Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность животных является типичными, наследственно закрепленным программами поведения






В деятельности человека

Осуществляется передача

И закрепление опыта через

Социальные средства общени

(язык и другие системы знаков)


 




Зачатки орудийной

Деятельности животных

Не создают никаких

Новых операций



В деятельности человека

Осуществляется

Изготовление орудий

Труда


логических механизмов, рассмотренных в теории функциональных сис­тем психики, акцептора результатов действия и представлений о сис­темной организации высших психических функций.


181


Комментарии

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность - форма ак­тивности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нуж­ды в в определенных условиях нормального функционирования инди­вида.

Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и прояв­ляется в поисковой активности. В ходе последней происходит иденти­фикация с ее предметом - фиксация на предмете, который может ее удов­летворить. С момента "встречи" активность становится направленной, опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее "внутренние" закономерности; внешние причи­ны проявляются через внутренние условия. При объяснении психичес­ких явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отли­чать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компо­нентов: знаний, умений и мотивации.

Единицей анализа в деятельности является действие.

Действиями называются движения, направленные на предмет и пре­следующие определенную цель.

В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функ­ции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на ок­ружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: пос­тупком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Деятельность - это не просто сумма отдельных действий или движе­ний. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Деятельность человека, в отличие от инстинктов животных, являет­ся сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с по­мощью сознательно организуемых средств или способов действия.

182


183


7.4. Психологические особенности действий и деятельности






Комментарии

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы де­ятельности, цель и результат.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы-это действия, предпринимаемые человеком, что­бы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели- это наиболее значимые для человека предметы, явления, за­дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­тво его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельнос­ти.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат- это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Ре­зультаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонть­ева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия форми­руются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план на­зывается интериоризацней.

Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу- Затем наступает время, когда палочки становятся ненуж­ными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования ста­новятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, пре­жде чем приступить к внешней деятельности, направленной на дости­жение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельнос­ти. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предме­тами называется экстериоризацией.

184


7.5. Структура деятельности

185


Комментарии

Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие - структурная единица деятельности, которая определяет­ся направлением на достижение цели. Действие осуществляется челове­ком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с кон­кретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осущес­твляется. Эти способы и приемы - неосознаваемые или малоосознавае-мые операции - представляют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий - лишь один из этапов определенной актив­ности человека. Ее исходный момент - начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации при этом выполняется более или менее ав­томатически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктив­ного поведения. При сложных процессах научения и особенно при со­знательном принятии решений в этом участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре дей­ствие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализу­ется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные зна­ки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает дей­ствием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), ум­ственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает моти­ву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.

186


7.6. Структура и функции действия


При наличии намерения у субъекта возникает установка к достиже­нию предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построе­ния действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.





187


Понятие действия - как единицы анализа и как предмета исследова­ния - используется при изучении действий перцептивных, мнемических, умственных, исполнительных, творческих и др.

В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с пред­метным миром, преобразование (физическое или мысленное) предмет­ной ситуации и достижение каких-либо результатов (личностный смысл которых для субъекта оценивается эмоциями).

В ходе выполнения действия могут появляться новые цели деятель­ности, может также изменяться место данного конкретного действия в общей структуре деятельности.

С точки зрения теории деятельности, в характеристике всякого дей­ствия можно выделить следующие аспекты:

1) действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удер­жания цели;

2) действие - одновременно акт сознания и акт поведения;

3) действие активно и не сводится к одним только реакциям на внеш­ние раздражители;

4) цель действия может быть любой, как чисто биологической, так и социальной.




Глава восьмая










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...