Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика социальной перцепции




В зависимости от этих представлений субъект социальной перцеп­ции прогнозирует и свои отношения и поведение в различных ситуаци­ях взаимодействия и общения с другими людьми.

197



Комментарии

Общение- это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.

Функции общения:

- контактная - установление контакта как состояния обоюдной го­товности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;

- информационная - обмен сообщениями, т.е. прем передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;

- побудительная - стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

- координационная - взаимное ориентирование и согласование дей­ствий людей при организации и осуществлении совместной деятельнос­ти;

- понимания - не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

- амотивная - возбуждения в партнере нужных эмоциональных пе­реживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью со­бственных переживаний и состояний инициатора общения;

- установления отношений - осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;

- оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, устано­вок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, актив­ности и т.д.

Обычно общение различается по:

- количеству участников. Межличностное общение - это общение
между индивидами. Групповое общение - это общение между группами
(организованными), и массовое общение, если группы неорганизован­
ные.

способу общения. Вербальное общение - это общение с помощью языка. Невербальное общение - это общение с помощью других средств получения и передачи информации.

- положению общающихся. Контактное общение - это общение с
помощью личных контактов людей. Дисконтактное общение - обще­
ние с помощью, напр., средств массовой информации.

• - условиям. Официальное общение - общение в рамках социально организованных встреч. Неофициальное общение - общение по личной инициативе.






198



Сущность общения

- задачам. Установочное общение - общение с целью знакомства и налаживания отношений. Информационное общение - общение с целью обмена информацией.

199



Комментарии

Малые группы- это небольшие по составу общности, члены кото­рых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосред­ственном личном контакте (общении), что является основой для возни­кновения группы как целого.

Условные группы- это группы, объединенные по какому-то обще­му признаку, напр., по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно нахо­дятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественны­ми и лабораторными. Лабораторные - это группы, созданные в интере­сах их научного изучения.

Формальные группы - это группы, которые имеют официально за­данную извне структуру.

Неформальные группы- это группы, которые образуются на осно­ве личностных предпочтений.

Формальная группа функционирует в соответствии с заранее уста­новленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положения­ми, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы- это группы, находящиеся на начальном эта­пе своего существования.

Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличаю­щиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой сис­темы отношений, сплоченности и т.д.

Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объ­единены лишь общими эмоциям и переживаниями.

Коллектив - это высшая форма объединения людей, создающая на­иболее благоприятные условия для совместной деятельности.

Характерными признаками коллектива, отличающими его от дру­гих форм объединения людей являются:

во-первых, деятельность, направленная на общий для всех людей объект, в процессе которой они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.;

во-вторых, коллектив - это организованное объединение людей, име­ющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем ко­торой выступают доверенные лица (руководители);

в-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотноше­ния.

Референтные (эталонные) группы- это группы, на которые люди

200



Классификация малых групп

ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпа­тиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

201



Комментарии

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, ко­торая включает:

- композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-пси­
хологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с
точки зрения состава группы как целого.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее чле­нов, чьи психологические особенности влияют на характер их совмест­ной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобра­зие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.

- подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление сово­
купности реальных межличностных связей её членов, существующих
между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень
быстро фиксируются с помощью метода социометрии1.

Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых вза­имных предпочтений членов группы, на основе которого можно стро­ить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авто­ритетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимо­отношения присутствуют между ними и т.д.

- коммуникативную подструктуру - совокупность позиций членов
малой группы в системах информационных потоков, существующих как
между ними самими, так и внешней средой, отражающая, кроме того,
концентрацию у них того или иного объема различных сведений и зна­
ний.

Владение последними - важный показатель положения члена груп­пы, т.к. доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.

- подструктуру функциональных отношений - совокупность прояв­
ления различных взаимозависимостей членов малой группы, являющих­
ся следствием способности ими играть определенную роль и выполнять
определенные обязанности.

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в ко­тором люди занимают в силу специфики функционирования их инди-

' Социометрия (от лат. societas - общество и metreo - измеряю) - метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных вы­боров её членов по определённому социаметрическому критерию.













202










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...