Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема в когнитивной психологии 37 страница
новить объем входящих в их состав двигательных “единиц”. Например, написание слов на иностранном языке расчленяется на гораздо более дробные единицы, чем на-писание привычных слов родного языка. Можно считать, что такое членение, отчетливо выступающее на окулограммах, со-ответствует расщеплению действия на входящие в его состав операции, по-видимому наиболее простые, первичные1. <...> Имеются отдельные деятельности, все звенья которых являются существенно внутренними; такой может быть, например, познавательная деятельность. Более частый случай состоит в том, что внутренняя деятельность, отвечающая позна-вательному мотиву, реализуется существенно внешними по свой форме процессами; это могут быть либо внешние действия, либо внешне-двигательные операции, но никогда не отдельные их эле-менты. То же относится и к внешней деятельности: некоторые из осуществляющих внешнюю деятельность действий и операций могут иметь форму внутренних, умственных процессов, но опять-таки именно и только либо как действия, либо как операции — в их целостности, неделимости. Основание такого, прежде всего фактического, положения вещей лежит в самой природе процессов интериоризации и экстериоризации: ведь никакое преобразование отдельных “осколков” деятель-ности вообще невозможно. Это означало бы не трансформацию деятельности, а ее деструкцию. Выделение в деятельности действий и операций не исчерпывает ее анализа. За деятельностью и регулирующими ее психическими образами открывается грандиозная физиологическая работа мозга. Само по себе положение это не нуждается в доказа-тельстве. Проблема состоит в другом — в том, чтобы найти те действительные отношения, связывающие деятельность субъекта, опосредствованную психическим отра-жением, и физиологические мозговые процессы. 1 См.: Гиппенрейтер Ю. Б., Пик Г. Л. Фиксационный оптокинетический нистагм как показатель участия зрения в движениях // Исследование зрительной деятельности человека. М., 1973; Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я., Самсонов И. С. Метод выделения единиц деятельности // Восприятие и деятельность. М., 1975. 280 А.Н.Леонтьев ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ1 1. Первое, что должно быть выделено среди многообразных форм человеческой активности,— это различные типы слож-ных деятельностей, осуществляющие соответственно различные формы отноше-ния человека к действительности (практическая деятельность, познавательная деятельность, эстетическая деятельность и т. п.). Внутри этих типов сложной деятель-ности мы выделяем отдельные деятельности (различая их по конкретному предмету). Предмет деятельности и является одновременно тем, что побуждает данную деятельность, т. е. ее мотивом. Мотив де-ятельности всегда, следовательно, совпада-ет с ее предметом. Отвечая той или иной потребности, мотив деятельности переживается субъектом в форме желания, хотения и т. п. (или, наоборот, в форме переживания отвращения и т. п., что составляет специальные случаи отрицательно мотивированной деятельности, объективно создаваемой данным содержанием ее, вхо-дящим в “двойную структуру”). Эти формы переживания суть формы отражения отношения субъекта к мотиву, формы переживания смысла деятельности. По характеру мотивации деятельности, а следовательно, и по характеру соответствующей потребности субъекта мы различаем идеально-мотивированные де- ятельности (отвечающие высшим потреб-ностям) и деятельности витально-мотивированные (отвечающие так называемым естественным потребностям). Осуществление деятельности связано с чувством (эмоцией, аффектом). Эта форма переживания есть форма отражения отношения результата деятельности (достигаемого, достигнутого, могущего быть достигнутым) к ее мотиву, которая возникает на несовпадении предмета деятель-ности, т. е. того, на что она направлена, и ее результата, т. е. того, к чему она ре-ально приведет (или может привести). В случае развитой деятельности аффект возникает и в связи с действием. Он определяется отношением результата действия к предмету действия. 2. Мы называем сложными те деятель-ности, которые включают в себя действия. Значит, содержание всякой сложной деятельности составляют действия. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направ-лено, не совпадает с его мотивом. То и дру-гое здесь разделено. Мотив, побуждающий действие, лежит в предмете (совпадает с ним) той деятельности, в которую вклю-чено данное действие. Условием осознания действия (а действие всегда сознательно) является созна-ние отношения, связывающего предмет действия с предметом деятельности: предмет действия и выступает для субъекта всегда в определенном отношении к мо-тиву, т. е. как сознательная цель действия. (Именно несовпадение предмета и мотива является критерием для отличе-ния действия от деятельности; если мо-тив данного процесса лежит в нем самом, это — деятельность, если же он лежит вне самого этого процесса, это — действие.) Это сознаваемое отношение предмета действия к его мотиву и есть смысл действия; форма переживания (сознава-ния) смысла действия есть сознание его цели. (Поэтому, предмет, имеющий для меня смысл, есть предмет, выступающий как предмет возможного целенаправленного действия; действие, имеющее для меня смысл, есть соответственно действие, воз-
С. 48—51. 281 можное по отношению к той или иной цели.) Изменение смысла действия есть всегда изменение его мотивации. (Это изменение смысла действия возможно лишь благодаря несовпадению цели действия с его результатом; это происходит потому, что цель есть сознательная цель и, следовательно, всегда связана с осозна-нием отношения предмета действия к предмету деятельности. Но это же несовпадение является предпосылкой того, что действие приобретает мотив себе, т. е. ста-новится деятельностью.) Выделение в связи с актуальным мотивом цели действия есть процесс образования намерения (я намерен пойти на кон-церт, но я хочу слушать музыку). Действия могут замещаться в деятель-ности одно — другим. Психологическая проблема выбора действия есть психоло-гическая проблема решительности. Действие связано с аффектом, посколь-ку оно составляет содержание определенной деятельности, а не само по себе. Буду-чи включено в другую деятельность, действие может приобрести иную эмоциональную окраску. Действие может быть по своей форме практическим (т. е. иметь материальный предмет) или идеальным, теоретическим (т. е. предмет может быть идеальным). Практическое действие есть всегда внешнее действие, теоретическое действие может быть внутренним. 3. Особый вид действий представляют собой действия волевые в узком смысле этого слова, т. е. переживаемые субъектом, как требующие внутреннего усилия и действия поступки. (Мы подчеркиваем, что речь идет о волевых действиях в узком смысле, так как в широком смысле воле-вым является решительно всякое действие, что вытекает из самого определения действия.) Волевое действие характеризуется на-личием момента подчинения одного мотива другому, причем оба эти мотива име-ют противоположные аффективные знаки. Такого рода подчинение мотивов может происходить при двояком условии: 1) в случае когда действие входит или начинает входить одновременно в две различные деятельности, заключающие в себя аффективно противоположные мотивы, и 2) в случае когда действие является ге-нетически простой деятельностью и, следовательно, его предмет сам служит мотивом; таким образом, в этом случае волевое действие возникает из подчинения одной, простой деятельности (которая тем самым превращается в действие) другой, сложной деятельности, имеющей противоположный по своему знаку мотив. В случае когда действие входит в дво-якую деятельность, но мотивация обеих этих деятельностей, будучи различной, не является, однако, противоположной по сво-ему знаку, мы называем такое действие поступком. Поступок требует сознавания отношений, существующих между обеими деятельностями, и учета обоих мотивов; по-ступок есть, следовательно, действие слож-номотивированное, имеющее сложный смысл. 4. Действие может иметь цель, данную То содержание действия (способ его), которое определяется не самой целью, но именно условиями, в которых она дана, мы называем операцией. Действие, определяемое задачей, всегда, следовательно, включает в себя операцию. О том, является ли данное содержание действия операцией или нет, мы можем судить по следующему признаку. Если данное содержание действия возникает в за-висимости от предмета (цели) действия, то это — не операция; если, наоборот, данное содержание возникает в действии в зависимости от условий, в которых дана цель, то это — операция. Операция, таким образом, отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель. Операция кристаллизуется для созна-ния в значении. Овладеть значением чего-нибудь и есть овладеть способом возможного действия с данным предметом, словом (значением слова) или даже действием же (применением действия). Операция приобретает формы умения и навыка. 5. В осуществлении всякой деятельно- 282 тельные функции, мнемическая функция, функция “тоническая” и т. п. Без этих функций (и соответствующих органов) невозможно осуществление никакой деятельности; они являются, следовательно, необходимым условием деятельности. Однако деятельность, действие, операция не сводятся к этим функциям и не могут быть выведены из них. Переход к рассмотрению психофизиологических функций есть, таким образом, переход к собственно психофизиологическому анализу. (Психофизиология мыслится нами как специальная наука, занимающая по отношению к психологии такое же, примерно, положение, как биохимия по отношения к физиологии.) 283 В.В.Давыдов [ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ]1 Все гуманитарные науки, в том числе психология и педагогика, с разных сторон изучают человеческую деятельность. Изложим общее понимание деятельности, которое сложилось в диалектико-материали-стической философии и диалектической логике. Лишь опираясь на такое понима-ние деятельности, можно правильно сформулировать новые проблемы в различных частных областях ее изучения. Основы диалектико-материалистичес-кого понимания деятельности заложил К.