Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Радость и грусть (И. Климина)
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки. Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы. Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным. Музыкальная загадка (И. Климина) Цель: развитие воображения, эмпатийных способностей. Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое четное. Необходимые приспособления: аудиозапись музыкальных произведений. Описание игры: дети слушают кассету с записью какого-то музыкального произведения, а потом они должны сказать, какую картину задумал взрослый. Комментарий: игру можно немного видоизменить, если предложить детям сначала нарисовать возникшую в процессе прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы. Волшебные превращения Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться. Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 3-6. Описание игры: детям предлагают «Превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза — чтобы дети сконцентрировались) сад... (пауза — каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта. Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился. Сиамские близнецы (К. Фопель) Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: кратное двум. Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки. Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5—6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало. Картонные башни (К. Фопель) Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: любое, не менее 6 человек. Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы. Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение. Комментарий: игра развивает навыки конструирования, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства. С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут. Небоскреб (К. Фопель) Цель: развитие умения договариваться, работать в команде. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: 5—6. Необходимые приспособления: складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка. Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки. Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. ^Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала. Растущие цветы Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: группа. Необходимые приспособления: музыкальные инструменты, 2—3 больших бумажных цветка. Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка. Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок. После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие — нет. У ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему. В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти. Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости. Головомяч (К. Фопель) Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: любое четное. . Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей. Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками! Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч? Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей. Дотронься... Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: игрушки. писание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не нашел необходимого предмета — водит. Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык. Пес Барбос Цель: развитие произвольности, самоконтроля. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 6—8 человек. Необходимые приспособления: платок. Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный становится «собакой». Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях. Улитка (Н. Кряжева) Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 4-5. Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны. Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции. Динозаврики (Н. Кряжева) Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: 6-7. Описание игры: дети, представляя себя «динозаврика-ми», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется. Тюлени (Н. Кряжева) Цель: развитие воображения, сообразительности, умения преодолевать препятствия. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: 5-6. Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина. Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень». Комментарий: ограничение подвижности стимулирует детей к поиску новых способов передвижения, способов достижения желаемой цели — мячика. Взрослому важно помнить, что тактика поведения детей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекращают игру, их необходимо приободрить, а другие хитрят, нарушают правила — таких детей нужно сдерживать. Крокодил (Н. Кряжева) Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 8—10человек. Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом». Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений. Осьминог (Н. Кряжева) Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 8-10. Необходимые приспособления: теннисные мячики. Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу в центре, соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры. Комментарий: игра требует от детей высокой концентрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру. Спонтанное рисование Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 6—8 лет. Количество играющих: 1—3, не более. Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации. Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20— 45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией... Комментарий: спонтанное рисование помогает выйти из депрессии, снимает психологическое напряжение, актуализирует чувство меры — ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не стоит. Чувства отражаются на бумаге. Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется. Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу по-нимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их постоянные запреты и ограничения... Сотворение чуда Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатий-ных способностей. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое четное. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» —-карандаши, веточки или любой другой предмет. Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», _ или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место). Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |