Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема12. Философские концепции развития.




Деловая (ролевая) игра

1. Тема (проблема) «Две концепции развития: диалектика и метафизика» «Диалоги

2. Концепция игры: Рассматривается проблема системы образования. Выявляются причины и необходимость появления данной системы в истории общества; основные элементы этой системы; цели и задачи системы; условия, причины, направленность ее изменений и т.д.

 

3. Роли: Формируются 3 группы участников игры: 1-группа защищает позицию: Система образования видоизменяется естественным путем по мере изменения и развития общества. 2-группа защищает позицию: Система образования изменяется благодаря сознательной деятельности человека, имеющего свои желания и потребности; 3-группа защищает позицию: Система образования имеет свои внутренние причины развития, и задача человека состоит, прежде всего, в познании этих причин и выстраивании, в соответствии с ними, своей целенаправленной деятельности.

 

4. Ожидаемый (е) результат (ы) В ходе ролевой игры студенты должны прояснить следующие философские проблемы: 1. Отличие диалектики от метафизики; 2. Сущность законов диалектики; 3. Специфика проявления социальных законов; 4. Различие материалистических и идеалистических позиций в понимании общественных процессов.

 

Критерии оценки: Подготовка и участие в деловой игре, и правильный ответ на контрольные вопросы оценивается в 30 баллов

 

Тестовые задания (Два варианта)

Вариант 1.

Диалектика, как учение о развитии, рассматривает...

А) – особенности, отличающие развитие от всяких других изменений;

Б) – внутренний источник любого развития, как борьбу противоположностей;

В) – многообразие форм, в которых совершается любое развитие;

Г) – эволюционный характер осуществления процесса развития.

Для философских методов характерно...

А) – универсальность;

Б) – экономичность;

В) – результативность;

Г) – надежность;

Д) – мировоззренческая направленность.

Развитие характеризуется...

А) – объективностью;

Б) – противоречивостью;

В) – всеобщностью;

Г) – необратимостью;

Д) – количественными преобразованиями.

Направленность процесса развития вскрывается законом диалектики...

А) – единства и борьбы противоположностей;

Б) – взаимного перехода количественных и качественных преобразований;

В) – отрицание отрицания.

Какого философского метода придерживается автор следующего высказывания. «Люди сами делают свою историю, но делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им, и перешли от прошлого»?

А) – исторического;

Б) – логического;

В) – научного;

Г) – метафизического;

Д) – диалектического.

Вариант 2.

Метафизика, как концепция развития, рассматривает...

А) – внешний источник любого развития;

Б) – источник развития, как борьбу противоположностей;

В) – повторяющееся развитие, в виде движения по кругу;

Г) – эволюционный характер протекания развития.

Универсальная связь всех процессов и явлений действительности вытекает...

А) – из материального единства мира;

Б) – из способности сознания человека отражать существующие связи;
В) – из уровня развития науки, способной выявлять эти связи.


Законы диалектики позволяют...

А) – раскрывать связи единичных предметов, явлений, процессов;
Б) – раскрывать общие связи и отношения объективного мира;
В) – раскрывать сущность процессов развития человеческого сознания.



Механизм процесса развития вскрывается законом диалектики...

А) – единства и борьбы противоположностей;

Б) – взаимного перехода количественных и качественных изменений;
В) – отрицание отрицания.


С точки зрения диалектики истина есть ...

А) – процесс развития знания;

Б) – согласие мышления с самим собой;

В) – абсолютное свойство идеальных объектов;

Г) – соответствие мышления чувственному опыту субъекта.

Критерии оценки: Тесты оцениваются в пятибалльной системе. Тестовые задания по философии требуют от студента обдуманной оценки каждого из предложенных вариантов ответов к заданному вопросу. Правильным ответом может быть как один, так и все предложенные ответы.

Контрольные вопросы

1. В чем различие категорий "движение" и "развитие"?

2. Что собой представляла "наивная" диалектика античных философов; каких ее представителей Вы можете назвать?

3. В чем особенность диалектики Гегеля?

4. Чем отличается диалектика Маркса от диалектики Гегеля?

5. Соотнесите диалектику с метафизикой, софистикой и эклектикой.

6. В чем отличия объективной и субъективной диалектики?

7. Назовите и обоснуйте принципы диалектики.

8. Какую роль играет диалектика как метод познания и действия?

9. Что означает, по Вашему мнению, высказывание Маркса о том, что очень сложно преодолеть "метафизику сознания"?

10. Что Вы понимаете под скачком в процессе развития?

Тема 13. Общество как целостная и развивающаяся система. Человек и общество.

Тестовые задания (Два варианта)

Вариант 1.

1.Что такое общество? Варианты ответов:

А) – особый род бытия, качественно отличающийся от естественной природы – живой и неживой.

Б) – самоорганизующаяся, сложно динамическая система отношений людей к природе и между собой, складывающаяся на основе деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей.

В) – совокупность исторически конкретных типов социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество»).

Г) – совокупность реальных человеческих общностей – этнических, семейных, производственных, классовых, национальных.

Общественные отношения являются...

А) – физической реальностью;

Б) – объективной реальностью;

В) – субъективной реальностью;

Г) – экономической реальностью.

3. Что такое цивилизация (лат. – гражданский, государственный)? Варианты ответов:

А) – синоним культуры;

Б) – заключительная стадия деградации и упадка культуры;

В) – реальная культурно - историческая общность людей, в рамках которой осуществляются объективные закономерности социального функционирования и развития общества, преломляясь через потребности, интересы и смыслы человеческой жизнедеятельности;

Г) – ступень исторического развития человечества – дикость, варварство, цивилизация;

Д) – уровень развития региона или этноса – античная цивилизация, западная цивилизация.

Что такое общественное бытие?

А) – материальная сторона жизни общества;

Б) – идеально-духовная сторона человеческой активности;

В) – пространственно-временной континуум (целостность), в рамках

которого проявляется социальное качество человеческой жизни в сложном переплетении своих материальных и идеальных сторон.

Чем детерминирована (обусловлена) человеческая деятельность?

А) – законами природного мира;

Б) – законами социума;

В) – личностными качествами субъекта.

Вариант 2.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...