Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения
Профессиональный выбор- «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу личности», которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями» (Головаха Е. И.). Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними». Часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. По статистическим данным в мире насчитывается более 50 ООО профессий. В связи с развитием техники и технологий одни умирают, другие рождаются. Профессия - это: - занятие, требующее специальной подготовки; - исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. Различные типологии профессионального самоопределения На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А.): 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек - знаковые системы; 4) человек - человек и 5) человек - художественный образ. Литовский автор Л. А. Йовайша разделял все профессии по имущественным профессиональным ценностям: ценности общений; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность. За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж.Холланда) основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий социальной среды. Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) - интеллектуальный тип - И; социальный - С; конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К; предпринимательский - П; артистический тип - А. Э. Шпрангер в работе «Основные идеальные типы индивидуальности» выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: теоретический человек; экономический человек; эстетический человек; социальный человек; политический человек; религиозный человек. Стратегии выбора профессии А.Е. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии (формула хочу + могу + надо = правильный профессиональный выбор): «ХОЧУ» -учёт своих желаний Это все, что человек выполняет с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела он получает удовлетворение, то охотнее и эффективнее будет трудиться и быстрее станет профессионалом. Если имеется компонент «хочу», шансы устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу возрастут. «МОГУ» -учёт своих способностей Это деятельность, которая по силам человека, отвечает уровню его знаний, умений, навыков, состояния здоровья. Есть дела, в которых он не может добиться высоких результатов, а есть те, которые выполняет с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних. «НАДО» -учёт потребностей общества, потребностей рынка Это необходимость учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Основные затруднения и ошибки при выборе профессии (Е.А. Климов): 1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий. 2. Предрассудки чести, 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. 4. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию. 5. Увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии. 6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). 7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. 8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). 9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. 10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. Цели и задачи профессионального самоопределения Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения -постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» - по В.Франклу). Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: - информационно-справочные, просветительские; - диагностические (в идеале - помощь в самопознании); - морально-эмоциональной поддержки клиента; - помощи в выборе, в принятии решения. Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом). Среди условий успешного самоопределения выделяются объективные и субъективные условия. К объективным условиям относятся: - социально-экономическое положение в стране; - полнота предоставленной информации о мире профессий; - специфика рынка труда конкретного региона. К субъективным условиям обычно относят: - внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта; - мотивация профессионального самоопределения оптанта; - уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения. Тема 1.2 Субъект профессионального и личностного самоопределения,основные этапы его развития |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 439. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |