Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет исследования современной науки «Экономическая теория»




 

Каков предмет исследования науки «Экономическая теория»? Ответ на этот вопрос не так прост, так как авторы многочисленных учебников по экономике и экономической теории и экономикс считают своим долгом, дать свое оригинальное определение предмета исследования этой науки.

 Зарубежные экономисты активно разрабатывали теорию и практику учебного курса Экономикс. П. Самуэльсон определяли экономикс как науку о том, как люди и общество выбирают способ исследования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы производить разнообразные товары и распределять их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества [63].

Предмет экономикс, по мнению К. Макконелля и С. Брю, это поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей [36].

Экономикс, по мнению Л. Роббинса, это наука, изучающая поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими их альтернативное использование [63].

Г.Беккер отмечает, что дефиниции экономической науки определяют лишь границы ее предмета, но ни одно определение ничего ровным счетом не говорит нам о том, что же представляет собой «экономический подход» как таковой. По его мнению, необходимо изучать экономический подход, который предлагает унифицированную схему для понимания всего человеческого поведения, причем многие его формы не получили пока объяснения хотя учет неэкономических переменных, а также использование приемов анализа и достижений иных дисциплин способствуют лучшему пониманию человеческого поведения [3].

По мнению В. Радаева, экономика – это наука, которая отражает такую сферу отношений между людьми, в которой реализуются экономические интересы (то есть объективная направленность экономического поведения) классов и социальных слоев [58].

А. Булатов рассматривал экономику как науку об основах хозяйственной жизни общества. В свою очередь хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни путем использования ограниченных экономических ресурсов [81].

В учебнике под редакцией А.И. Добрынина и Л.С. Тарасевича экономическая теория рассматривается как наука о закономерностях и факторах экономического роста, национальном богатстве, об использовании ограниченных ресурсов и о видах человеческой хозяйственной деятельности [86]. Экономическая теория также рассматривается как наука о системах экономических отношений общества [89]. По мнению разработчиков учебника под редакцией В. Видяпина, Г. Журавлевой большинство современных экономистов мира признают экономическую теорию (экономику) универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека.

Как видим, в экономической науке имеются многочисленные определения понятия экономики как науки (экономической теории, экономикс). Общим для большинства определений предмета исследования являются формы поведения людей, экономические отношения между субъектами, в рамках которых реализуются их экономические интересы, поиск путей эффективного (рационального) использования редких (ограниченных) ресурсов при производстве товаров (экономических благ) и оказании услуг, экономический рост и социально-экономические проблемы, возникающие при удовлетворении материальных потребностей людей.

Обобщая вышерассмотренные определения данного предмета исследования, мы приходим к следующему выводу, экономическая теория   это наука, которая изучает экономические отношения и возникающие в ее рамках рациональные формы поведения отдельных людей и групп по отношению друг к другу и по поводу удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных экономических потребностей (интересов) путем организации производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и эффективного использования ограниченных редких ресурсов.

На современном этапе развития в учебных курсах нами изучается одно из основных направлений развития экономической науки – «Экономическая теория». Данное направление в отечественной высшей школе получило название – экономическая теория. Вместе с тем многими преподавателями чтение данного предмета ведется с использованием накопленных знаний по курсу политической экономии, экономикс, институциональной экономической теории и других современных парадигм исследования. Экономическую теорию как учебный курс мы делим  на две составляющие: микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика – раздел учебного курса экономики, в котором анализируются экономические интересы, возникающие у субъектов на индивидуальных рынках, и механизмы их согласования, формы поведения отдельных фирм – производителей и потребителей, а также вырабатываются предложения и рекомендации по эффективному использованию ограниченных ресурсов и пути максимального удовлетворения материальных потребностей человечества.

Макроэкономика – раздел учебного курса экономики, изучающий закономерности функционирования и тенденции развития национального хозяйства в целом и вырабатывающий методы борьбы с инфляцией, безработицей, экономическим спадом и другими социально-экономическими проблемами. Предметом исследования макроэкономики является система экономических интересов субъектов народного хозяйства и разработка механизмов (институтов) их согласования. На макроуровне решаются вопросы нахождения равновесия между сбережениями и инвестициями, доходами и расходами госбюджета, совокупным спросом и совокупным предложением.

Предмет исследования науки предопределяет методологию и методы исследования. В соответствии с делением на микроэкономику и макроэкономику различные учебники по экономике реализуют два возможных подхода к анализу экономических явлений и процессов. При первом за основу берется экономическое поведение человека, что позволяет впоследствии выйти на общую картину функционирования экономики (используется анализ, индуктивный метод, математические и статистические методы исследования). При втором подходе исходным является анализ экономической системы в целом, взаимодействие ее агрегатов, а уже затем экономический анализ выходит на уровень индивидуума, домохозяйства, фирмы (используется дедуктивный метод, синтез, методы агрегирования). Оба названных  метода исследования (подхода) широко применяются в современных научных исследованиях, более подробно эти методы исследования мы рассмотрим в следующем параграфе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...