Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения




Профессиональный выбор- «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу личности», которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями» (Головаха Е. И.).

Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними».

Часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни.

По статистическим данным в мире насчитывается более 50 ООО профессий. В связи с развитием техники и технологий одни умирают, другие рождаются.

Профессия - это:

- занятие, требующее специальной подготовки;

- исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Различные типологии профессионального самоопределения

На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А.): 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек - знаковые системы; 4) человек - человек и 5) человек - художественный образ.

Литовский автор Л. А. Йовайша разделял все профессии по имущественным профессиональным ценностям: ценности общений; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность.

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж.Холланда) основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий социальной среды. Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) - интеллектуальный тип - И; социальный - С; конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К; предпринимательский - П; артистический тип - А.

Э. Шпрангер в работе «Основные идеальные типы индивидуальности» выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: теоретический человек; экономический человек; эстетический человек; социальный человек; политический человек; религиозный человек.

Стратегии выбора профессии

А.Е. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии (формула хочу + могу + надо = правильный профессиональный выбор):

«ХОЧУ» -учёт своих желаний

Это все, что человек выполняет с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела он получает удовлетворение, то охотнее и эффективнее будет трудиться и быстрее станет профессионалом. Если имеется компонент «хочу», шансы устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

«МОГУ» -учёт своих способностей

Это деятельность, которая по силам человека, отвечает уровню его знаний, умений, навыков, состояния здоровья. Есть дела, в которых он не может добиться высоких результатов, а есть те, которые выполняет с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

«НАДО» -учёт потребностей общества, потребностей рынка

Это необходимость учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

Основные затруднения и ошибки при выборе профессии (Е.А. Климов):

1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий.

2. Предрассудки чести,

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.

4. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию.

5. Увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии.

6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии.

10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

Цели и задачи профессионального самоопределения

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения -постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» - по В.Франклу).

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

- информационно-справочные, просветительские;

- диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

- морально-эмоциональной поддержки клиента;

- помощи в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:

1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора);

2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения);

3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

Среди условий успешного самоопределения выделяются объективные и субъективные условия.

К объективным условиям относятся:

- социально-экономическое положение в стране;

- полнота предоставленной информации о мире профессий;

- специфика рынка труда конкретного региона.

К субъективным условиям обычно относят:

- внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта;

- мотивация профессионального самоопределения оптанта;

- уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.



Тема 1.2 Субъект профессионального и личностного самоопределения,основные этапы его развития










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...