Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Радость и грусть (И. Климина)




Цель: развитие эмоциональной сферы, умения диффе­ренцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают ри­сунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

Музыкальная загадка (И. Климина)

Цель: развитие воображения, эмпатийных способностей.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись музыкаль­ных произведений.

Описание игры: дети слушают кассету с записью како­го-то музыкального произведения, а потом они должны сказать, какую картину задумал взрослый.


Комментарий: игру можно немного видоизменить, если предложить детям сначала нарисовать возникшую в про­цессе прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы.


Волшебные превращения

Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 3-6.

Описание игры: детям предлагают «Превратиться» в яго­ды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза чтобы дети сконцентрировались) сад... (па­уза — каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети при­нимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) дол­жен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с уча­стием детей. Но для начала он должен, конечно, дога­даться, кто в кого превратился.

Сиамские близнецы (К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических на­выков.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кис­ти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут догово­риться между собой, что они будут рисовать. Время на


рисование — 5—6 минут. Чтобы усложнить задание, од­ному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ог­раничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости до­говора в паре для достижения лучшего результата. Пос­ле игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфорт­но, что им мешало, а что помогало.


Картонные башни (К. Фопель)

Цель: развитие навыков невербального общения, уме­ния согласовывать свои действия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 че­ловек. Их задача — за 10 минут построить башню. При


строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое вре­мя игру можно повторить, но уже разрешив вербальное

общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструирова­ния, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не спра­вятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.


Небоскреб (К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в ко­манде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: 5—6.

Необходимые приспособления: складной метр; 2—3 де­ревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, стро­ительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает мес­то стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. ^Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устой­чивую.


В конце игры взрослый может провести аналогию меж­ду башней и командной работой, поясняя детям, что друж­ба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.


Растущие цветы

Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: группа.

Необходимые приспособления: музыкальные инстру­менты, 2—3 больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрос­лый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начи­нает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он рас­тет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увя­дание. Если одновременно играет два инструмента, мож­но использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие — нет. У ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться коммен­тировать темп роста цветка, предлагать те или иные вер­сии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на зву­ки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.


Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.


Головомяч (К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или

тройках.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое четное. .

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары

детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол пара­ми, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: како­во самое большое число детей, при котором можно под­нять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольни­ков, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исход­ное положение, из которого начинается игра, можно ме­нять в зависимости от уровня развития навыков детей.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: игрушки. писание игры: дети становятся в круг, в центр скла­дывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до...


(глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не на­шел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом про­ведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и по­добных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.


Пес Барбос

Цель: развитие произвольности, самоконтроля.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 6—8 человек.

Необходимые приспособления: платок.

Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, свора­чивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожидан­но «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный становится «собакой».


Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрос­лому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.


Улитка (Н. Кряжева)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-5.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее ого­воренному месту, причем нельзя останавливаться и раз­ворачиваться. Побеждает пришедший к финишу послед­ним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало уси­лий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

Динозаврики (Н. Кряжева)

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телес­ных зажимов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: 6-7.

Описание игры: дети, представляя себя «динозаврика-ми», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возмож­ность дать выход накопившимся страхам, противоречи­ям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.



Тюлени (Н. Кряжева)

Цель: развитие воображения, сообразительности, уме­ния преодолевать препятствия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина.


Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень».

Комментарий: ограничение подвижности стимулиру­ет детей к поиску новых способов передвижения, спосо­бов достижения желаемой цели — мячика.

Взрослому важно помнить, что тактика поведения де­тей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекраща­ют игру, их необходимо приободрить, а другие хитрят, нарушают правила — таких детей нужно сдерживать.


Крокодил (Н. Кряжева)

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 8—10человек.

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть кроко­дила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кла­дут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувство­вать на себе смену ролевых ощущений.

Осьминог (Н. Кряжева)

Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10.


Необходимые приспособления: теннисные мячики.

Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу  по кругу в центре, соединяясь друг с другом ногами. Это «ось­миног», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыб­ки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собира­ют «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икри­нок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыб­ку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.

Комментарий: игра требует от детей высокой концен­трации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэто­му часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.


Спонтанное рисование

Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 6—8 лет.

Количество играющих: 1—3, не более.

Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материа­лы для аппликации.

Описание игры: в помещении включается приглушен­ный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20— 45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией...

Комментарий: спонтанное рисование помогает выйти из депрессии, снимает психологическое напряжение, ак­туализирует чувство меры — ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не сто­ит. Чувства отражаются на бумаге.

Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, раз­решить действовать по полю листа так, как ему хочется.


Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу по-нимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их постоянные запреты и ограничения...


Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатий-ных способностей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» —-карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (стан­цуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакал­ке)», _ или предлагает что-нибудь хорошее сделать поз­же (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характероло­гических особенностей детей-дошкольников. Им не свой­ственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения по­нять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...