Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. Стадии правотворческого процесса




 

Содержание нормотворческого процесса складывается из ряда стадий.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроекта в законодательные органы, влекущее его обязательное рассмотрение.

Конституция РФ предоставляет право законодательной инициативы следующим субъектам: Президенту РФ; Совету Федерации; членам Совета Федерации; депутатам Государственной Думы; Правительству Российской Федерации; законодательным (представительным) органам субъектов РФ; Конституционному суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ (ст. 104 Конституции). Трем последним из числа перечисленных субъектов право законодательной инициативы принадлежит только по вопросам их ведения.

Любой из названных субъектов вправе внести на рассмотрение Государственной Думы проект нового закона, либо проект изменений или дополнений в уже действующий закон.

Законодательный процесс состоит из следующих стадий:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) обсуждение законопроекта в соответствующих комитетах или комиссиях (с привлечением экспертов и представителей заинтересованных организаций, органов, министерств и ведомств) Государственной Думы;

3) принятие федерального закона Государственной Думой (большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ);

4) направление принятого Государственной Думой закона в пятидневный срок на рассмотрение Совета Федерации;

5) рассмотрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой;

6) направление в течение пяти дней принятого федерального закона Президенту РФ для подписания и обнародования;

7) подписание и обнародование Президентом РФ закона в течение четырнадцати дней после его поступления.

Перечисленные стадии законодательного процесса могут иметь некоторые особенности, предусмотренные Конституцией РФ.

Так, внесение законопроекта по ряду вопросов возможно только при наличии заключения Правительства РФ (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменениях финансовых обязательств государства, о любых расходах, покрываемых за счет федерального бюджета).

Рассмотрение принятого Государственной Думой закона в Совете Федерации является обязательным только по строго определенным вопросам (ст.106 Конституции):

- федерального бюджета;

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации международных договоров РФ;

- статуса и защиты государственной границы РФ;

- войны и мира.

Законы по другим вопросам могут не рассматриваться в Совете Федерации. Если в течение четырнадцати дней после поступления из Государственной Думы закон не был рассмотрен, он считается одобренным Советом Федерации, он считается одобренным верхней палатой, если за него проголосовало более половины общего числа членов Совета Федерации.

При отклонении Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникающих разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если последняя не согласна с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым при условии, что при повторном голосовании за него было подано не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

На заключительной стадии законодательного процесса Президент РФ может использовать предоставленное ему Конституцией (ст. 107) право отлагательного вето. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации обязаны вновь рассмотреть этот закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в семидневный срок и обнародованию.

Некоторые особенности установлены для принятия федеральных конституционныхзаконов (ст.108 Конституции). Конституционными считаются законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. В отношении федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом отлагательного вето и обязан в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать закон[39].

 

Схема 24. Принципы правотоворчества

 

Схема 25. Правотворческий процесс

 

§ 5. Систематизация нормативных актов

Систематизация нормативных правовых актов – обработка, приведение их в единую, согласованную систему.

Систематизации как форме упорядочения законодательства принадлежит исключительно важное место.

В юридической науке различаются два основных вида систематизации – инкорпорация и кодификация. Это традиционное деление систематизации на виды. Однако, если учесть, что систематизация имеет дело с уже действующим законодательством, а кодификация – это, по сути дела, создание новых нормативных правовых актов, то следует признать, что кодификация не укладывается в рамки систематизации, а существует наряду с нею, являясь основной формой совершенствования законодательства.

Не ломая пока традиций, предлагаем устоявшуюся схему систематизации.

Инкорпорация – форма систематизации, в процессе которой нормативные акты объединяются полностью или частично в разного рода сборники или собрания.

При инкорпорации акты подвергаются внешней обработке – в них вносятся последующие официальные изменения, устраняются устаревшие положения и противоречия, материал распределяется по определенной схеме. Если нормативные акты располагаются по годам издания, то такая инкорпорация называется хронологической, если по предмету регулирования – то предметной (например такой инкорпорацией являлся союзный Свод законов).

Если инкорпорацией занимается орган, уполномоченный на это законодательством, то такая инкорпорация называется официальной (Министерство юстиции, Прокуратура, иное министерство по законодательству своей отрасли и др.). Любая иная инкорпорация, осуществляемая организациями или отдельными лицами по собственной инициативе, будет неофициальной.

Разновидностью инкорпорации является консолидация – объединение ранее изданных нормативных правовых актов по тому или иному вопросу в единый акт.

Кодификация – такое упорядочение нормативного материала, при котором существенно перерабатывается его содержание, в результате чего создается принципиально новый акт.

Такой акт отличается логической последовательностью и согласованностью составляющих его структурных элементов. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется только в официальном порядке и только нормотворческими органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений. Первая кодификация российского законодательства проходила в двадцатые годы. В 1922 г., например, были приняты пять кодексов (Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный и Кодекс законов о труде). Вторая кодификация российского законодательства проведена в конце 60-х годов, тогда были приняты новые кодексы и другие кодификационные акты по основным отраслям права. Третья кодификация российского законодательства происходит в настоящее время и обусловлена она существенной перестройкой всех сфер и форм социальной жизни. При этом суверенные республики создают свою стройную систему законодательства.

Кодификационные акты подразделяются на несколько видов.

1. Основы законодательства республик – законодательный акт, устанавливающий общие начала правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений. Необходимость Основ законодательства в государстве обусловливалась его федеративной природой, где общие для всего государства принципы, цели, задачи правового регулирования раскрывались, конкретизировались и дополнялись законодательством республик.

2. Кодексы (собрание законов) – кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.

3. Уставы – кодифицированные акты, содержащие нормы, которыми регулируется деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в определенной сфере управления.

4. Положения – сводный кодифицированный акт, определяющий структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов (или общественных организаций, привлекаемых к осуществлению государственных функций).

Свод законов – это собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Истории законодательства широко известны такие своды законов, как Свод Юстиниана, Свод законов Российской империи и др., куда включались не только действующие, но и отмененные нормативные акты.

 

Схема 26. Виды систематизации

§ 6. Функции права (закона): понятие и виды

 

К сожалению, в литературе до настоящего времени нет единого взгляда на понятие “функция права”, что в известной мере отрицательно сказывается на ее исследованиях, т.к. отсутствие четкого научного понятия всегда усложняет познание исследуемого объекта.

Термин “функция права” в юридической литературе употребляется в столь многозначительных смыслах, что имеется серьезная опасность довести его до совершенно неопределенного понятия. Убедиться в обоснованности высказанной опасности не представляет особого труда, если проанализировать источники (книги, статьи, цитаты), в которых рассматривается категория “функция права”. Их число вполне может быть и числом значений рассматриваемого понятия.

Подобная многозначность смыслов понятия “функция права” может привести в конечном счете к упущению его действительного назначения, неверному определению его места в понятийном аппарате юридической науки, снижению его научной ценности.

В категориальный аппарат юриспруденции, как уже отмечалось, термин “функция” вошел в конце ХIХ-начале ХХ вв. и использовался для характеристики социальной роли государства и права.

Таким образом, термин “функция” очень многозначен, он применим ко всем без исключения динамическим структурам. Это обусловлено многократностью выражаемых им отношений, а также спецификой познавательных задач тех наук, в которых используется этот термин (математика, биология, социология, управление). Но так или иначе в большинстве случаев с функцией связывается направленное, избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды. Именно таким образом сформировано общее определение функции предмета (явления) в философской литературе. “Под функциями предмета, вещества или явления, - пишет В. П. Тугаринов, - мы разумеем формы их воздействия на другие предметы, вещества и явления. Функциональный подход состоит в том, что исследователь отвлекается от конкретного носителя исследуемых функций, от их субстрата, чтобы изучить эти функции как таковые”.

При анализе любых явлений природы или общества прежде всего возникает вопрос, что представляет собой данное явление в целом, а потом уже исследуются его отдельные стороны, особенности, характер, специфика развития и т.д. Поэтому, прежде чем приступить к исследованию отдельных функций права, нужно дать общее определение функции права. А чтобы оно было применено ко всем другим функциям права, необходимо в его содержание включить все главное, основное, принадлежащее этим функциям.

В то же время следует иметь в виду, что общее определение отражает отдельную функцию не во всей ее полноте, оно охватывает ее коренные качества. Кроме того, каждая из функций права имеет признаки, позволяющие отграничить ее от других. Эти признаки подчеркивают качественную обособленность функции, характеризуют ее природу и социальную роль. Индивидуальность, специфическое своеобразие признаков является результатом выражения внутренней природы и
”сущности права”. Это в некоторой степени самовыражение права. Число признаков, имеющихся (точнее, обнаруженных нашим знанием) у одной функции, может не совпадать с количеством их у другой. Кроме того, сами признаки индивидуальны, качественно различны. Именно их некоторая совокупность позволяет видеть специфику каждой из функций и отличать ее от других. Так, для регулятивной функции одним из наиболее характерных является признак нормативности, способность права предписывать правила поведения. Для охранительной – наличие запретов, санкций, направленных на пресечение нежелательных действий и наличие юридической ответственности. Для воспитательной характерными признаками будут: способность права влиять на сознание людей и их способность воспринимать это влияние.

Вековой опыт исследования понятия “функция права” на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы видим, что, в конечном счете, под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направление правового воздействия на общественные отношения.

