Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся Раздел 1. Сущность, содержание профессионального и личностного самоопределения……………………………………………………………2 Тема 1.1 Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения…………………………………………2 Понятие «самоопределение» ……………………………………….2 Типы самоопределения………………………………………………2 Методологические основы личностного и профессионального самоопределения…………………………………………………………..2 Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде……………………………………………………………………………2 Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения……………………………………………………………….2 Различные типологии профессионального самоопределения……………………………………………………………….2 Стратегии выбора профессии………………………………………2 Цели и задачи профессионального самоопределения………………………………………………………………2 Тема 1.2 Субъект профессионального и личностного самоопределения,основные этапы его развития………………………………………2 Субъект профессионального самоопределения………………………………………2 Основные этапы развития субъекта профессионального определения Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения Раздел 2. Теоретико-практические основы профориентационной работы Тема 2.1 Предмет, цели и задачи профессиональной ориентации…..24 Понятие «профориентация»…………………………………………….24 Профориентация как система Основные стратегии профориентации Тема 2.2 Основные направления профориентационной работы Профессиографические основы профориентации Раздел 1. Сущность, содержание профессионального и личностного самоопределения Тема 1.1 Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения Понятие «самоопределение» Самоопределение -это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение - процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через способность «выходить за пределы самого себя», находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. По мнению В.А. Бодрова, самоопределение личности это самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе. Типы самоопределения Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное.На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают. Это можно понимать как слияние высоких целей выбора профессии с целями реализации личности в жизни (Н.С. Пряжников). - Это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Отличительные особенности: - глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; - зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; - зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. - Это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Отличительные особенности: - невозможность формализации полноценного развития личности (диплом или сертификат с записью о том, что человек Личность не выдаётся); - зависит от самого человека, более того, часто именно плохие условия, сложные обстоятельства и проблемы, позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). - Избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии; - осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий; Отличительные особенности: - характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке и т.п.); - требует наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). Методологические основы личностного и профессионального самоопределения Решению многих вопросов, связанных с выбором профессии и самоопределения личности способствует знание различных теорий личностного и профессионального самоопределения. Уровнями анализа проблемы самоопределения личности являются: философский, социологический, психологический. На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, возможности экстериоризации, о сути процесса самоопределения. Объектом рассмотрения выступает человек как родовое существо, человечество в целом. На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самоопределения личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, в рамках определенного «социально-исторического образа жизни». Объект рассмотрения - социум, конкретная общественная структура. На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самоопределиться, исследуется мотивационная основа самоопределения и обратное влияние самоопределения на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т.п.). Объект рассмотрения - отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с общественным целым. Наиболее важными теориями личностного и профессионального самоопределения являются: сценарная теория Э. Бёрна (процесс выбора профессии и профессионального поведения определяется тем сценарием, который формируется в раннем детстве); теория профессионального развития Д. Сьюпера (индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьеры - осуществление человеком Я-концепции); типологическая теория Д. Холланда (профессиональный выбор обусловлен сформированным типом личности: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, конвенциальный); теория компромисса с реальностью Э. Гинсберга (выбор профессии - развивающийся процесс, который проходит несколько стадий: стадия фантазии, гипотетическая стадия, реалистическая стадия) и др. теории. Японский ученый Фукуяма создал систему особой подготовки молодежи к профессиональному выбору, основанную на трудовых пробах подрастающего поколения. В отечественной педагогике и психологии классиками теории профессионального самоопределения стали такие известные ученые, как Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Л.М. Митина, В.В. Назимова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова П.Г. Щедровицкий и другие. В последнее время в теории личностного и профессионального самоопределения достаточно популярны концепции жизненного поля личности М.Р. Гинзбург и жизненной перспективы Е.И. Головахи. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде Понятие профессиональное самоопределение как явление появилось в середине 90-х годов и в общем виде понимается как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда (Е.А. Климов). Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения(предназначены для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта). 1. Получение заработка по справедливости. 2. Личностное «слияние» с профессией (как правило это всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя, ориентация деятельная, любящая и разумная»). 3. Страдание, которое меняет человека к лучшему. 4. Сознательная или интуитивная ориентация на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. 5. Стремление к элитарности. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). Профессиональное самоопределение осуществляется в течение … -рефлексию и переосмысление своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии; -актуализацию профессионального самоопределения личности событиями разного рода: окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 466. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |