Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. Понятие и виды правотворчества




 

Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной степени условно. Государство не творит право, а лишь участвует в этом процессе. Самой, создающей право, является практика множества общественных индивидов, в которой определенные правила поведения становятся объективно необходимыми. Правотворческая практика осуществляется под воздействием множества культурных, экономических, политических факторов, поэтому в создании права участвует все общество[37]. Государство как социальный институт также участвует в данном процессе. Выделение правотворчества в самостоятельный вид государственной деятельности – длительный исторический процесс.

Юридическая теория определяет государственное правотворчество как деятельность государства, направленную на издание, изменение или отмену правовых норм или решений, которые санкционируют обычаи или иные источники права в качестве основания субъективных прав и обязанностей членов общества.

На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественных интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, создающая формально-определенные предписания общего характера, и является правовым нормотворчеством.

Различаются несколько способов такого нормотворчества:

1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;

2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (кооперативами, общественными объединениями);

3) непосредственное правотворчество народа (референдум);

4) целенаправленное правотворчество, когда государственные органы передают часть своей правоустановительной компетенции другим государственным или общественным органам (исполнительным, профсоюзным);

5) совместная правоустановительная деятельность государственных органов и общественных организаций (совместные постановления).

Во всех случаях Правотворческая деятельность должна основываться на определенных принципах. Таковыми можно назвать: научность, демократизм, законность, обоснованность, гуманизм.

В настоящее время круг правотворческих органов в РФ расширился и одновременно сократился. Дело в том, что, согласно федеративному договору, в Российской Федерации сегодня созданием собственных законов могут заниматься субъекты федерации. Но в то же время, согласно закону РФ “Об общих принципах местного самоуправления”, органы местного самоуправления не могут заниматься местным правотворчеством в государственном смысле.

Б. Логические основы законотворческого процесса

 

Можно выделить следующие основополагающие принципы законотворческого процесса, образующие его логические основы:

1) принцип адекватного отражения нормативных правовых потребностей;

2) принцип понятийной определенности;

3) принцип модальной сбалансированности;

4) принцип ретрибутивной обеспеченности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...