При понимании функции права как его социального назначения или направления правового воздействия отождествляются тесно взаимосвязанные, но вместе с тем не совпадающие категории, каждая из которых имеет собственное значение и выполняет определенную методологическую роль при определении понятия “функция права”.

Дело в том, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия “функция права”. Если под функцией права понимать только ее социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понятии “функция права” только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

В этой связи следует акцентировать влияние на нецелесообразность отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия к социальному назначению и наоборот.

Понятие “функция права” должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающее из этого направления его воздействие на общественные отношения, поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлением его воздействия и, наоборот, - зависимость последних от назначения права. Собственно функции права – это реализация его социального назначения.

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития, оно есть “продолжение” этих потребностей, выраженное в виде государственного акта. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в его соответствии социальной роли – закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, в создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития общества, торжества свободы, автономии и индивидуальности человека.

Правовое воздействие – это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установление запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия является результатом познания потребностей общественного развития, оно строится в соответствии с законодательной политикой, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в право.

Раскрывая понятие “функция права”, следует обратить внимание на соотношение таких категорий, как “правовое воздействие” и “правовое регулирование”.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, юридических фактов, правовых отношений, индивидуальных предписаний и др.) воздействие на общественные отношения.

В юридической литературе справедливо отмечается, что правовое воздействие “включает в себя регулирование как один из способов проявления творческой роли права”.

Следовательно, правовое воздействие и правовое регулирование соотносятся как целое и часть, где последнее является одной из форм первого. К числу других форм правового воздействия обычно относят:

1) информационное воздействие, состоящее в том, что участники общественных отношений получают информацию о нормах права, о правомерных и неправомерных средствах достижения необходимых результатов о последствиях нарушения юридических норм и т.д.;

2) ценностно-ориентационное воздействие, состоящее в том, что право способствует формированию и утверждению в сознании людей ценностных представлений, воспитанию у них должного образа поведения, влияет на принятую систему ценностей[40].

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые социальным назначением права в жизни общества. Можно выделить следующие особенности функций права:

1. Функции права производны от социального назначения права в обществе, они отражаются в зеркале общественных отношений.

2. Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность которых порождает необходимость осуществления права как социального явления.

3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на решение задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

4. Функции права представляют направления его активного действия. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие.

5. Функции права постоянны, непрерывны, их действие длительно во времени.

В известной мере можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную);

2) внутренние.

Последние выходят из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную.

Функции права выражают его сущность, являются путями решения задач правового регулирования. Целесообразно выделять следующие функции права.

1. Регулятивная функция, выражающаяся в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения. Воздействует право на эти отношения двояким способом:

а) статическим, закрепляя в Конституции, других нормативных актах экономический, политический и государственный строй, права и обязанности граждан и т.д. и делая тем самым незыблемыми, законными общественные отношения; субъектам в этом случае предписывается воздерживаться от посягательства на эти отношения, вести себя пассивно;

б) динамическим, стимулируя законодательными средствами развитие необходимых и полезных личности и обществу отношений. Во втором случае субъектам права предписывается совершать определенные активные действия, которые выражаются и закрепляются в юридических обязанностях.

2. Охранительная функция, заключающаяся в охране тех отношений, которые являются объектом регулятивной функции. Охранительная функция права направлена на вытеснение негативных явлений из личной и общественной жизни, на их предупреждение и пресечение, восстановление нарушенных прав.

3. Воспитательная функция, проявляющаяся в формировании посредством права такой личности, которая уважает принятые демократическим путем законы, следует в своем поведении правовым предписаниям, проявляет правовую активность в правотворческой и правоприменительной деятельности. Чем выше научный уровень, качество законодательных актов, чем справедливее нормативные правовые акты, тем сильнее воспитательная роль отечественного права.

Составной частью воспитательной функции является превентивное (предупредительное) воздействие права.

Функции права осуществляются главным образом методом убеждения и методом принуждения.

 

Схема 27.  Функции права

 

Глава 15. Система права и система законодательства

§ 1. Материальное и процессуальное право

 

Нормы всех отраслей права направлены на регулирование общественных отношений в соответствии с задачами и функциями государства на данном этапе его развития. Устанавливая правовые нормы, государство одновременно определяет формы их осуществления, тем самым регулируя деятельность соответствующих субъектов по применению и исполнению этих норм. Таким образом, возникают особые правовые нормы, которые по своему характеру отличаются от материальных предписаний и именуются процессуальными, образующими в своей совокупности конкретные отрасли процессуального права. Процессуальное и материальное право соотносятся как форма и содержание. Процессуальные правовые нормы служат формой реализации и проявления норм материального права. Процесс есть форма жизни закона. Главная особенность процессуальных норм – их субъективность, тогда как нормы материального права объективны.

Исторически процессуальное право обязано своим возникновением материальному праву (уголовному, гражданскому, административному и т.д.). Кроме того, особенности процессуального права определяются еще и потребностями технологии, организации процесса реализации норм материального права. Своеобразен и предмет правового регулирования процессуальных норм, который включает в себя общественные отношения, возникающие в процессе реализации норд всех отраслей права.

В соответствии с Конституцией в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный. Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся в непроцессуальных отраслях.

 

§ 2. Система права и система законодательства:

соотношение и взаимосвязь

 

Чтобы глубже распознать то или иное явление, увидеть всю многогранность и специфику, необходимо уяснить организацию взаимосвязей между отдельными элементами его содержания, то есть выявить формы их существования вовне. Содержание и форма образуют диалектическое единство и неразрывную связь между собой. В форме воплощается суть предмета или явления, его назначение и функции. Именно форма служит способом существования и выражения содержания. Закон их диалектического единства распространяется на все процессы и явления материального мира. Право не является исключением.

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативных правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов отраслей.

Нормы – главное связующее звено в системе права, составляющее юридическую основу всех других его структурных элементов. Норма отражает состояние и уровень социальной действительности, сформировавшиеся в ней потребности, необходимость их трансформации в содержание отдельных отраслей и институтов. Но там, где невозможно создать общие положения, отражающие единые принципы и методы регулирования для всех норм, нельзя говорить о каких-либо преобразованиях в системе права.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Bo-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права являются нормы, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения,  и т. д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, и т. д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное право, трудовое, административное и т.д.). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоническое развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них являлось хозяйственное законодательство.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).

В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти;

2) акты высших органов государственного управления.

Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, отрасли, институты и т. д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проводить различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

§ 3. Соотношение национального и международного права

 

Международное право является составной частью национальной системы права каждого современного государства. Эта интеграция происходит в самом процессе заключения государством различного рода договоров с другими государствами (соглашений, конвенций), подписанием международных деклараций, а также в результате вступления государства в международные организации. В этих актах аккумулируется опыт межгосударственного общения.

Складывается, таким образом, особая отрасль надгосударвенного права, которая по необходимости включается в структуру национального права в целом, независимо от того, зафиксировано или нет такое состояние системы права специально в законе или нет.

Конституция РФ содержит такую норму – в ст. 15 (ч. 4): общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора.

Международное право в современном мире широко представлено пактами, декларациями, резолюциями международных организаций (прежде всего ООН), которые затрагивают конкретную проблематику развития национальных систем права – права и свободы личности. Личность как таковая является субъектом международного права. Эта отрасль, следовательно, не только регулирует межгосударственные отношения, но и непосредственно активно вторгается в регулирование отношений внутри страны. Она оказывает непосредственное влияние на содержание всей системы права, многих ее отраслей. Прежде всего на конституционное право. Статья 17 (ч. 1) Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. А это предполагает прямое “вхождение” норм международного права не только непосредственно в конституционное право, но и в содержание других отраслей права. Прежде всего тех, которые опосредуют сферу экономической жизни общества, а также в уголовно-исполнительное право. Сказывается влияние этой генеральной отрасли на содержание правовых структур административного права, опосредующих социальную сферу: здравоохранение, просвещение, культуру.

Следовательно, спектр “вхождения” в национальные системы права весьма широк. Он представлен и международным публичным, и международным частным правом.

Заметно расширяются функции международного процессуального права, регламентирующего порядок разрешения споров и конфликтов.

Международное право в возрастающей степени становится общепланетарным правом в современной цивилизации. Это отвечает интересам решения глобальных проблем человечества, острота которых устойчиво нарастает.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, подписанном между Европейским Союзом и Российской Федерацией, к “отраслям права” отнесены различные виды деятельности и даже феномены нормирования, по которым должны сближаться законодательства:

- предприятия и предпринимательская деятельность;

- банковская деятельность;

- бухгалтерский учет;

- финансовые услуги;

- охрана здоровья;

- технические нормы;

- нормативные акты в областях ядерной энергетики и т. п. (см. ст. 55 “Сотрудничество в области законодательства”).

То есть понятие “отрасль права” употреблено в смысле “направления сближения законодательства”.

Но, несомненно другое – в рамках Соглашения отрасли законодательства, регламентирующие сферу экономики, будут обретать правила, принципы и приемы, общие для всех стран Союза. Отсюда – перспектива крупных новаций в таких блоках права, как административно-хозяйственное, финансовое, банковское, таможенное, налоговое и, конечно, гражданское со всеми его договорами, обеспечивающими свободное передвижение капиталов, товаров и услуг, предпринимательскую деятельность, охрану интеллектуальной собственности, а также трудовое право и социальное страхование. По существу, может произойти глубокое обновление всей системы права России на пути заметного приближения его к системам права всего европейского континента.

§ 4. Частное и публичное право

 

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права начастное и публичное.

Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различаются общее право и право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право “обслуживает” в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами, - предметы правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана (170-228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Публичное право – это область государственных дел, а частное право – область частных дел.

Подобное “раздвоение” права получило теоретическое обоснование в знаменитом труде Монтескье “О духе законов”, в работах других мыслителей прошлого (Гоббса, Гегеля). Обстоятельно оно было разработано русскими правоведами (Д. Д. Гриммом, П. И. Новгородцевым,                             Л. И. Петражицким, Н. М. Коркуновым, Г. Ф. Шершеневичем).

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически “частное право развивается одновременно с частной собственностью”. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы – неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Существуют два способа систематизации (расположения) частноправовых норм, которые сложились в мировой практике, - институциональный и пандектный.

Институциональный (институция в переводе с латинского – наставление) использовался еще в Древнем Риме. Он получил воплощение в первых элементарных учебниках по гражданскому праву, изданных в VI в. н.э. по велению византийского императора Юстиниана и имевших, как и дигесты, силу закона (новеллы самого Юстиниана, Институции Гая, Павла и др.).

Пандектный способ (в переводе с латинского – всеобъемлющий, сводный, совокупный; то же, что и дигесты,) возник позже, в XVI в. Он заключается в том, что нормы подразделяются на общую и особенную, или специальную, части. Этот прием широко используется в большинстве развитых стран и в настоящее время. В общий раздел включаются нормы, регулирующие соответственно общие вопросы (объекты и субъекты права, правоспособность, дееспособность, основания возникновения и прекращения правоотношений).

Особенную, или специальную, часть составляют нормы, образующие конкретные институты или их объединения (например, вещное право, наследственное, семейное, договорное и т.д.). Подобный подход применяется и в некоторых отраслях публичного права (уголовном, административном). Примером пандектной систематики могут служить дигесты Юстиниана (50 книг).

Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Различные аспекты соотношения частного и публичного права были обстоятельно рассмотрены еще М. М. Агарковым в обширной статье, опубликованной в 1920 г. и перепечатанной в двух первых номерах журнала “Правоведение” за 1992 г. В ней, в частности, отмечается, что публичное право есть область власти и подчинения, гражданское – область свободы и частной инициативы. Исходя из этого, во всех правоотношениях, где одной из сторон выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.

Частное право есть право лично-свободное. В этих границах субъект может осуществлять его в любом направлении. Частноправовая мотивация ставит только известный предел действию других мотивов (эгоистических, альтруистических и др.). Наоборот, публично-правовая мотивация сама указывает направление, в котором право должно осуществляться и исключать действие других мотивов.

Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в прикреплении их за определенными субъектами. Руководящую нить надо искать в содержании права и связывать ее с противоположностью частного, индивидуального публичному, общественному. Публичное право регулирует отношения между людьми исключительно велениями, исходящими от одного-единственного центра, каковым выступает государственная власть. Частное же право с его индивидуализмом представляет собой систему юридической децентрализации.

В то же время М. М. Агарков подчеркивал тесную взаимосвязь двух рассматриваемых пластов права. Он писал, что история права дает нам различные примеры комбинаций публично-правового и частноправового элементов; соотношение того и другого зависит от хозяйственных условий и психологии данной эпохи. В современной литературе также отмечается, что в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения и институты.

М. М. Агарков пытался ставить вопрос об использовании частного права в новых послереволюционных условиях, указывая, что оно могло бы проявить себя в сфере реализации гражданами своих субъективных прав. Однако это оказалось невозможным. Советская правовая доктрина не только не признавала концепцию частного права, но и всячески критиковала и отвергала ее как несовместимую с природой “социалистического строя”, где безраздельно господствует общественная, и прежде всего государственная, собственность, функционирует плановая экономика.

Известна жесткая позиция В. И. Ленина, выраженная им в 1922 г. в письме к Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса: “Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Отсюда — расширить применение государственного вмешательства в “частноправовые” отношения; расширить право государства отменять “частные” договоры; применять к “гражданским правоотношениям” наше революционное правосознание, показывать систематически, упорно, настойчиво на ряде показательных процессов, как это надо делать... Через партию шельмовать и выгонять тех членов ревтребуналов, нарсудей, кои не учатся этому и не хотят понять этого”.

В настоящее время, когда признана и законодательно закреплена частная собственность, когда Россия взяла курс на рыночные отношения, легализация частного права стала естественной и неизбежной. Без этого условия невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности.

Анализ мирового опыта показывает, что рассматриваемый институт играл и играет позитивную роль в налаживании и поддержании разумного баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и реализации прав и свобод человека. Было бы неправильно отказываться от этого опыта. Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида – договорное и корпоративное.

По мнению С. С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, намного опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право – это в основном “рыночное право”, и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок, в принципе, не знает межгосударственных границ.

В России принят новый Гражданский кодекс, который призван стать “второй конституцией” – экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое “присутствие” в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

В Кодексе получает окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни стабильный, развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.

§ 5. Система права в Российской Федерации

 

В жизни любого современного государства и общества действуют тысячи, сотни тысяч, а порой и миллионы нормативных актов и юридических норм, регламентирующих самые разнообразные отношения (от рождения или смерти человека до избрания президента или объявления чрезвычайного положения). На первый взгляд такое огромное нормативное хозяйство может выглядеть просто хаосом. Но это только на первый взгляд. При более внимательном рассмотрении без труда можно заметить, что и нормативные акты, и нормы определенным образом организованы, структурированы. В противном случае право не способно бы было выполнить свое назначение - регулировать общественные отношения. Право, правовые нормы представляют собой определенную систему, а не случайное беспорядочное или произвольное соединение.

Система права понимается как внутренняя организация права, выражающаяся в единстве, согласованности и непротиворечивости юридических норм. Система права как целое состоит из взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке частей, элементов системы. В системе права главным образом выделяют следующие элементы: отрасли права и институты права.

Отрасль права как самостоятельное подразделение (элемент, звено) системы права представляет собой совокупность юридических норм и институтов, регулирующих значительный круг общественных отношений и объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Именно предмет и метод правового регулирования лежат в основе деления системы права на отрасли. Предметом правового регулирования являются сами общественные отношения, их характер и качественное своеобразие, которые подвергаются юридической регламентации. Методом правового регулирования являются различные способы правового воздействия на общественные отношения.

Различают методы принуждения и методы дозволения. В первом случае метод опирается на жесткие властные предписания, в которых определяется порядок возникновения прав и обязанностей участников данного отношения. Во втором случае участники отношения достаточно автономны. Они выступают как равноправные субъекты, а их взаимные обязательства могут быть прекращены или изменены по взаимному соглашению. Это самые общие различия, которые имеют между собой названные методы регулирования.

На основе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют государственное (конституционное) право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право и другие отрасли. Перечень отраслей не является закрытым. С изменением социальной и экономической структур общества могут возникать и неизвестные ранее отрасли права.

Институт права представляет собой самостоятельную обособленную группу юридических норм, регулирующих незначительный круг однородных общественных отношений. Так, в гражданском праве можно назвать институты собственности, найма жилого помещения, а в трудовом – институт заработной платы. Институт отличается от отрасли тем, что он регулирует не весь объем соответствующих общественных отношений, но их различные стороны, типические (однородные) образования.

Среди отраслей, входящих в систему права, центральное место занимает (конституционное) право, которое имеет предметом своего регулирования отношения, связанные с принципами организации и порядком функционирования органов государственной власти, правового положения граждан, государственного суверенитета, избирательного права, избирательной системы, деятельности депутатов и др. Национально-государственное устройство, институты федерации, если таковые в данном государстве имеются, также регулируются нормами конституционного права. Среди источников конституционного права (нормативные правовые акты, содержащие нормы конституционного права) выделяют, в первую очередь, конституцию (плюс конституции субъектов федерации, если речь идет о конституционном праве в федеральном государстве).

Конституционное право является источником и для ряда других отраслей, поскольку в его нормах закрепляются принципы деятельности исполнительно-распорядительных государственных органов, система отношений собственности и т.д.

Среди отраслей права важное место занимает также гражданское право, поскольку его нормами регулируются отношения, которые характерны для рыночной экономики – имущественные отношения. Коротко определить это понятие можно следующим образом: имущественными называются общественные отношения по поводу имущества, т.е. различных материальных благ и ценностей.

Важно отметить, что гражданское право регулирует имущественные отношения не только между гражданами и с участием граждан, но и между организациями (юридическими лицами).

Трудовое право также относится к основным отраслям системы права. Нормы этой отрасли регулируют отношения между людьми по их непосредственному участию в общественном труде. Эти, так называемые общественно-трудовые, отношения, урегулированные нормами трудового права, выступают в форме трудовых правоотношений. Можно сказать, что юридическим выражением общественно-трудовых отношений являются трудовые правоотношения.