Маркс. Так, при описании общих особен-ностей человеческого труда он характеризует его прежде всего как деятельность человека, изменяющую природу и использующую при этом свойства одних природных вещей в качестве орудий воздействия на другие вещи, превращая их тем самым в орган своей де-ятельности. Воздействуя на природу и изме-няя ее, человек в то же время изменяет и свою собственную природу2. Согласно К. Марксу, “труд есть положительная, творческая деятельность” \ т.е. созидательная деятельность, осуществляемая в рамках общественных связей и отношений4. “...Свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека... Именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь”5. В отличие от одностороннего производства животных чело-век как родовое (общественное) существо “производит универсально; ...воспроизво-дит всю природу; ...умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет применить к предмету присущую мерку...”6. Конспектируя и цитируя труды Геге-ля по диалектической логике, В.И. Ленин резюмировал ряд его положений о характере и особенностях деятельности человека (эти конспекты и соответствующие оцен-ки различных суждений Гегеля содержатся в “Философских тетрадях” В.И. Ленина)7. Приведем одно такое резюме, выражающее вместе с тем собственное его понимание существенных особенностей деятельности: “Деятельность человека... изменяет внешнюю действительность, уничтожает ее определенность (= меняет те или иные ее сто-роны, качества)...”8. В.И. Ленин выделял две формы объективного процесса: “природа (механическая и химическая) и целе-полагающая деятельность человека”9. Понятие деятельности с античных вре-мен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В работах Гегеля по диалектической логике(или, как принято гово-рить в философской литературе, в “Логике” с большой буквы) были описаны всеобщие 1 Давыдов £.£.Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С. 10—33. 2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. С. 188. 3 Там же. Т. 46. Ч. II. С. 113. 4 См. там же. Т. 6. С. 441. 5 Там же. Т. 42. С. 93 — 94. 6Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. С. 93-94. 7 Взгляды В.И. Ленина, касающиеся человеческой деятельности, представлены именно в его 8 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 199. 9 Там же. С. 170. 284 схемы деятельности, ее историческое разви- производственные или общественные от- тие в процессах преобразования человеком ношения людей. В процессе историческо- природы и самого себя. Анализируя подход го развития материального производства Гегеля и Маркса к деятельности1, философ и общественных отношений возникло и и логик Э.В. Ильенков пришел к следую- приобрело относительную самостоятель- щему выводу о содержании самой диалек- ность духовное производство, — но и в этой тической логики. “Диалектическая логи- форме труда сохраняются основные каче- ка, — писал он, — есть поэтому не только ства материального производства: его уни- всеобщая схема деятельности, творчески версально-преобразовательный и общест- преобразующая природу, но одновременно венный характер. и всеобщая схема изменения любого есте- В диалектико-материалистической ственно-природного и социально-истори- философии деятельность — исходное поня- ческого материала, в котором эта деятель- тие (или категория), определяющее специ- ность выполняется и объективными требо- фику, сущность общественно-историческо- ваниями которого она всегда связана”2. го бытия людей. “В отличие от законов Этот вывод в принципе соответствует, на природы законы общества обнаруживают наш взгляд, следующему положению В.И. себя только в деятельности и через дея- Ленина, сформулированному им при кон- тельность людей. Такова специфика исто- спектировании работы Гегеля по логике: рической действительности, характерные “Логика есть учение не о внешних формах черты ее бытия”4. Теория общественно-ис- мышления, а о законах развития “всех ма- торического бытия людей строится на ос- териальных, природных и духовных вещей”, нове понятия деятельности. Рассматривая т.е. развития всего конкретного содержа- это положение “о теории”, нужно учи- ния мира и познания его, т.е. итог, сумма, тывать своеобразие диалектической логи- вывод истории познания мира”3 (В средней ки. Во-первых, истолкование в ней смысла части этого положения, представленной в “теории”, во-вторых, ее монистический кавычках, В.И. Ленин цитирует Гегеля.) принцип. Таким образом, философско-логическое “Теорией” в этой логике принято счи- понятие деятельности выделяет и опреде- тать только такое мыслительное образова- ляет существенную специфику жизни лю- ние, которое строится путем восхождения дей, которая состоит в том, что они целе- мысли от абстрактного к конкретному. направленно изменяют и преобразуют “Абстрактное” понимается в качестве ис- природную и социальную действитель- ходного основания или “клеточки” процес- ность. Первичной формой такого преобра- са развития некоторой целостной системы. зования является производство материаль- “Конкретным” является сама эта развитая ных орудий, с помощью которых люди целостная система5. создают предметы, удовлетворяющие их “Под монизмом понимается... логичес- жизненные потребности. Материальное кое воззрение, согласно которому любое производство (труд) имеет универсальный цельное и последовательное теоретическое характер, поскольку в принципе может со- построение возможно лишь на базе одного- здавать любые орудия и предметы. Такое единственного исходного основоположе- производство осуществляется людьми толь- ния... проведенного через всю цепь научно- ко в определенных взаимосвязях и отно- го рассуждения, и соответственно убеждение шениях, совокупность которых образует в том, что в основе каждой логически строй- 1 К. Маркс на материалистической основе использовал и развил диалектическую логику Гегеля. 2 Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 8-9. 3 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 84. 4 Плетников Ю. К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического мате 5 См.: Материалистическая диалектика. М., 1985. С. 253-256. 285 ной и систематически развернутой научной концепции лежит один и только один фундаментальный принцип, из которого выведены все остальные теоретические положения этой концепции”1. И далее: “С точки зрения монистического требования диалектической логики,исходное понятие всякой научной теории должно фиксировать специфическую природу... рассматриваемой группы явлений, с тем чтобы последующее развертывание системы теоретических определений адекватно воссоздавало основную закономерность развертывания этой специфической природы в данное многообразие явлений”2. Итак, теория некоторой целостной раз-витой системы в качестве абстрактной ос-новы должна иметь одно-единственное исходное понятие (или категорию), фиксирующее специфику (сущность) этой системы. Анализ фактических материалов в свете исходного понятия позволяет стро-ить цепь теоретических рассуждений. Благодаря этому выявляются и конкретизируются специфические закономерности развития некоторой системы как объекта теории. Принцип восхождения мысли от абстрактного к конкретному применим к построению теории развива-ющейся целостной системы. Мы полагаем, что именно понятие деятельности может быть той исходной аб-стракцией, конкретизация которой позво-лит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер. На этом пути стоят большие препятствия, одно из которых как раз и связано с трудностями дальнейшей разработки философ-ско-логического понимания деятельности. В последние десятилетия проведены серьезные исследования, связанные с различ- ными философско-логическими аспектами понятия деятельности3. Можно выделить ряд принципиальных уточнений этого понятия. Наиболее интересны среди них, на наш взгляд, следующие. Это прежде всего специальное подчеркивание того обстоятельства, что деятельность существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают неза-висимо от воли и сознания людей. Очень важным является также раскрытие смысла целостности деятельности, реализуемой человеком-субъектом в процессе постанов-ки и достижения цели, т.е. в процессе це-леполагания. Суть деятельности — в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отно-шений и самого себя (это составляет и сущ-ность культуры). Поэтому цель возникает у человека в качестве образа предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более широкий контекст культурно-исторического бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной де-терминации. Деятельность постоянно и неограниченно преодолевает лежащие в ее основе “программы” (поэтому ее нельзя ог-раничивать преобразованием наличного бытия по уже установившимся культурным нормам). В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсаль-ность деятельности. Ее нужно понимать как форму исторического культурного творчества. Вместе с тем созидание или творение человеком своей неповторимой индивидуальной жизнедеятельности есть начало его личности4. 1 Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964. С. 489. 2 Там же. С. 491. 3 См.: Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973; Кветной 4 Перечисленные здесь характеристики деятельности представлены в материалах дискуссионно 286 Некоторые специалисты гуманитарного профиля, считая недостаточными позиции той или иной конкретнойтеории деятельности, признают вместе с тем эвристическое значение этого понятия или отдельных его составляющих (например, действия) и используют их в своих работах. В исследовательской практике возникло представление о “деятельностном подходе" к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека. Это представление выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов понятия деятельности. Следует отметить, что наряду с диалек-тико-материалистическим пониманием целостной деятельности в конце XIX -начале XX вв. разрабатывались представления, касающиеся в основном такой существенной ее составляющей, как действие. Так, Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, которые истолковывались в качестве ин-струменталистского содержания человеческих понятий1. М. Вебер, проанализировав разные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентации2. Ж. Пиаже на логико-математической и психологической основе предложил развернутую концепцию действия и операционального интеллекта человека3. В последнее десятилетие в мировом научном сообществе вновь оживился интерес к проблемам теории деятельности, о чем свидетельствует проведение трех соответствующих международных конгрессов (1986 г., Западный Берлин; 1990г., Финляндия; 1995г., Москва), создание международной организации по изучению этих проблем. Представляет, на наш взгляд, интерес книга финского ученого Ю. Энгештрема4. Хотя она в основном посвящена вопросам развивающего обучения, ее автор вполне правомерно сначала изложил свой концептуальный аппарат анализа целостной че- ловеческой деятельности и проанализировал основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке. При этом он выделил следующие направления: 1) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер); 2) исследование межсубъектности (М. Мид); 3) исследования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Первое направление редуцирует человеческую деятельность к индивидуальному познанию и не объясняет того, как в совместной деятельности людей создается материальная культура. Второе воспроизводит социально-интегративную реальность человеческой деятельности, которая все еще понимается как существующая для сознания, а не как практическая или материальная. В рамках третьего направления вводится понятие совместной деятельности людей, основанной на материальном производстве, опосредствованной техническими и психологическими орудиями (традиции последнего направления продолжаются автором книги). Ю. Энгештрем рассматривает филогенез деятельности, анализируя формы активности у животных и их трансформацию в формы собственно человеческой деятельности. Он подчеркивает роль использования людьми орудий в процессе такой трансформации. Специальное место в книге отводится внутренним противоречиям человеческой деятельности, ведущим из которых автор считает противоречие между индивидуальной и родовой деятельностью. Это противоречие рождается в процессе разделения труда и имеет различные исторические формы. В последующем Ю. Энгештрем, опираясь на свои общие представления о деятельности и ее структуре, разворачивает концепцию развивающего обучения. Исследование деятельности в отечественной психологии происходило с позиций ее диалектико-материалисти-ческого философского понимания,— оно было конкретизировано применительно к психологическому материалу. Общепси- 1 См.: ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922. 2 См.: Вебер М. Избр. произв. М., 1990. 3 См.: Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М., 1969. 4 См: Engestrom Y. Learning by expanding. An activitytheoretical approach to developmental 287 хологическую теорию деятельности, начиная с 1920-х гг., создавали многие ученые, но особенно большой вклад в нее внесли С.Л. Рубинштейн1 и А.Н. Леонтьев2. Различные варианты психологической теории деятельности появляются в западных странах (например, теория немецкого психолога К.Хольцкампа3). У психологической теории, где понятие деятельности стало исходным и главным, много последователей. Если конкретизировать это исходное понятие, то можно создавать развернутую психологическую теорию развития деятельности, сознания и личности человека. Это будет соответствовать монистическому принципу построения научной теории, согласно которому она должна разворачиваться на единой основе — на основе одного понятия. Именно таковым в психологии является, на наш взгляд, понятие деятельности. Однако в последние годы некоторые психологи стремятся показать, будто бы в нашей науке наблюдается абсолютизация одного понятия (категории), что психология не может плодотворно развиваться на базе одного понятия (при этом подразумевается понятие деятельности) и должна строиться на основе системы несводимых друг к другу понятий. Также отмечается особенное значение для современной психологии таких философских и междисциплинарных (и вместе с тем для психологии базовых) понятий, как отражение, сознание, общественные отношения, деятельность, общение, личность4. Перечисленные категории, конечно, могут быть базовыми для психологии (что, впрочем, установлено уже давно). Но даже их простое, взаимосвязанное перечисление теоретической системы из себя не представляет. Теория любой системы — при монистическом ее истолковании — строится на едином основании, исходя из одного понятия (какое понятие признать отправным и первым из их набора — зависит от общей позиции автора теории). Только в этом случае она строится диалектичес- ким способом восхождения мысли от абстрактного к конкретному, способом выведения всех понятий из одного исходного и основополагающего, т.е. из абстрактно всеобщей “клеточки”. В противном случае научной теории не получится — внешнюю форму теоретизирования получит эмпирическое описание, в котором будут эклектически соединяться несводимые друг к другу представления. Указанное выше перечисление базовых понятий психологии как раз и толкает ее к эклектике. В эклектической же психологии понятие деятельности можно поставить не первым в ряду других, рядоположенно с понятиями сознания, общественных отношений; в такой психологии понятие общественных отношений можно поставить перед понятием деятельности (как это сделано в приведенном перечислении). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |