Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 15. Общество как самоорганизующаяся система. (2 часа)




 

1. Общество как саморазвивающаяся система. Основные структурные элементы общества.

2. Человек в системе социальных связей.

3. Человек и исторический процесс.

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса обратите внимание на такие понятия как общественное производство, способ производства, рассмотрите вопрос о том, что является базисом и надстройкой общества в натуралистических, идеалистических и материалистических концепциях;

во втором вопросе проанализируйте соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности;

в третьем вопросе рассмотрите социальные роли личности в их взаимосвязи с историческим процессом.

Основная литература:

1. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2012. – С. 475- 537.

2. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 287 – 331.

3. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб.пособие /С.К. Абачиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 635 с. С20-198.

 

Дополнительная литература:

 

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 356 – 380.

2. Ильин И. А. Путь к очевидности. // Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. — М.: Эксмо, 2006.

3. Руткевич М.Н. Общество как система, социологические очерки. – СПб.: Алетейя, 2001.

 

Темы вариативных заданий:

1. Этнос и нация. Нация как субъект исторического развития.

•   Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходства// Полис 2000, № 1.

•   Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов// Вопросы философии 2010, № 2.

2. Что такое открытое общество?

•   Киселев Г.С. Шанс на свободу (о перспективах открытого общества)// Вопросы философии 2004, № 9.

•   Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. - М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992.

•   Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. – М.: Магистр, 1997.

 

Семинар 16. Философские аспекты культуры

 

1. Культура как предмет философского анализа. Функции культуры.

2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

3. Восток – Запад - Россия: диалог культур.

Методические рекомендации

В первом вопросе заострите внимание на различных подходах в истолковании культуры, более детально рассмотрите аксиологический и деятельностный подход. Обозначьте функции культуры, приведите примеры;

во втором вопросе рассмотрите соотношение культуры и цивилизации и попробуйте проанализировать, в чем состоит закономерность движения культурно-исторического процесса; обратите внимание, что в философии истории в понятие «культура» вводится оце­ночный момент и соотносится с понятием «цивилизация».Но здесь возможны различные подходы. В первом случае цивилизация рас­сматривается как определенная ступень в развитии культуры от­дельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором слу­чае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития (связанный с появлением городов, письменнос­ти и т.д.), который наступает в жизни народа после эпохи дикости и варварства (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем слу­чае цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс). В четвертом случае цивилизация рассматривается завершающий этап или «смерть культуры» (О. Шпенглер).

рассмотрение третьего вопроса начните с характеристики каждой культуры, что в свою очередь, поможет провести сравнительный анализ культур. Подумайте, что есть диалог культур, возможен ли он, в чем заключаются основные трудности такого диалога?

 

Основная литература:

1. Спиркин А. Г. Философия. — М.:Юрайт, 2012. Гл. Культура

2. Гуревич П.С. Философия. – М.:Юрайт, 2012. Гл. Культура

 

Дополнительная литература

1. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

2. Философия. Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

3. Философия. Под общ. ред. С.Н. Яременко. - Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013.

Темы вариативных заданий

1. Концепция культурно-исторических типов.

•   Каменский З. А. Культурно-исторические типы или единство исторического процесса // Вопросы философии 1992, №.2.

2.Особенности культуры постмодерна.

•   Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. – М.: Республика, 1997.

•   Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. – М.: ИНИОН РАН-INTRADA, 2001.

•   Фишман Л. Постмодерн как возврат к Просвещению// Вопросы философии 2006, № 10.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культура?

2. Назовите основные подходы к пониманию сущности культуры.

3. В чём состоит ценностно-регулирующая функция культуры?

4. Соотнесите понятия «культура» и «цивилизация».

5. Назовите основные характеристики восточной, западной и русской культуры.

 

Семинар 17. Человек в информационном обществе. Глобальные проблемы современности.

1. Информационное общество как этап развития современной цивилизации.

2. Глобализация, ее предпосылки и социокультурные последствия.

3. Глобальные проблемы современности.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе рассмотрите основные концепции информационного общества. Укажите на роль информационных технологий в становлении нового типа общества. Перечислите основные характеристики информационного общества. Проанализируйте какие культурные изменения сопутствуют развитию информационного общества: как меняются представления о человеке, человеческом общении, какие трансформации претерпевают традиционные институты власти, какие изменения происходят в системе образования и т.д.

Во втором вопросераскройтесодержание понятия «глобализация». Укажите какие экономические и политические процессы способствуют глобализации. Выявите какие культурные модели доминируют в процессе глобализации в современном мире. Обозначьте соотношение понятий «глобализация» и «вестернизация». Раскройте содержание концепций «плавильного котла» и «мультикультурализма».

В третьем вопросе раскройте сущность глобальных проблем, проследите время их возникновения и их решение. Обратите внимание, что глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с пози­тивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые по­лучили название «глобальных проблем современности»: экологичес­ких, демографических, политических и т. д.

 

Основная литература

1. Гуревич П.С. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. VI. Аксиология. Глава 18.

2. Философские проблемы науки и техники. Раздел 19. Будущее человечества (философский анализ).     

Дополнительная литература

1. Философия. Учебное пособие. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.     Глава XII. Будущее человечества.

2. Философия. Учебное пособие. Под общ. ред. С.Н. Яременко. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ,   2013.    Тема 17. Глобальные проблемы человечества.

3. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» – тупиковая ветвь социального развития?// Вопросы философии 2002, № 5.

Темы докладов:

1.Глобализация и американизация. Знак равенства?

 

Литература

1. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация// Вопросы философии 2004, № 4.

2. Кантор В.К. Глобализация? – Да! Но какая?// Вопросы философии 2006, № 3.

 

2.От информационного общества к обществу знания.

 

Литература

 

1. Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы. Вопросы философии. 2010. №1.  

2. Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2.

 

3.Терроризм – как глобальная проблема современности.

 

Литература

1. Варфоламеев А.А. Терроризм как продукт антиэтатизма. Вопросы философии. 2011. №6.

2. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2005. № 6.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 510.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...