Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар № 13. Научное познание и его методы.




1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание.

2. Понятие метода научного знания.

3. Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

При рассмотрении 1-го вопроса «Понятие науки. Научное и вненаучное знание» следует обратить внимание на то, что Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание; обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении - логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Рассматривая второй вопрос «Понятие метода научного знания», осмысливаем определение научного метода как системы регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.

Различают два уровня научного познания:

– эмпирический;

– теоретический.

Эмпирический уровень характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом уровне (абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция), а некоторые (анализ и синтез, аналогия и моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Рассматривая третий вопрос «Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности» обратим внимание на очень важную характеристику научного знания, его динамику, т.е. его рост, изменение, развитие. В истории науки существуют два подхода к анализу динамики, развития научного знания:

 - представители кумулятивизма (от лат. cumula - увеличение, скопление) считают, что развитие знания происходит путём постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний;

- представители антикумулятивизма полагают, что в ходе развития познания не сохраняются какие-либо устойчивые компоненты.

История науки представлена в виде непрерывной борьбы и смены теорий и методов. Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания.

Следует обратить внимание на модели роста научных знаний:

а) логико-методологическая концепция науки К. Поппера;

б) парадигмальная модель научного знания Т. Куна;

в) методология исследовательских программ И. Лакатоса;

г) плюралистическая методология науки П. Фейерабенда;

д) концепция личностного знания М. Полани.

 

Темы докладов, эссе

1. Аксиоматизация и формализация научного знания. Теоремы Гёделя.

2. Гипотетико-дедуктивный метод.

3. Аналогия и моделирование в научном исследовании.

4. Методы экспериментального исследования.

5. Методологические проблемы научного наблюдения и измерения.

6. Статистические методы в научном иследовании.

7. Становление и сущность системного подхода.

8. Основные идеи и методологическое значение синергетики.

9. Структурализм как методология гуманитарных исследований.

10. Методологические идеи постструктурализма и постмодернизма.

11. Методологические проблемы междисциплинарных исследований.

12. Неклассическая и постнеклассическая научная рациональность (по В.С.Стёпину).

13. Философско-методологические проблемы «искусственного интеллекта».

14. Интернет как «глобальный мозг» и среда научного исследования в XXI в.

15. Этические проблемы Интернета.

16. Социальная и этическая ответственность учёного.

17. Логико-методологическая концепция науки К. Поппера;

18. Парадигмальная модель научного знания Т. Куна;

19. Методология исследовательских программ И. Лакатоса;

20. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда;

21. Концепция личностного знания М. Полани.

 

 

Основная литература

1. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. Гл. V.

2. Гуревич, П.С. Философия: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. Гл. XVII. – С. 457-490.

3. Спиркин, А.Г. Философия: учебник. – М.: Юрайт. 2012. Гл. XII.

 

Дополнительная литература.

1. Философия. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс. 2011. С. 375 – 447.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. Статьи: «Метод», «Методология». «Философия», «Диалектика», «Метафизика».

3. Философия. Под ред. Лавриненко В.Н.: учебник. – М.: Юрайт. 2013. Гл. ХIV.

4. Философия. Под ред. Яременко С.Н.: учебн. пособие – Ростов н/Д. : ИЦ ДГТУ. 2013. Тема. 12. – С. 228-244. Тема 13. – С. 244-263.

5. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект. 2011. Раздел III.

6. Губин, В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект. 2011. Раздел I. Гл.IV. – С. 129-143.

7. Черникова И.В. Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки// Вопросы философии. 2015. № 4.

8. Кузьмин Ю.А. О методах и приемах научного познания. // Философские науки. 2017. № 59-1.

9. Галимова А.Ф. Индукция как метод научного познания. // Философские науки. 2016. № 54-1.

10. Курбанова Э.И., Семенова Э.Р. Методология научного познания Имре Лактоса. // Философские науки. 2016. № 54-1.

