Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конструирование. «Наши одуванчики»




Задачи. Продолжать развивать интерес к занятиям по констру­ированию из бумаги. Закреплять умения скатывать комочки из мягкой мятой бумаги разной величины, развивать координацию рук. Активизировать словарь: «травка», «одуванчик», «воздушный», «легкий», «желтый».

Материалы.Мягкая бумага желтого цвета разных размеров, плотная бумага ('/3 листа ватмана), бумажная салфетка, разделен­ная на 4 части (на каждого ребенка), клей, подносики.

Предварительная работа.Наблюдение одуванчиков, на участ­ке детского сада, чтение коротких стихов про одуванчики и др.

Содержание занятия.Вначале воспитатель вспоминает с деть­ми, как они любовались одуванчиками, красивыми цветочками,

472


которые растут в зеленой травке. Они желтые, поэтому и говорят: «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

«А сейчас мы с вами сделаем свои желтые красивые одуванчики и посадим их вот на эту полянку», — говорит воспитатель, подводя детей уже к готовой полянке, расположенной в центре двух сдвину­тых столов. Полянка — это может быть зеленый лист плотной бума­ги, а может — плотной белой бумаги, но с наклеенной травкой (на­рванной зеленой бумажкой). Второе — ближе к опыту детей.

«Давайте сделаем наши одуванчики из желтых бумажек, кото­рые лежат у вас на подносиках», — говорит воспитатель. Сама берет такую же бумажку (и дети берут по одной) и вначале сми­нает ее (дети делают это вместе с ней), а затем скатывает (дети делают то же самое). «Вот и получился уже у каждого из вас один желтенький одуванчик, а теперь также сделаем еще один», — го­ворит воспитатель. Процедура сминания и скатывания мягких бу­мажек (всех четырех) повторяется детьми вместе с воспитателем. Готовые «цветочки» дети откладывают на подносики. А затем вос­питатель приближает «полянку» то к одним детям, то к другим, смазывает клеем часть шариков, предлагает расположить их на по­лянке. Дети сами выбирают место своим цветам, а воспитатель регулирует: «Здесь уже много, а тут совсем нет» и т.п. Прижимая тряпочкой каждый комочек, воспитатель их слегка сплющивает и распушает. Что делает их более похожими на цветы.

В заключение воспитатель предоставляет возможность порадо­ваться красивой поляне с одуванчиками, узнать детям «свои» цве­точки. «Как много больших и поменьше желтых одуванчиков, ка­кая красивая поляна: зеленая травка и желтые одуванчики!» — восклицает воспитатель и предлагает украсить группу, устанавли­вая «полянку» на заранее приготовленное место, читая стихотво­рение.

Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет.

(О. Высотская «Одуванчик»)

(Одуванчики отличаются размерами в результате естественного приложения разной силы при скатывании комочков, поэтому бу­мажки лучше давать одинакового размера).

473



Рисование.«Одуванчики-цветы, словно солнышки желты»

Задачи. Воспитывать у детей интерес к окружающему, береж­ное отношение к природе. Учить их изображать цветы на большом пространстве листа; навыкам рисования «рядом». Создавать усло­вия для использования полученных ранее умений.

Материалы. Тонированная в зеленый цвет широкая полоса бума­ги, краска гуашь — насыщенного желтого цвета, кисти, салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение за цветами одуванчика­ми, растущими среди зеленой травы. Рассматривание картинок, иллюстраций, чтение стихов о похожих на солнышко цветах, кон­струирование поляны одуванчиков.

Содержание занятия.Во время прогулок дети рассматривают чудесные цветы — одуванчики. На занятии по рисованию воспи­татель спрашивает детей, на что похожи эти цветы. Ответы детей — «на солнышко». Педагог эмоционально говорит о красоте одуван­чиков, которые как «маленькие солнышки» освещают все вокруг. Снова читает стихотворение О. Высотской «Одуванчик».

Спрашивает детей: «Ребята, вам нравятся одуванчики?» После их ответов дополняет: «Этот цветок растет на тонкой ножке, его надо беречь, охранять. Одуванчики растут в зеленой травке, им там очень хорошо. Днем одуванчики похожи на желтое солнышко, а когда наступает вечер, они „засыпают", закрывают свои желтые головки. Жучкам и бабочкам очень нравятся эти цветы. Раньше вы делали их из бумаги (показывает на выставленную работу). А вы хотите

474


нарисовать одуванчики? (Дети с радостью соглашаются.) Вот это зе­леная полянка, — говорит воспитатель и показывает широкую зе­леного цвета полосу бумаги. — На полянке будут расти желтые оду­ванчики». Предлагает детям подойти к столам и нарисовать цветы.

Каждый ребенок рисует одуванчики тем или иным выбранным им способом: ярким пятном или отдельными мазками вместе с воспита­телем. Самостоятельно располагают их на широкой полосе бумаги («зеленой полянке»), а воспитатель своими «пятнами» исправляет композицию. Воспитатель стимулирует самостоятельность детей, по­этому каждый ребенок имеет возможность выбирать способы изоб­ражения: у одних цветы нарисованы крупными цветовыми пятнами; у других — мазками, короткими линиями. Воспитатель замечает по­иски способов изображения и эмоционально на них реагирует: «как много у тебя разных одуванчиков выросло на полянке, с круглыми большими головками»; «а у тебя совсем еще маленькие цветочки»; «а твои одуванчики повернули головки к солнышку» и т.д.

Когда дети закончат рисовать цветы, воспитатель предлагает всем рассмотреть «зеленую полянку», найти одуванчики, похожие на «солнышко» или на «огоньки», которые, «как желтые фонари­ки, светят в зеленой травке». Эти слова помогают обратить вни­мание детей на различные способы изображения.

В вечернее время воспитатель предоставляет детям возможность по своему желанию на другой полосе бумаги («зеленой полянке») продолжить коллективное сотворчество и нарисовать еще много желтых одуванчиков.

Действия с предметами. «Ловись, рыбка*-

Задачи.Продолжать учить простейшим способам использова­ния вспомогательных предметов в качестве орудий для выполне­ния той или иной задачи. Научить пользоваться сачком для вы­лавливания игрушек из воды.

Материалы.Игровой бассейн (тазик, ванночка и т.п.). Сачки для вылавливания игрушек из воды (диаметр 12—15 см; длина руч­ки 40-50 см), температура воды +36 °С. Плавающие игрушки. Ведерко. Народная деревянная игрушка «Рыбак».

Содержание занятия. Внебольшой бассейн (тазик) воспитатель помещает полиэтиленовых рыбок (уточек), ставит детей вокруг бассейна и говорит: «Посмотрите, детки, как рыбы в воде плава-

475



ют!» Затем показывает им ловлю игрушек сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку!» Предлагает 2-3 детям взять сачки и ловить: «Поймай рыбку, Коля (Саша, Маша)». При этом приговаривари-вает: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»

В этой игре дети применяют в новых условиях приобретенный ранее навык использования палочки с кольцом («Поехала кукол­ка в гости», сентябрь, 4 неделя). Но теперь кольцо нужно не на­кидывать сверху, а подводить под плавающую в воде рыбку. «Улов» каждый малыш складывает в ведерко. В конце занятия рассматри­ваются и называются выловленные игрушки.

В конце занятия педагог, по возможности, показывает детям на­родную деревянную игрушку «Рыбак». Демонстрация этой игрушки позволит малышам представить, как они ловили рыбок, позабавит их. А также даст возможность воспитателю поговорить с детьми, акти­визировать произнесение таких слов как «рыбка», «ловись» и др.

Занятие повторяется несколько раз с некоторыми промежутка­ми. В теплые, солнечные дни дети могут самостоятельно играть с водой на прогулке. Эти игры должны обязательно проходить под наблюдением педагога.







Речь. «Мой Мишка»

Задачи.Побуждать детей вступать во внеситуативное общение. Соотносить слово и выразительное движение. Подводить детей к составлению короткого текста-повествования вместе с воспита­телем. Учить отвечать на вопросы, распутывать веселые истории. В процессе звукоподражаний закреплять правильное произноше­ние гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляци­онный аппарат детей, речевое дыхание.

Материалы.Игрушки: кукла; медвежонок, одетый в рубашку и штанишки; кастрюля, ложка, салфетка, конфета.

Содержание занятия.Воспитатель вносит в группу игрушки: куклу Варюшу и мишку Федю. Предлагает послушать о них исто­рию. Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией предме­тов и действий: «Жила-была девочка Варя, Варюша. На день рож­дения Варе подарили плюшевого мишку Федю. Варя сшила Феде рубашку и штанишки. Варя сварила Феде кашу. Повязала салфет­ку и стала угощать Федю: «Ешь, Федя, кашу, ешь котлетку. Пей

476


молоко. Кушай конфетку». А когда Федя пообедал, они с Варей пошли гулять».

Воспитатель спрашивает детей: «Понравилась вам история про девочку и ее медвежонка? Как зовут девочку? Как зовут медвежон­ка? Чем угощала Варя Федю?»

Предлагает послушать про них стихотворение. Читает стихотво­рение и осуществляет действия с игрушками.

Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить. На плите сварилась каша. Где большая ложка наша? Я тебе перед едой Лапы вымою водой, Повяжу тебе салфетку — Ешь котлетку, ешь конфетку, Молоко свое допей, И пойдем гулять скорей...

(З.Александрова «Мой Мишка», отрывок)1

Далее воспитатель беседует и действует с детьми:

«Давайте все вместе покажем, как Варя варила кашу. (Вырази­тельные движения.) Что делает девочка? (Варит кашу.) Как девоч­ку зовут? (Варя.) Покажем, как медвежонок мыл лапы. (Вырази­тельные движения.) Как зовут медвежонка? (Федя.) Чем Федя моет лапы? (Водой). Как будто мы повязываем салфетку. (Выразитель­ные движения.) Что повязываем? (Салфетку.) Чем еще Варя угос­тила Федю? (Показ: конфетка). Кто хочет рассказать про девочку Варю и медвежонка Федю?»

Воспитатель дает возможность вызвавшемуся ребенку подей­ствовать игрушками и самостоятельно построить высказывание. Если речи нет — говорит сам. Ребенок вставляет отдельные слова в рассказ воспитателя. Выслушивает всех желающих.

Воспитатель: «А теперь мы как будто пойдем гулять. Надо одеться. Наденем как будто свитер, кроссовки. (Выразительные движения.) Что наденем?»

Дети перемещаются на ковер. Воспитатель: «Кто это там в пес­ке купается около дорожки. Чирикает: чив-чив? (Воробьи.) Как воробьи летают и чирикают?» Дети хором: «Чив-чив».

Воспитатель снова обращается к детям: «Кто это там шелестит травкой? (Ветер-ветерок.) Покажем, как дует ветерок». Дети при-

1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1982. С. 172.

477


седают, раскачивают руками перед собой и произносят звукопо­дражание: «фуу-фуу» — по показу и объяснению воспитателя.

Воспитатель продолжает: «В траве сидят подружки — зеленые лягушки. Как они квакают? (Ква-ква.) Как они прыгают?» Выра­зительные движения.

Дети садятся на стулья. Игра в перевертыши «Так бывает или нет?». Воспитатель предлагает поиграть, повеселить Варю и Федю.

Игровые высказывания: В небе лошади летят, «чив-чив-чив» говорят. Кто летит, «чив-чив-чив» говорит? (Воробьи.) На кочке лягушка сидит, «муу» говорит. Кто говорит «му»? (Корова.) Как квакает лягушка? (Ква-ква.) Дом собака сторожит, собака «кар-кар» говорит. Как лает собака? (Гав-гав.) Кто каркает: кар-кар? (Ворона.) По лесу волк бежит, «хрю-хрю» говорит. Кто хрюкает: хрю-хрю? (Свинья.)

В конце занятия воспитатель повторно читает стихотворение 3. Александровой «Мой Мишка».

Лепка. «Улитка, улитка, высунь рожки»

Задачи. Развивать сюжетно-игровой замысел. Передавать в леп­ке образ улитки (закручивание в виде спирали жгутика); стимули­ровать познавательное развитие; воспитывать отзывчивость и бе­режное отношение к животным.

Материал. Вырезанные заранее листья растений из плотной бумаги, тонированной в зеленый цвет с двух сторон. Пластилин, игрушка-улитка, салфетки.


478


Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, карти­нок, чтение потешек, пальчиковые игры, игры с игрушками.


Содержание занятия. На полу групповой комнаты разложены листья растений. Под музыку дети с воспитателем идут «по до­рожке». «Как много листочков, — говорит он и спрашивает: — А кто под ними прячется? (Поднимает один листочек, и все ви­дят игрушку-улитку.) Кто это, ребята?» Если дети не отвечают, называет сам. Берет игрушку и говорит: «Посмотрите, как улит­ка свернулась в клубочек, а на голове у нее рожки». Предлагает каждому ребенку потрогать улитку. Затем просит детей посмот­реть, а не прячутся ли под листочками другие улитки? Они пе­реворачивают листочки и вдруг находят еще одну улитку. Ее пе­дагог прилепил заранее. «Вот где она спряталась! Улитка, а где твои рожки? — спрашивает воспитатель. — Давайте, ребята, по­просим улитку показать свои рожки». Предлагает детям встать в круг и поиграть в пальчиковую игру «Улитка». Читает русскую народную песенку-закличку, и дети руками выполняют движения вместе с воспитателем.

Улитка, улитка (кулачок левой руки вкладывают в правую и на­оборот).

Высуни рога (указательные пальцы у головы):

Дам тебе пирога (ладонями лепят «лепешки»)'.

«Услышала улитка и высунула рожки», — говорит воспитатель и предлагает детям слепить своих улиток. Каждый ребенок по по­казу воспитателя, скатав комочек в виде жгутика и свернув его, способами вытягивания и прищипывания лепит головку и рож­ки. Воспитатель предлагает слепить много улиток. В процессе лепки снова повторяет закличку и помогает нуждающимся в этом детям. «Улитки любят прятаться под листьями, кустами, на вет­ках деревьев, в траве», — говорит воспитатель. Советует детям взять свои листочки и прилепить на них улиток. Число улиток, их размеры могут быть разными: у одного — две-три, а у друго­го — целая семейка: «мама-улитка и маленькие детки», «есть по­больше, есть и крошки» и т.д. Процесс лепки улиток, их распо­ложение на листочках превращается для детей в игру: они пере­двигают фигурки, прячут их под листочками от солнышка. «Правильно, потому что улитки любят, когда идет дождик», — говорит воспитатель.

В конце занятия дети вместе с воспитателем снова могут идти по «дорожке», на которой лежат листочки. На вопрос «А кто там прячется?» они дружно отвечают: «Улитки». Переворачивают свои листочки и с радостью их показывают. Вместе с воспитателем по-

1 Великорус в своих песнях, обрядах...

479


вторяют слова песенки-заклички и с удовольствием снова играют в пальчиковую игру «Улитка».

В вечернее время игра продолжается. На основе полученного ранее опыта дети придумывают новые сюжеты.

Организация детской игры

Воспитатель обогащает предметно-игровую среду и в помещении группы, и на участке, вводя новые игрушки и дополнительные ат­рибуты, и тем самым стимулируя появление новых сюжетов.

Вводятся новые игрушки — фигурки разных животных: слон, лев, обезьянки, черепашки, волк, лиса, медведь. В случае отсутствия не­которых игрушек, они могут быть заменены другими. Появление в группе этих игрушек в комплексе с информацией, полученной на занятиях, способствует появлению игры «в зоопарк». Она не являет­ся для детей принципиально новой, они уже играли в нее, строили вместе с педагогом клетки и загончики, кормили животных. Теперь эта игра вспоминается снова, при проигрывании вместе с воспита­телем дети могут ввести в игру новых животных, птиц, предоставить птицам возможность «плавать» в «пруду» (кусок синей ткани или кле­енки). Некоторые игрушки можно вынести на участок, устроить зоо­парк в песочнице или на травке. Животных можно «кормить» той едой, которую они любят, используя игрушечные фрукты, овощи и предметы-заместители (травинки, камушки и т.д.). В игру можно включать фрагменты из книги С. Маршака «Детки в клетке». Воспи­татель помогает детям «проиграть» и их личный опыт, полученный от посещения зоопарка, мультфильмов на эту тему, но это возможно, только если ребенок сам что-то вспомнит. Тогда воспитатель подхва­тит и поможет развить в игре те события, которые были для ребенка эмоционально значимыми. Для малыша таким значимым событием может оказаться что угодно: покупка билета и предъявление его при входе в зоопарк (это можно обыграть и в игрушечном зоопарке) или посещение кафе. Многие дети путают зоопарк и цирк — ничто не мешает устроить праздник в зоопарке с элементами циркового пред­ставления. Воспитатель старается включать в игру нескольких детей: кто-то кормит животных, кто-то продает билеты, кто-то сам вдруг «превратился» в медведя и ходит «вперевалку».

В самостоятельной игре дети могут водить зверей «в гости» друг к другу, угощать их; можно сделать «звериный детский сад», мож­но катать животных на машине. Целесообразно поддерживать си­туации, когда двое детей играют по одному сюжету — «рядом», а с помощью взрослого — и «вместе».


МАЙ. 34 НЕДЕЛЯ Планированиеработы

Направленность педагогической работы. Втеплые майские дни дети будут все больше времени проводить на улице. Воспитатель будет привлекать их к играм с водой, песком, к наблюдению за насекомыми (жуками, бабочками, божьими коровками и др.), по­садкой растений; организовывать различные виды подвижных игр, в частности, побуждая детей к принятию на себя «роли в дей­ствии». Детей продолжат приучать к водным закаливающим про­цедурам. Последняя неделя мая — время фиксации результатов педагогической работы, сложившихся у детей умений. Педагог бу­дет отмечать умения дифференцировать цвета спектра и соотносить предметы по цвету; создавать простые конструкции при помощи воспитателя и обыгрывать их; наклеивать готовые формы на бу­магу; находить свой рисунок и завершать его, дополняя новыми образами, рассказывать о них; участвовать в создании коллектив­ной композиции, действуя «рядом». На этой неделе педагог будет также расширять и обобщать детские представления о средствах передвижения людей, об овощах, побуждая детей к инициативным высказываниям, простейшему описанию предметов. На музыкаль­ных занятиях в различных комбинациях будет повторяться знако­мый детям материал (песни, пляски, игры), продолжится музы­кальный рассказ об игрушках. Использование полученного на за­нятиях опыта позволит педагогу обогащать сюжеты детских игр, помогать детям осваивать игровые действия, осуществлять «игру рядом» в рамках общего сюжета, стимулировать их общение по сюжету игры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...