Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика восприятий пространства




расположенный ближе, кажется меньше, а далекий - больше своей дей­ствительной величины.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

91



Комментарии

Восприятие времени- это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специально­го, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия вре­мени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динами­ка в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую рас­члененность и объективно существующую смену одних явлений други­ми, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и бу­дущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся про­цессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее быв­шем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно восприни­мать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек пу­тем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительнос­ти опирается на показатели, позволяющие делить время на определен­ные отрезки.

Восприятие темпа- это отражение скорости, с к о т о р о й сменяют д р у г друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (напри­мер, чередование звуков).

Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования сти­мулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объек­тивной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения- это отражение во времени изменений пол­ожения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтя­гивание и т.п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, ду­гообразное и т.п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное движение; при цикли­ческих движениях - быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

92


93




Характеристика восприятий времени и движения



Комментарии

Представление- процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействова­ли на наши органы чувств.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздей­ствовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообраз­ной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкрет­ных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих на­шим поведением.

Сигнальная функция представлений становится наиболее действен­ной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Счи­тая наши представления первыми сигналами действительности, на осно­ве которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлек­са. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все систе­мы организма, участвующие в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те сторо­ны, напр., двигательных представлений, на основе которых с наиболь­шим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации де­ятельности организма человека на определенные параметры отраже­ния воздействий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении опреде­ленного тренирующего эффекта двигательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных воз­буждений центральной нервной системы при восприятии. Эти "следы"

94



4.8. Сущность представлений


сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы.

Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при из­вестной активности наших ощущений и восприятий, создают необхо­димые условия для построения нужного представления. Само представ­ление с его конкретной структурой возникает в результате образова­ния условных временных связей в коре головного мозга благодаря фун­кции первой сигнальной системы.

95






Комментарии

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы.

Различают зрительные (образ человека предмета, пейзаж), слухо­вые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представле­ние запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно услов­но: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком пред­мета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, по­этому в зависимости от профессии развивается преимущественно ка­кой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у компо­зитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т.д.

Представления различаются по степени обобщенности.

Представления бывают единичными и общими, в отличие от вос­приятий, которые всегда бывают единичными. Единичные представле­ния - это представления, основанные на восприятии одного определен­ного предмета. Общие представления - представления, обобщенно от­ражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

Представления различаются по продолжительности.

Оперативные представления - представления, извлекаемые челове­ком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самоле­та, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора.

Кратковременные представления - это представления очень непро­должительные по времени. Например, школьнику на занятиях требует-

96



Виды представлений



 


ся ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления - представления, которые сохраня­ются в памяти человека и используются им длительное время и доста­точно часто. К ним относятся в основном профессиональные представ­ления.


4 Зак. 249]


97








Комментарии

Внимание- это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Физиологические основы внимания.Внимание не имеет такого спе­циального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощуще­ния и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых не­рвных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное воз­буждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в резуль­тате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - затормо­женными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каж­дый данный момент в коре больших полушарий головного мозга учас­тка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания. Концентрация внимания - это способность че­ловека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания - это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания - это возможность человека иметь в созна­нии одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных опе­раций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их эле­ментов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы .протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на вос­приятии данного объекта.

98


4.10. Сущность внимания

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутст­вия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

99




Комментарии

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непред­намеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание- это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется це­ленаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ста­вит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внима­ние вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой и данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы зара­нее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, созна­тельно направляем на него свое внимание, проявляем умение организо­вать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание- это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале рабо­ты характеризуется малой интенсивностью и только с помощью боль­ших усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание - это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на про­тяжении всего времени его выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание- это внимание, вы­зываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объ­ектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, и новизна и необычность объекта, и его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается вболее сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется ин­тенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

100



4.11. Виды внимания


Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающаяся при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и т.п.), также всегда вызывает особое внимание.




101


Комментарии

Память - это процесс запечатлеют, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:

Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опы­та человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение от­носительно длительного периода времени.

Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержа­ния психики.

Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психи­ки, позволяющее им более эффективно функционировать.

Различают следующие виды памяти:

Наглядно-образная память - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы.

Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память - это память на движения.

Эмоциональная память - это память на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают меха­ническую и смысловую память.

Механическая память - это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память - это запоминание не внешней фор­мы, а смысла изучаемой информации.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее не­рвных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головно­го мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызван­ный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повто­рении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавше­го их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при воспри­ятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, "что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешне­го раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том,

102




Сущность памяти

что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представ­ляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.

103



Комментарии

Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои осо­бенности, свидетельствующие о ее продуктивности.

Объем- это важнейшая интегральная характеристика памяти в це­лом и её отдельных процессов, отражающая количественные показате­ли и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой че­ловеком информации.

Быстрота- способность человека в процессе запечатления, сохране­ния и воспроизведения информации достигать определенной скорости её обработки и использования.

Точность - это характеристика памяти, которая показывает спо­собность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизве­дения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в це­лом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную и опе­ративную память.

Кратковременная память - это запоминание и сохранение инфор­мации на короткий срок после однократного и очень непродолжитель­ного восприятия.

Долговременная память - это память в интересах длительного со­хранения информации, которая часто запоминается после многократ­ного повторения.

Оперативная память - это сохранение материала после его запечат-ления на время, необходимое для выполнения задачи.

Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свиде­тельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффектив­ностьпамяти в целом и конкретного человека в частности.

104



Характеристика памяти

105



Комментарии

Воображение- это психический познавательный процесс создания но­вых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразу­ющего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование че­ловеком своих представлений на основе:

1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его эле­мента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

2) изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличе­ния (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительны­ми и создание таким путем всевозможных фантастических образов (ве­ликанов, гномов и т.д.);

3) соединения в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного обра­за, представления нового, не существовавшего ранее в природе предме­та (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков).

4) конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в ха­рактеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

6) переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хи­тер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества пред­мета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходно­му (многие персонажи народного эпоса, сказок);

8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдав­шихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин, и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основувоображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентра­ции, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в

106



Сущность воображения

корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нерв­ной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте вре­менных связей, составляющие базу образов воображения.

107



Комментарии

Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение- это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заклю­чается в возникновении и комбинировании представлений и их элемен­тов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за те­чением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновиде­ниях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления воз­никают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное(активное, преднамеренное) воображение- создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой пред­намеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты явля­ется построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иног­да и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются сле­дующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и
частностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению меч­
ты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде
некоторой пока еще тенденции);

в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью
для мечтающей личности;

г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осу­
ществимости, со страстным стремлением к претворению ее в дей­
ствительность.

Творческое воображение- это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писате­ли, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фо­тографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обоб­щенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность пи­сателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение- это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда







108



Виды воображения

не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить
море в более или менее ярких и полных образах.           '


109



Комментарии

Мышление- это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

"Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе са­мом".

И.П. Павлов

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и воспри­ятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями об­щих положений, в которых отражены наиболее общие связи и законо­мерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенно­го, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между пред­метами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в нераз­рывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализиру­ющими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятель­ностью. Всвоем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед челове-

110


4.16. Особенности мышления

ком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

111




Комментарии

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объек­та на составляющие его части.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином ана-литико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к це­лому.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на отвлече­нии от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение- это объединение многих предметов или явлений по ка­кому-то общему признаку.

Конкретизация- это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действи­тельности.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедук­тивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без достаточ­ного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, различают определенные способы мышления.

112



Содержание мышления

Индукция- это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

113



Комментарии

С физиологической точки зренияпроцесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления при­нимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами ана­лизаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действи­тельные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

"Мышление... ничего другого не представля­ет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая ма­ленькая, первая ассоциация - это есть мо­мент рождения мысли".

И.П. Павлов

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ас­социации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объ­единенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкрет­ные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. коды.

Нейронные коды отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслитель­ных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы(см. 3.16.), которые обеспечивают разные уров­ни принятия решения н наличие вызванныхщ\я них потенциалов- опре­деленных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации.

Деятельность функциональных систем психики, наличие конкрет-

114










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 619.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...