Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар 15. Общество как самоорганизующаяся система. (2 часа)
1. Общество как саморазвивающаяся система. Основные структурные элементы общества. 2. Человек в системе социальных связей. 3. Человек и исторический процесс. Методические рекомендации: При подготовке первого вопроса обратите внимание на такие понятия как общественное производство, способ производства, рассмотрите вопрос о том, что является базисом и надстройкой общества в натуралистических, идеалистических и материалистических концепциях; во втором вопросе проанализируйте соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности; в третьем вопросе рассмотрите социальные роли личности в их взаимосвязи с историческим процессом. Основная литература: 1. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2012. – С. 475- 537. 2. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 287 – 331. 3. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб.пособие /С.К. Абачиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 635 с. С20-198.
Дополнительная литература:
1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 356 – 380. 2. Ильин И. А. Путь к очевидности. // Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. — М.: Эксмо, 2006. 3. Руткевич М.Н. Общество как система, социологические очерки. – СПб.: Алетейя, 2001.
Темы вариативных заданий: 1. Этнос и нация. Нация как субъект исторического развития. • Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходства// Полис 2000, № 1. • Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов// Вопросы философии 2010, № 2. 2. Что такое открытое общество? • Киселев Г.С. Шанс на свободу (о перспективах открытого общества)// Вопросы философии 2004, № 9. • Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. - М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992. • Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. – М.: Магистр, 1997.
Семинар 16. Философские аспекты культуры
1. Культура как предмет философского анализа. Функции культуры. 2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 3. Восток – Запад - Россия: диалог культур. Методические рекомендации В первом вопросе заострите внимание на различных подходах в истолковании культуры, более детально рассмотрите аксиологический и деятельностный подход. Обозначьте функции культуры, приведите примеры; во втором вопросе рассмотрите соотношение культуры и цивилизации и попробуйте проанализировать, в чем состоит закономерность движения культурно-исторического процесса; обратите внимание, что в философии истории в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация».Но здесь возможны различные подходы. В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития (связанный с появлением городов, письменности и т.д.), который наступает в жизни народа после эпохи дикости и варварства (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс). В четвертом случае цивилизация рассматривается завершающий этап или «смерть культуры» (О. Шпенглер). рассмотрение третьего вопроса начните с характеристики каждой культуры, что в свою очередь, поможет провести сравнительный анализ культур. Подумайте, что есть диалог культур, возможен ли он, в чем заключаются основные трудности такого диалога?
Основная литература: 1. Спиркин А. Г. Философия. — М.:Юрайт, 2012. Гл. Культура 2. Гуревич П.С. Философия. – М.:Юрайт, 2012. Гл. Культура
Дополнительная литература 1. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 2. Философия. Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 3. Философия. Под общ. ред. С.Н. Яременко. - Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013. Темы вариативных заданий 1. Концепция культурно-исторических типов. • Каменский З. А. Культурно-исторические типы или единство исторического процесса // Вопросы философии 1992, №.2. 2.Особенности культуры постмодерна. • Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. – М.: Республика, 1997. • Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. – М.: ИНИОН РАН-INTRADA, 2001. • Фишман Л. Постмодерн как возврат к Просвещению// Вопросы философии 2006, № 10.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое культура? 2. Назовите основные подходы к пониманию сущности культуры. 3. В чём состоит ценностно-регулирующая функция культуры? 4. Соотнесите понятия «культура» и «цивилизация». 5. Назовите основные характеристики восточной, западной и русской культуры.
Семинар 17. Человек в информационном обществе. Глобальные проблемы современности. 1. Информационное общество как этап развития современной цивилизации. 2. Глобализация, ее предпосылки и социокультурные последствия. 3. Глобальные проблемы современности.
Методические рекомендации В первом вопросе рассмотрите основные концепции информационного общества. Укажите на роль информационных технологий в становлении нового типа общества. Перечислите основные характеристики информационного общества. Проанализируйте какие культурные изменения сопутствуют развитию информационного общества: как меняются представления о человеке, человеческом общении, какие трансформации претерпевают традиционные институты власти, какие изменения происходят в системе образования и т.д. Во втором вопросераскройтесодержание понятия «глобализация». Укажите какие экономические и политические процессы способствуют глобализации. Выявите какие культурные модели доминируют в процессе глобализации в современном мире. Обозначьте соотношение понятий «глобализация» и «вестернизация». Раскройте содержание концепций «плавильного котла» и «мультикультурализма». В третьем вопросе раскройте сущность глобальных проблем, проследите время их возникновения и их решение. Обратите внимание, что глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т. д.
Основная литература 1. Гуревич П.С. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. VI. Аксиология. Глава 18. 2. Философские проблемы науки и техники. Раздел 19. Будущее человечества (философский анализ). Дополнительная литература 1. Философия. Учебное пособие. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. Глава XII. Будущее человечества. 2. Философия. Учебное пособие. Под общ. ред. С.Н. Яременко. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013. Тема 17. Глобальные проблемы человечества. 3. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» – тупиковая ветвь социального развития?// Вопросы философии 2002, № 5. Темы докладов: 1.Глобализация и американизация. Знак равенства?
Литература 1. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация// Вопросы философии 2004, № 4. 2. Кантор В.К. Глобализация? – Да! Но какая?// Вопросы философии 2006, № 3.
2.От информационного общества к обществу знания.
Литература
1. Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы. Вопросы философии. 2010. №1. 2. Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2.
3.Терроризм – как глобальная проблема современности.
Литература 1. Варфоламеев А.А. Терроризм как продукт антиэтатизма. Вопросы философии. 2011. №6. 2. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2005. № 6.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 510. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |