Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика группового мнения
- на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы. 211 Комментарии Групповые настроения- это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных её членов. К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или её частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы. Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее, создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой. Вместе с тем следует помнить, что одни настроения - энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема- способствуют совместным усилиям и успеху группы. Другие настроения - состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство - напротив, резко снижают её возможности. Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости, и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от чувств групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне её. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность. 212
Особенности групповых настроений Комментарии Традиции - это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности её членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Традиции многообразны. В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив). Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения. "Традиционалисты - пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому". Л. Мамфорд Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым её членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с действием той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями. 214 Виды традиций 215 Комментарии Образование и развитие малой группы.Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. Первая стадия является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания. На второй стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях ее членов. На третьей стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство. Сплочение малой группы- это процесс формирования такого типа связей и отношений между её членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. Сплоченность является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Она выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как желаемое групповое состояние. Руководство и лидерство. Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Лидерство же - это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе. Принятие решений. Всвоей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими обсуждения с целью прояснения позиций её членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечисленных действий составляет процесс принятия группового решения. Групповое давление в малой группе. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется оказывается психологическое и иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окруже-• нию. Конфликт- это трудноразрешимая ситуация, которая может возни- 216
кнуть в межличностных отношениях между членами группы или в следствие нарушения равновесия между ее структурами. Обычно к ним приводят следующие причины: 1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы; 2) присутствие противоборства между различными людьми (руководителя и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами, разностатусными членами группы); 3) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы. Часть II ПЕДАГОГИКА Глава девятая ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ "Педагогика должна оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими ". Платон Педагогику обычно считают наукой об обучении и воспитании подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования. При этом воспитание понимается достаточно широко, включая многие элементы воздействия на личность в целях ее формирования в соответствии с потребностями общества. "Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку". Д.И. Писарев Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло выражение и в названии ее самой: слово «педагогика» происходит от греческого «пайдагогос», что означает «дето-водство». Постепенно сфера применения педагогики расширялась, в результате она превратилась в систему наук, включающую в себя многочисленные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы и др. "Воспитание детей есть труд и долг". Ф.М. Достоевский 219 Комментарии Педагогика- это наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей. Образование- это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека. Учевие (обучение)- это целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни и деятельности. Воспитание- это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности. Развитие- это хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации. Психологическая подготовка-зло целеустремленный, организованный процесс формирования у людей положительного, рационально окрашенного отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осуществляется входе обучения и воспитания, но, помимо общих, требует и специальных учебно-воспитательных мероприятий. Между обучением, воспитанием, развитием и психологической подготовкой существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому процессу (образованию) принципиальную направленность и выступает в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности людей. В ходе обучения решаются не только образовательные задачи, но и осуществляются развитие и психологическая подготовка обучаемых. Крометого, педагогика изучает еще сущность процессов самообразования и самовоспитания. Самообразование - целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений (см. подробнее 9.11., 9.12.). 220
Самовоспитание- целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности (см. подробнее 9.13., 9.14.). 221 Комментарии Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и диалектику развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекающих отсюда правил и практических рекомендаций. Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитанников с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы. Педагогика выполняет не только конкретные функции, но и выступает как система прикладных практических знаний, формирующих педагогическое мастерство преподавателей. Раскрывая педагогические закономерности, обосновывая принципы обучения и воспитания, осуществляя сравнительную характеристику форм, методов и приемов педагогической деятельности и т. д., педагогика указывает людям наиболее действенные пути, средства и способы решения возникающих задач. Эффективность же практического применения любого педагогического приема и средства зависит от личных качеств преподавателя, его опыта, способностей, интуиции, отношения к делу. И не случайно поэтому многие отождествляют деятельность преподавателя, воспитателя с искусством художника, артиста. Первостепенное значение в воспитании и обучении играет и интуиция. Однако признание большой роли субъективного в педагогической деятельности не умаляет роли науки, которая вооружает преподавателей методами разрешения учебно-воспитательных задач. В настоящее время педагогика должна активнее продолжать разработку новых моделей обучения и воспитания с учетом развития социально-экономического и политического факторов, жизни нашего народа в современных условиях. Как и любая другая наука, педагогика имеет свою методологию, теорию, методы и вырабатывает рекомендации для педагогическом практики. В ее содержание входят: фактический материал, полученный и результате наблюдений, экспериментов, опыта; научные обобщения, выраженные в законах, принципах, теориях; гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтверждении практикой. Наряду с правильными, подтвержденными практикой концепция» ми и рекомендациями, на каждом этапе развития педагогики могут иметь место и спорные, недостаточно научно обоснованные суждения. Разви- 222 Задачи педагогики ваясь, педагогика отбрасывает устаревшие и неверные положения, обогащается новыми идеями, более адекватно отражающими сущность педагогического процесса или его отдельных элементов. 223 Комментарии Педагогика - эта наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию (уровни методологии) и применяющая свои собственные методы. Педагогическая практика - эта непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики. Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в окончательном итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки. Методы педагогики - это способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов (см. подробнее об этом 10.2.). Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно исследовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правильные выводы о их содержании и специфике функционирования (см. подробнее 10.11.). I уровень - гносеологический, дает возможность правильно форму II уровень - мировоззренческий, включает положения о факторах IIIуровень - научно-содержательный, позволяет правильно формулировать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки (см. подробнее главы десятую, одиннадцатую), теорию и методику обучения и воспитания людей (см. подробнее главы двенадцатую и тринадцатую). IV уровень - логико-гносеологический, обеспечивает возможность правильно осмысливать предмет и объект педагогики (см. подробнее девятую), определение и развитие категорий науки, осуществлять определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотношение педагогической теории и педагогической практики, связей педагогики с другими науками, формулировать положения о соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок, делать прогнозы в развитии самой педагогики (см. подробнее главу одиннадцатую). 224 93. Структура педагогической науки
8 Зак. 2491 225 Комментарии Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально аффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части и отрасли. История педагогики- отрасль педагогики, исследующая исторические этапы развития педагогических идей и взглядов. Народная педагогика- отрасль педагогики, занимающаяся изучением традиционных народных методов и приемов обучения и воспитания людей. Педагогика высшей школы-отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения высшего образования. Школьная педагогика-отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средней школе. Коррекционная педагогика- отрасль педагогики, занимающаяся обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности. Профессиональные педагогики- отрасли педагогики, ориентированные на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представителей различных профессий. Педагогика неформального образования-отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания. Педагогика образования взрослых- отрасль педагогики, специально исследующая формы и способы образования взрослых людей. Методология и теория педагогики- специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем. Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное , своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль иместо в системе отраслей общественных знаний. 226 9.4. Отрасли педагогической науки
227 Комментарии Педагогика не может не опираться на результаты исследований других наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для более правильного и всестороннего изучаемых ею феноменов. Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний. Психология(см. Часть I) позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и опираясь на это добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов. Философия и социология(как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества) позволяют педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность. Физиологияпозволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей. Экономические наукидают возможность педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отношений, а также четко представлять те экономические процессы, в условиях которых происходит обучение и воспитание людей. Науки о трудовой деятельностипозволяют педагогике правильно формировать у людей качества, необходимые для различных видов профессиональной деятельности. Политологияраскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей. Этнологияпозволяет педагогике правильно учитывать национальные и другие особенности людей, которые всегда являются представителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обучения и воспитания. Исторические наукипоказывают педагогам историческое своеобразие развития человека и общества, воспитания и образования и т.д. враз-личные периоды развития людей и общества. 228 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 513. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |