Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессиографические основы профориентации ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Профессиография- это технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Одним из главных методов профессиографии является метод анализа трудовой деятельности:обоснование значимости труда, основанное на культурно-исторических и религиозных традициях; анализ трудоёмкости работы, временных затрат, сложности отдельных трудовых действий; востребованность результатов данного труда со стороны большинства покупателей; современная система оценки значимости труда; административное регулирование оценки труда; разновариантная оценка значимости труда со стороны разных заинтересованных социально-профессиональных групп общества; оценка общественной значимости труда компетентными специалистами (экономисты, технологи, юристы, философы, общественные деятели и др.). Важной составляющей профессиоргафии является «Формула профессии» -основа построения «Схемы анализа профессии». В традиционной формуле профессий выделяют обобщённые характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представить разные профессии и специальности: по предмету труда: природа - П, техника - Т, человек - Ч, знаковые системы - З, художественный образ - Х; классы профессий - по целям труда: преобразующие - П, изыскательские - И, гностические - Г; отделы профессий - по средствам труда: профессии ручного труда - Р, автоматизированные и автоматические системы - А, механические - М, преобладание функциональных средств труда - Ф; группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б, на открытом воздухе в любую погоду - О, в необычных условиях - Н; моральная ответственность за жизнь, здоровье людей или большие материальные ценности - М, в экстремальных условиях - Э. Схема анализа профессии включает: предмет труда (природа, материалы, люди, техника, знаковые системы, художественный образ); цели труда (контроль, оценка, диагноз; преобразовательная; изобретательская; транспортирование; обслуживание; собственное развитие); средства труда (ручные и простые приспособления, механические, автоматические, функциональные, теоретические, переносные или стационарные средства); условия труда (бытовой микроклимат, большие помещения с людьми, обычный производственный цех, необычные производственные условия, экстремальные условия, работа на открытом воздухе, домашний кабинет, лаборатория или мастерская; характер подвижности в труде (преимущественно сидя, преимущественно стоя, множество разнообразных движений, длительная ходьба, вынужденные статические позы, высокая избирательная подвижность определённых групп мышц); характер общения в труде (минимальное; клиенты, посетители; обычный коллектив; работа с аудиторией; выраженная дисциплина и субординация в труде; небольшой коллектив); ответственность в труде (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей, невыраженная); особенности труда (возможность работать по совместительству, большая официальная зарплата, льготы, «соблазны», изысканные отношения и др.);типичные трудности и неприятности (нервное напряжение, профзаболевания, распространены сквернословия, повышенный риск и др.); минимальный уровень образования для работы (без специального образования, краткосрочные курсы, начальное профессиональное образование, среднее или высшее профессиональное образование, учёная степень, дополнительное профессиональное образование). Профессиограмма -это обусловленная содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией и совершенствования в ней; полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными. Типы профессиограмм (Е.М. Иванова): ® информационные (предназначены для использования в пофконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызывают интерес); ® ориентировочно-диагностические (служат выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда, организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека с требуемыми образцами организации трудовой деятельности); ® конструктивные (служат для совершенствования эргатической системы и для подготовки труда персонала); ® методические (служат для подбора адекватных методов исследования, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы); ® диагностические (подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров). А.К.Маркова перечисляет основные требования к профессиограмме: - чёткое выделении предмета и результата труда; - выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; - демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; - показ возможных перспектив изменения в самой профессии; - направленность профессиограммы на решение практических задач; - выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств и качеств, которые могут быть компенсированы. В современной профессиографии существует еще одно важное понятие -системная профессиограмма (по Е.М.Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изучения субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии). УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ" СКАЧАТЬ
Подобные документы · Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации. Проблемы профессионального самоопределения школьника. Профессиональная ориентация в современной ювенальной политике. Деятельность социальных служб и образовательных учреждений. дипломная работа [133,6 K], добавлен 23.08.2011 · Профориентация в старшей школе Профессиональная ориентация как система. Понятие и сущность профессионального самоопределения. Особенности профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старшеклассников. Влияние профессиональной ориентации на самоопределение молодежи. дипломная работа [1,2 M], добавлен 16.06.2017 · Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината Профессионально-трудовая ориентация старших учащихся 9-х классов, организация работы межшкольного учебного комбината. Изучение особенностей профессиональных интересов и намерений у учащихся. Расширение представлений о мире профессий и характере труда. дипломная работа [105,3 K], добавлен 14.03.2011 · Профессиональная ориентация учащихся 9 классов в условиях Межшкольного учебного комбината Организация трудового обучения и профессиональной ориентации школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Значение правильного выбора профессии. Предпрофильная подготовка как условие повышения готовности подростка к профопределению. дипломная работа [51,4 K], добавлен 07.06.2011 · Профессиональная ориентация старшеклассников Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников с учетом их личностных качеств. курсовая работа [75,9 K], добавлен 12.11.2009 · Деятельность педагога дополнительного образования Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования как психолого-педагогическая проблема. Деятельность педагога дополнительного образования по организации профессиональной ориентации школьников, их формы и методы. курсовая работа [55,7 K], добавлен 16.10.2009 · Профессиональная ориентация школьников во внеклассной работе Особенности организации профориентационной работы в школе. Формы работы по профориентации школьников. Анализ направленности профориентации в школе №549 г. Москвы. Оценка эффективности проведения профориентационных мероприятий во внеклассной работе. курсовая работа [36,9 K], добавлен 10.04.2016 · Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения Сущность и содержание понятия "профессиональное самоопределение личности". Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников "Взгляд в будущее". Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. дипломная работа [113,3 K], добавлен 09.02.2011 · Российская система образования и профессиональная ориентация молодежи Проблемы современной системы образования в России. Реформирование российского образования до перестройки, во время и после нее. Экономическая и политическая трансформация общества. Процессы социальной дифференциации. Проблемы профессиональной ориентации. курсовая работа [43,5 K], добавлен 22.10.2012 · Нравственное воспитание Сущность, содержание и формирование нравственности учащихся. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Профессиональная ориентация учащихся. Воспитание дисциплины и культуры поведения. Критерии сформированности мировоззрения учащихся.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |