Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции экономики как науки в формировании новых знаний, развитие инноваций в аграрной сфере




 

Экономика как общественная наука (наряду с философией, историей, юриспруденцией и др.) призвана объяснить людям принцип их экономического и хозяйственного  бытия, формы поведения экономических субъектов, причины социально-экономических проблем возникающих в народном хозяйстве, и пути их решения. Экономика как наука и как дисциплина выполняет познавательную, практическую, методологическую и идеологическую функции.

Рассмотрим более подробно практическую функцию экономики в аграрной сфере экономики, она тесно связана с экономической политикой. Экономическая политика это целенаправленная система мер государства по управлению и регулированию хозяйственной деятельностью через создание системы благоприятных экономических и правовых отношений способствующих экономическому росту, повышению материального благосостояния населения, решению социально-экономических проблем, возникающих в обществе, ограничивающих такие формы поведения экономических субъектов, которые наносят вред общественному благосостоянию. Одна из главных функций экономической политики и, соответственно, экономической теории – это проектирование и развитие механизмов (институтов) стимулирования разработок и внедрения в аграрное производство инновационных технологий. В круг задач экономики как науки входит выявление причин технологической отсталости (без выявления причин данной проблемы, мы не сможем найти пути их решения) и разработка и обоснование механизмов (институтов) развития инновационных (ресурсосберегающих) технологий в аграрной сфере экономики.

По мнению А.Аганбегяна Россия в среднесрочной перспективе могла бы занять лидирующее место в мире по производству и экспорту нефтехимических продуктов и готовых изделий из синтетических материалов, а также по выпуску продукции глубокой переработки древесины. Лидирующие места мы могли занять по производству и экспорту энергетического и электротехнического машиностроения. Мы могла бы обойти Германию по выпуску легковых и грузовых автомобилей, заняв 3–4-е место в мире. Аграрная сфера экономики также могла бы занять лидирующее положение по производству продуктов питания во всем мире. Этот сектор экономики обладает значительным потенциалом земельных и трудовых ресурсов, ощущая при этом острую нехватку таких ресурсов, как инвестиции и инновационные технологии.

 В настоящее время доля доходов, создающихся за счет внедрения инновационных технологий и оказания инновационных услуг, в России составляет лишь 5,5% валового национального продукта. Когда этот показатель достигнет 15–20%, можно будет говорить о переходе экономики страны к инновационному типу развития. Но для этого необходимо тратить на науку не 1,2% валового внутреннего продукта как сегодня, а 3%; на образование – не 4%, а 10%, на здравоохранение – не 5%, а 10% [4].

Таким образом, ведущие экономисты нашей страны во весь голос заявляют: модернизация и инновации пустой звук без инвестиций и кадров, органам государственной власти нашей страны необходимо учитывать эти рекомендации при разработке стратегии развития науки и технологий нашей страны. Проблемы перевода аграрного сектора экономики на инновационный путь развития обусловлены отсутствием научно-обоснованной программы возрождения и развития научно-инновационной деятельности, разработок и рекомендаций по формированию правил (институтов) стимулирующих внедрение ресурсосберегающих технологий. Необходима обоснованная государственная концепция разработки и внедрения инновационных технологий в аграрный сектор экономики с выделением достаточных финансовых ресурсов для реализации этой программы. Осуществление этой программы должно предполагать принятие мер по подготовке и переподготовке кадров. Как для создания ресурсосберегающих технологий для аграрной сферы, так и для ее результативного использования на практике. Финансовые ресурсы государства, которые будут использоваться для реализации этой программы, окупятся в ближайшем будущем, так как внедрение этих технологий позволит сократить издержки (себестоимость) производимой сельскохозяйственной продукции и повысить рентабельность (доходность) аграрных товаропроизводителей, которые смогут выплачивать все свои налоговые обязательства в бюджет. Недостаточная развитость прикладных исследований, направленных на создание конкретных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства сельскохозяйственной продукции, также связана с отсутствием спроса – около половины сельскохозяйственных организаций не имеют финансовых ресурсов для того, чтобы заказать разработки инновационных технологий производства продовольствия внутри страны или приобрести их за рубежом. Научная деятельность в направлении разработок инновационных технологий для аграрного сектора экономики сдерживается не только недостаточным финансированием данных направлений, но и в связи с недостаточной развитостью данного сектора научных разработок, отсутствием научных кадров, специализирующихся на этих темах. Приобретение западных инновационных технологий производства сельскохозяйственной продукции зачастую ведется без анализа ее совместимости с природно-климатическими условиями хозяйствования, уровня компетентности имеющихся работников этих предприятий, без подготовки соответствующих кадров, при отсутствии инфраструктуры их обслуживания. Наука и образование – первоначальные составляющие инновационного развития, именно от государственной, общественной и частной финансовой поддержки этих сфер, зависит будущее инновационного развития аграрной сферы экономики.

 

Вопросы для самопроверки

1. Когда возникала экономика как наука, на какие вопросы она пыталась найти ответы в период своего возникновения?

2. Каков был основной предмет исследования экономики в начале XIX  века, кто дал ей название?

3. Назовите основные этапы развития экономики как науки, дайте название этим этапам?

4. Что такое методология и метод исследования экономической науки, зависят ли методы познания от предмета исследования?

5. Какова роль экономической теории в формировании новой экономики – экономики, построенной на инновационных технологиях?

6. В чем сложность использования такого метода исследования, как экономический эксперимент, дайте определение этому методу и приведите пример?

7. Объясните такой метод исследования, как экономико-математическое моделирование.

8. Приведите пример использования такого метода исследования, как анализ и синтез, индукция и дедукция?

9. Ответьте на вопрос, может ли житель современного мегаполиса обойтись без знания основных экономических законов развития экономики, и приведите пример применения этих знаний на практике?

10. Какова роль экономической теории в формировании инновационных технологий в аграрном секторе экономики?

 

Тесты

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...