и искусственных радионуклидов в атмосфере, почве не превышает фоновых значений. Показатели радиационной безопасности сырья, пищевых продуктов, строительных материалов, питьевой воды не превышают нормируемых величин. Пищевые продукты как местного производства, так и ввозимые на территорию области, отвечают гигиеническим требованиям.

Показатели гамма-фона на территории Омской области в течение последнего ряда лет остаются стабильными. Средний уровень гамма-фона в г. Омске и районах Омской области на местности в 2009 году составил 0,12 мкЗв/ч.

В 2009 году исследовано 83 пробы почвы, что в десять раз больше, чем в 2008 году.

При радиационно-гигиенической паспортизации Омской области дополнительно к исследованиям ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» использованы данные аккредитованной лаборатории ФГУ «Центр агрохимической службы «Омский». Превышений фоновых показателей в пробах не зарегистрировано.

Таблица № 1.8.1

Динамика объемов исследований почвы за 2005–2009 годы

 


В 2009 году исследовано 235 проб воды, что на 23% больше по сравнению с 2008 годом. Во всех исследованных пробах превышений удельной суммарной альфа- и бета-активности (0,2 Бк/кг и 1 Бк/кг соответственно) не зарегистрировано.

Таблица № 1.8.2

Динамика объемов исследований воды за 2005–2009 годы

 


В 2009 году на содержание радиоактивных веществ исследовано 8872 пробы пищевых продуктов. По сравнению с 2008 годом объём исследований увеличился на 9%. Все пробы пищевых продуктов как местного производства, так и ввозимых на территорию области, отвечают требованиям гигиенических нормативов.

Наибольший вклад в дозу облучения населения вносят природные источники ионизирующего излучения (88,56%), при этом индивидуальная эффективная доза облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения составляет 3,389 мЗв в год, что не требует проведения мероприятий по снижению уровня облучения.

Жилые и общественные здания принимались в эксплуатацию после радиационного контроля (дозиметрический и радиометрический контроль). Наибольший вклад в дозу облучения населения из природных источников ионизирующего излучения вносят изотопы радона и их дочерние продукты (до 50,65%), содержащиеся в воздухе жилых и общественных помещений. В 2009 году проведено 468 исследований эквивалентной равновесной объемной активности радона, что на 32,5% больше по сравнению с предыдущим годом.

Средние значения среднегодовой эквивалентной равновесной объёмной активности радона в жилых и общественных зданиях равны 35 Бк/куб. м, при нормативе для сдающихся в эксплуатацию – 100 Бк/куб. м и для эксплуатируемых – 200 Бк/куб. м.

Осуществляемый в 2009 году контроль за содержанием радона в воздухе помещений эксплуатируемых и строящихся зданий не выявил превышений гигиенических нормативов.

Таблица № 1.8.3

Динамика объемов исследований эквивалентной равновесной

объемной активности радона в жилых зданиях за 2005–2009 годы

 

 


На территории Омской области существует система радиационного контроля местных и ввозимых на территорию строительных материалов. Исследования строительных материалов проводятся при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, а также в рамках производственного контроля.

Удельная эффективная активность радиоактивных веществ исследованных строительных материалов: минимальная – 11 Бк/кг, максимальная – 610 Бк/кг, средняя – 141 Бк/кг.

Индивидуальные годовые эффективные дозы облучения природными источниками ионизирующего излучения работников нефтегазового комплекса Омской области (ОАО «Газ-промнефть – Омский НПЗ», ОАО «Трассибнефть») не превышают 1 мЗв/г.

Вклад в коллективную дозу облучения населения за счет деятельности предприятий, использующих в своей деятельности источники ионизирующего излучения, составляет 0,16% (данные радиационно-гигиенической паспортизации по состоянию на 01.01.2009).

Согласно данным радиационно-гигиенической паспортизации, по состоянию на 01.01.2009 на территории Омской области 270 предприятий (организаций) в процессе деятельности используют источники ионизирующего излучения (ИИИ):

– медицинские учреждения – 219;

– учебные и научно-исследовательские – 4;

– промышленные – 37;

– таможенные – 3;

– прочие – 7.

С источниками ионизирующего излучения работает около 1600 человек персонала. На всех предприятиях организован инструментальный контроль за дозами облучения персонала группы А.

В 2009 году не зарегистрировано превышения контрольных уровней и основных пределов доз. Годовые дозы облучения персонала соответствуют установленному гигиеническому нормативу, т.е. менее 20 куб. м в/год.

Радиационных аварий в 2009 году не зарегистрировано. С целью отработки взаимодействия заинтересованных служб Омской области (Таможенная служба, ФСБ, МВД, Управление по ГО и ЧС Омской области) при ликвидации последствий радиационных аварий, специалисты отделения обеспечения надзора за радиационной безопасностью ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» в составе Радиологической бригады принимали участие в проведении учебных тренировок по вопросам радиационной безопасности 12 марта, 26 июня, 16 сентября 2009 года. В ходе учебных тренировок отрабатывались действия основных исполнителей мероприятий по обеспечению радиационной безопасности.

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» осуществляется мониторинг за участками радиоактивного загрязнения, на которых в предыдущие годы проводились работы по их реабилитации. В 2009 году обследованы следующие участки:

– улица 4-я Транспортная, около дома 36б;

– улица 15-16-я Амурская (пересечение с 30-й Северной);

– улица Красный пахарь (ГК «Центральный-27», гараж № 119);

– улица Тарская (пересечение с 7–9-й Северной);

– улица 12 Декабря – пустырь у дома 1а улицы Авиагородок;

– улица Учебная, около дома 192;

– гаражный кооператив «Омич-10».

Аккредитованными лабораториями осуществляется радиационный контроль при отводах земельных участков под строительство жилых и общественных зданий. В отчетном году аномальные участки не выявлены.

Донесения аккредитованных лабораторий радиационного контроля по выявленным участкам радиоактивного загрязнения в 2009 году не поступали.

Все партии металлолома, отправленные в отчетном году на реализацию с территории Омской области, соответствовали требованиям СанПиНа 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома».

Продолжена работа по лицензированию деятельности предприятий (организаций) в сфере использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). В 2009 году выдано и переоформлено 54 лицензии. По состоянию на 31.12.2009, 96,3% предприятий (организаций) имеют лицензии на указанный вид деятельности.

В целях обеспечения радиационной безопасности и улучшения радиационной обстановки на территории Омской области в 2010 году и в соответствии с требованиями Федерального закона «О радиационной безопасности населения» необходимо:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти Омской области:

1.1. Обеспечить контроль за радиационной обстановкой на территории области и учетом доз облучения населения в полном объеме;

1.2. Разработать план мероприятий по ликвидации возможных радиационных аварий;

1.3. Обеспечить контроль за достоверностью сведений, представляемых организациями

в рамках радиационно-гигиенической паспортизации.

2. Органам местного самоуправления проводить оценку радиационной безопасности на соответствующей территории.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...