Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 11. Сознание как предмет философского анализа




1. Историко-философские взгляды на сознание.

2. Материальное и идеальное.

3. Сознание и самосознание.

Методические рекомендации:

При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо обратить внимание на то, что в философии проблема сознания является центральной, но при этом одной из самых сложных. Сложность этой проблемы обусловлена прежде всего тем, что сознание одновременно выступает и субъектом, и объектом познания, то есть в процессе самопостижения замыкается на себя. 

Начать рассмотрение первого вопроса следует с историко-философского анализа проблемы души человека, начиная с античной философии и до Нового времени. Укажите, что в Новое время проблема души заменяется проблемой сознания, которая становится центральной для всей европейской философии. Проанализируйте, как проблема сознания ставится и решается в рамках новоевропейского рационализма (Декарт, Лейбниц) и эмпиризма (Локк, Беркли, Юм). Рассмотрите интенциональность как основную характеристику сознания в феноменологии Э. Гуссерля. Проанализируйте марксистскую концепцию сознания в контексте понятия «отражение», укажите на исторические и социокультурные аспекты развития сознания.

Во втором вопросе необходимо в первую очередь дать определение понятиям «материальное» и «идеальное». Проследите проблему соотношения души и тела в античной, средневековой и новоевропейской философии. Проанализируйте теорию психофизиологического дуализма Р. Декарта. Особое внимание следует обратить проблеме «мозг – сознание» в современной философии: обозначить физикалистский подход, утверждающий, что сознание – это порождение работы головного мозга (Д. Деннет и др.), и панпсихизм, утверждающий, что сознание выступает как фундаментальное основание действительности (Д. Чалмерс и др.). При рассмотрении понятия «идеальное» в отечественной философии целесообразно обратиться к концепции Э.В. Ильенкова, который понимал идеальное как «субъективный образ объективной реальности», необходимо показать диалектическую взаимосвязь идеального и материального. 

В третьем вопросе дайте определение самосознанию. Охарактеризуйте структуру самосознания, динамику его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей и др. Рассмотрите самосознание как самосоотнесенность «Я» с сами собой. 

Основная литература

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. Глава VI. Параграф 3. Сознание и самосознание человека.     

2. Гуревич П.С. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. Раздел VI. Аксиология. Глава 15. Сознание.  

3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. Глава 11. Душа, сознание и разум.                

 

Дополнительная литература

1. Философия. Учебное пособие. Отв. ред. В.П. Кохановский Ростов н/Д.: Феникс, 2011.     Глава 6. Человек и его сознание.

2. Философия. Учебное пособие. Под общ. ред. С.Н. Яременко. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ,   2013. Тема 10. Человек и его сознание. С. 191-202.

3. Юлина Н.С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания // Вопросы философии. 2011. - №9. С. 153-166.

 

Темы докладов

1. Сознание и язык.

 

Литература

1. Философия. Учебное пособие. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. Глава 6. Человек и его сознание.

2. Философия. Учебное пособие. Под общ. ред. С.Н. Яременко.  Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013.    Тема 10. Человек и его сознание. С. 191-202.

3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. Глава VI. Параграф 3. Сознание и самосознание человека.     

4. Гуревич П.С. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. Раздел VI. Аксиология. Глава 15. Сознание.     

2. Психофизиологическая проблема в философии: от Р. Декарта до современной философии сознания.

Литература

1. Юлина Н.С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания // Вопросы философии. 2011. - №9. С. 153-166.

2. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта. Вопросы философии. 2006. - №1. С. 67-79.

3. Философия. Учебное пособие. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. Глава 6. Человек и его сознание.

4. Философия. Учебное пособие. Под общ. ред. С.Н. Яременко. Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ, 2013. Тема 10. Человек и его сознание. С. 191-202.

 

3. Проблема тождества личности в современной философии сознания.

 

Литература

1. Разеев Д.Н. Ложные воспоминания и тождество личности. Вопросы философии. 2015. - №1. С.45-50.

2. Волков Д. Б. Нарративный подход как решение проблемы тождества.  Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2016. Вып. 4. С. 21-32.