Действующими нормами трудового права обычно регулировались трудовые отношения, которые возникают между работником, с одной стороны, и, как правило, государственным предприятием, учреждением, организацией – с другой. В последнее время, с развитием различных форм собственности и переходом к рыночной экономике сторонами возникающих трудовых правоотношений выступают физические лица, граждане, работающие по найму, и собственники, от имени которых действуют по их поручению соответствующие органы управления (совет, правление, наниматель, администрация и др.).

Например, трудовые отношения граждан, работающих по найму в различных кооперативах, товариществах и других предприятиях, учреждениях подобного рода, регулируются нормами трудового права. Но регулирование трудовых отношений, основанных на членстве граждан в кооперативных организациях (производственных кооперативах, различных товариществах, арендных предприятиях и др.), осуществляется иным образом.

В трудовые правоотношения вступают, с одной стороны, физические лица-граждане, желающие реализовать свое право на труд и поступить на работу, а с другой стороны, по общему правилу – юридические лица, за которыми признается право предоставлять гражданам работу и использовать их труд.

Административное право как самостоятельная отрасль регулирует управленческие отношения государственных органов, деятельность исполнительно-распорядительного характера. В ходе реализации норм административного права складываются правоотношения, одной стороной которых всегда является орган или должностное лицо государственного управления, а другой стороной могут выступать как государственные органы, должностные лица, так и отдельные граждане (или иностранные граждане, лица без гражданства), общественные организации и их должностные лица. Кроме конституции, к источникам административного права относятся законодательные акты, регламентирующие статус и компетенцию исполнительно-распорядительных органов, устанавливающих административную ответственность за нарушение норм административного права, или акты, регулирующие, например, деятельность таможенных органов и т.д.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений, наносящих вред человеку, обществу, государству. Именно законодательство в области уголовного права определяет, какие общественно-опасные деяния квалифицируются как преступления, и устанавливает юридическую ответственность, наказания для лиц, совершивших данные преступления.

Уголовно-процессуальное право в качестве самостоятельной отрасли представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел; порядок и содержание этой деятельности. Уголовно-процессуальное законодательство, правовая отрасль в целом юридически закрепляет и направляет деятельность правоохранительных органов (суды, прокуратуры, органы дознания и др.) на защиту интересов личности, общества, государства от преступных посягательств, способствуют предупреждению новых преступлений, воспитанию граждан в духе уважения к праву.

Гражданско-процессуальное право – это отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов. Законодательство данной отрасли регламентирует ход рассмотрения споров по делам гражданским, трудовым, семейным, делам особого производства.

 

Схема 28. Отрасли права

Схема 29. Методы правового регулирования

 

Глава 16. Реализация права (закона)

§ 1. Понятие и формы реализации права (закона)

 

Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Право оказывает многообразное влияние на общественную жизнь. В зависимости от содержания правовых норм и от отношения к их осуществлению со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений оно способно создать либо демократический правопорядок, основанный на гарантированных правах и свободах граждан, либо тоталитарный строй с детальной регламентацией большей части общественных отношений, замкнутых на государстве и подверженных его контролю, либо режим беззакония, при котором большинство законов носит декларативный характер.

Специальные способы осуществления права принято называть “реализация правовых норм”. Основными формами (способами) непосредственной реализации правовых норм обычно называют использование права, исполнение обязанностей, соблюдение запретов и особая (специальная) форма реализации – применение правовых норм. Две из названных форм или способов (использование права и исполнение обязанности) представляют собой реализацию правоотношения.

Как известно, не все правоотношения возникают в результате сознательно-волевых действий их участников. Результатом осуществления правовой системы данной страны является правопорядок. Существование правопорядка означает, что граждане и другие субъекты права беспрепятственно реализуют свой правовой статус, используют субъективные права, что обязанности добросовестно выполняются, а нарушения запретов, если они совершаются, влекут восстановление нарушенных прав и применение к нарушителям мер государственного принуждения.

Использование права осуществляется в трех формах. Во-первых, это беспрепятственное осуществление (или воздержание) от действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.). Во-вторых, совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права, а также – в соответствии с компетенцией – субъектами публичного права. В-третьих, осуществление участниками правоотношения следующих возможностей:

1) определенного поведения;

2) его требование соответствующих этому поведению действий других лиц;

3) в случае необходимости – обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права[41].

Субъективное право иногда определяют как дозволение, это неточно. Гражданин может делать все, что не запрещено. Исходя из этого, отсутствие запрета уже означает разрешение. Специальные разрешения как способ регулирования поведения граждан практикуется в тоталитарных режимах (полицейских государствах). В гражданском обществе субъективное право - не мера дозволенного, а возможность поведения, обеспеченная обязательствами других лиц или возможностью юридического принуждения. Существует разница в использовании права субъектами частного и публичного права. Для граждан субъективные права являются способом выражения интересов. Особенность использования права государственными органами и должностными лицами (субъекты публичного права) в том, что для достижения поставленной цели они обязаны использовать предоставленные им права.

Границей использования субъективного права являются права других лиц: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Сложной в теории и на практике является проблема “злоупотребление правом”. Критерии такого злоупотребления туманны и порой не очень поддаются изменению. В гражданском процессе практически возможно без совершения недобросовестной стороной действий, запрещенных законом, причинять ущерб законным интересам и правам других лиц, необоснованно заявляя отводы, ходатайства, жалобы чтобы затянуть проигранный процесс.

Проблемы злоупотребления правом упрощаются, если определение таких злоупотреблений дано в нормативном акте. Так, в законодательстве последних лет излагаются нормы, запрещающие злоупотребление некоторыми свободами и правами с описанием признаков запрещенных действий. Например, в ст. 4 закона РФ “О средствах массовой информации” под злоупотреблением свободой массовой информации понимается совершение уголовно наказуемых деяний, а также использование в теле- видео; а также кинохроникальных программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей. Проще решается проблема злоупотребления правом должностных лиц, закон так определяет злоупотребление правом (служебным положением), как умышленное использование должности лицом своего служебного положения вопреки интересам службы.

Некоторые авторы для определения злоупотребления правом должностных лиц вводят в оборот термин “шикана”. Шиканой называют использование своего права исключительно для того, чтобы досадить другому лицу с целью подорвать репутацию.

Исполнением как формой реализации права называется выполнение обязанности, т.е. совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права. Иногда исполнением обязанности является воздержание от определенных действий, создающее условия для использования права другим участником правоотношения.

Для возникновения и реализации некоторых обязанностей, предусмотренных нормами права, необходимы акты применения права либо конкретные распоряжения управомоченных лиц. При исполнении таких обязанностей иногда возникает вопрос о законности акта или распоряжения, а также об ответственности за исполнение незаконного приказа. В таких случаях применяются следующие правила:

1) приказ (решение, распоряжение, указание), изданный явно вне пределов компетенции должностного лица или государственного органа или с нарушением процессуального порядка, не порождает обязанности его исполнять;

2) не подлежит исполнению приказ, хотя и изданный в установленном порядке и форме уполномоченным лицом, но по содержанию предписывающий преступное деяние;

3) во всех других случаях, когда возникают сомнения в законности приказа или распоряжения, лицо, на которое возлагается обязанность этим актом, имеет право обжаловать данный акт в установленном законом порядке; во всех иных случаях необходимо выполнить приказ, даже если исполнитель сомневается в его законности, но в данном случае необходимо заручиться доказательствами (пригласить свидетелей).

Соблюдение права как форма реализации означает предусмотренный законом порядок оформления, осуществления права. В более широком понимании соблюдение иногда рассматривают как воздержание от совершения запрещенных действий, установленных в нормах права.

§ 2. Эффективность действия права (закона)

 

Эффективность права в юридической науке обычно рассматривают как отношение цели, с которой принята юридическая норма, к результату ее действия. Реальность весьма далека от этой схемы. Во-первых, ни один законодатель не способен дать полный и точный анализ общественных процессов и сформулировать конкретные цели, которые можно разрешить посредством принятия юридических норм. Даже тогда, когда общество ставит перед собой определенные задачи, они оказываются чрезмерно абстрактными. Во-вторых, преобладающая часть норм права складывается в ходе естественно – исторического процесса как обобщение социального опыта, а государство в качестве осознающей действительность силы может лишь официально признать их, так или иначе санкционировать, в том числе и путем принятия законов. В-третьих, после того, как в теории были рассмотрены вопросы происхождения права, вопрос о социальной эффективности правовой нормы не может быть сведен к проблеме соблюдения того или иного запрета.

В реальности же действие правовых запретов опосредствуется системами социальных, личностных, социально-психологических и целого ряда других факторов. В частности, в их число можно включить влияние так называемых космических моментов, биоритмов и т.д. Поскольку право- момент общества, то из этого вытекает три следствия. Во-первых, эффективность права есть в конечном счете один из показателей жизнеспособности этого общества. Во-вторых, поскольку право воздействует на поведение людей, постольку между юридической нормой и ее социальными результатами всегда находятся акты человеческой деятельности, которые непосредственно и вызывают к жизни общественно значимые последствия; при таких условиях эффективность правовой нормы есть эффективность вызываемых ею поступков. В-третьих, юридическая норма стимулирует поведение людей не только непосредственно, но и через систему социальных, личностных, социально-психологических и других факторов, воздействующих на индивидов одновременно с ней. Правовой запрет, дозволение или предписание обращены не к изолированному человеку, а к личности, существующей в качестве элемента социальный системы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...