11. Семенова Э.Р. Особенности научного познания. // Философские науки. 2016. № 50-2.

12. Чусов А.В.– О перспективах развития методологии науки: моделирование, объективация, общая структура метода. // Вопросы философии. 2012. – № 1. – С. 60-71.

13. Абдильдин Ж.М. Логика современного научно-теоретического познания Вопросы философии. 2013. – № 5. – С. 3-11.

Семинар 14. Философская антропология

 

1. Специфика философской антропологии. Философская антропология среди других антропологий.

2. Происхождение и сущность человека.

3. Основополагающие феномены человеческого бытия: любовь, счастье, труд и игра, вера, смысл жизни.

 

Методические рекомендации

 

При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на выявление предмета философской антропологии. Философская антропология представляет собой философское учение о человеке. Идеи философской антропологии постепенно формируются в философских системах, начиная с античности, и приобретают завершение в концепциях Шелера, Плеснера и Гелена.

Для выяснения специфики философской антропологии необходимо проанализировать отличие ее отличие от антропологии как части биологии, культурантропологии, исторической и социальной антропологии, показать, что философская антропология выявляет отношение «человек – мир» через познание родовых качеств человека, через соотношение человека с природой, с другими людьми, изучение его внутреннего мира и экзистенциальных проблем его существования.

Раскрытие второго вопроса предполагает анализ эволюционистской, трудовой, религиозной и космической версий происхождения человека. Понимание сущности человека связано с раскрытием следующих его характеристик: духовности, разумности, способности к предметно-культурной и символической деятельности.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть основные феномены человеческого бытия и выявить их содержание.

 

Основная литература

1. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2012. – С. 475- 537.

2. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 332 - 374.

3. Гуревич П.С. Философия. – М.: Юрайт, 2012.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 285 – 302/

5. Философия. Под ред. Яременко С.Н.: учебн. пособие – Ростов н/Д. : ИЦ ДГТУ. 2013. Тема. 12. – С. 228-244. Тема 14.

 

Дополнительная литература

 

1. Золотухина Аболина Е.В. Философская антропология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006. Ч.1, гл.1. Ч. 2 гл.1, 7.

2. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. Ч.3 гл.2.

3. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. Гл. 2.

 

Опираясь на дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы и обоснуйте следующие положения:

1. Охарактеризуйте основные гипотезы происхождения человека.

2. Выпишите из философского словаря определения философской антропологии, сравните их.

3. Покажите, в чем отличие человека от животного?

4. Назовите сущностные характеристики человека.

5. Является ли смысл жизни чисто рациональным феноменом?

6. Назовите черты идеала любви.

7. Чем отличается вера от доверия?

8. Дайте определения счастья.

 

 

Темы вариативных заданий:

 

1. Доклад по работе К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

2. Доклад по работе В. Франкла «Человек в поисках смысла». М., 1990.

 

Дискуссия (в виде ролевой игры) по пониманию любви как основополагающего феномена человеческого бытия

Задание

Непосредственно на семинарском занятии студентам предлагается ответить на следующие вопросы без предварительной подготовки:

1. Существует ли любовь с первого взгляда?

2. Верно ли утверждение, что любви все возрасты покорны»?

3. В чем состоят противоречивые моменты реальной любви?

 

Посредством получаемых ответов студенты разделяются между собой на группы, защищающие первую или вторую позицию. В результате формулировки различных характеристик, присущих чувству любви, участники дискуссии выявляют сложность и противоречивость чувства любви и отмечают наличие ее различных форм.

 

Рекомендуемая литература для вариативных заданий:

 

1. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. Гл. 1-8.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1997. С.54-68, 93-105, 105-114, 117-129.

3. Золотухина Аболина Е.В. Философская антропология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006. Ч.1, гл.1. Ч. 2 гл.1, 7.

4. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. Ч.3 гл.2.

5. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. Гл. 2.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 477.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...