 

Семинар № 12. Познание.

1. Знание и познание.

2. Виды познания (обыденное, мифологическое, религиозное, философское, художественное).

3. Классические концепции истины и её альтернативы.

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении 1-го вопроса «Знание и познание» следует помнить, что теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение. Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинности знания. Позднее появился термин «эпистемология», который очень быстро получил широкое распространение. Под этим термином принято понимать теорию научного познания. Категориями гносеологии являются: истина, достоверность, сознание, познание, субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность – обыденная, профессиональная или др. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией. Познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание – высшая форма отражения объективной реальности. Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

При рассмотрении 2-го вопроса «Виды познания (обыденное, мифологическое, религиозное, философское, художественное)» уметь объяснять сущность основных понятий:

Обыденное (житейское познание). Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:

- в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

- в достоверном обобщении фактов;

- в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

 

В 4-ом вопросе «Классические концепции истины и её альтернативы» обратите внимание на то, что истина является конечной целью познания. Проанализируйте, почему невозможно однозначное суждение о том, что есть истина. Для этого, рассмотрите те точки зрения, которые оценивают истинность знания по субъективному основанию. А так же выявите те концепции, которые считают, что истинное знание и его формы динамичны и меняются от эпохи к эпохе, и проанализируете, верным ли является гегелевский вывод о том, что "истина есть и великое слово, и великое дело, и великое отношение к жизни, то есть великая позиция человека". Кроме того, познакомьтесь с религиозно-идеалистической точкой зрения на истинность человеческих знаний и их критерии. Проанализируйте диалектико-материалистическая концепцию, согласно которой "истина есть свойство знания, представленное нам в парадигме субъект – объект реляций". В этом понимании истина наделена рядом свойств: объективность, абсолютность, относительность, конкретность, эвристичность, когерентность и др. Особое внимание обратите на практику как критерий истины.

Темы докладов, эссе

1. Демокрит, Платон и Аристотель о возможности познания мира.

2. Настоящее и будущее познание в учениях Ф. Аквинского и Н. Кузанского.

3. Стратегии познания Ф. Бекона, Р. Декарта.

4. Гносеологические воззрения Г. Гегеля, К. Маркса.

5. Античный скептицизм Пирроном, Аркесилай, Карнеад.

6. Скептицизм в средневековой философии и философии Нового Времени: Юм, Монтень.

7. Разновидности агностицизма – юмизм (Юм) и кантианство (Кант).

8. Взаимосвязь чувственного и рационального познания

9. Классические концепции истины

10. Диалектико-материалистические концепции.

11. Гегелевская концепция истины

12. Современные концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности.

Основная литература

1. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. Гл. V.

2. Гуревич, П.С. Философия: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. Гл. XVI. – С. 429-443.

3. Спиркин, А.Г. Философия: учебник. – М.: Юрайт. 2012. Гл. XII.

 

Дополнительная литература

1. Руденко, А.М. Философия в схемах и таблицах. – Ростов н/Д.: Феникс. 2012. Иллюстрации 7-10.

2. Философия. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс. 2011. Гл. IX. – С. 375-425.

3. Философия. Под ред. Лавриненко В.Н.: учебник. – М.: Юрайт. 2013. Гл. ХIV.

4. Философия. Под ред. Яременко С.Н.: учебн. пособие – Ростов н/Д.: ИЦ ДГТУ. 2013. Тема 11. – С. 202-228.

5. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект. 2011. Раздел III.

6. Мудрагей Н.С. Теория всего и теория познания // Вопросы философии. 2011. № 6. – С. 82-93.

7. Семенова Э.Р. Особенности научного познания. // Философские науки. 2016. № 50-2.

8. Бряник Н.В. − Философский смысл картины мира неклассической науки // Вопросы философии. 2013. № 1. – С. 93-105.

9. Афанасьева В.В., Анисимов Н.С. Постнеклассическая онтология науки // Вопросы философии. 2015. № 8. – С. 28-53.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...