Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста




Программа по коррекции страхов была полностью реализована. Для проверки ее эффективности мы провели контрольный этап эксперимента.

Задачами данного этапа являются:

1. Диагностика наличия страха (в том числе сказочных персонажей) по тем же методикам, которые были на констатирующем этапе исследования.

2. Определить изменения в уровне страха (в том числе сказочных персонажей) детей экспериментальной и контрольной групп.

3. Оценить достоверность полученных результатов и эффективность реализованной программы.

Для реализации первой задачи было проведено исследование страха детей контрольной и экспериментальной групп. Для диагностики использовались те же самые методики, что и при констатирующем этапе:

1.А. И. Захаров, М. Панфилова « Страхи в домиках» (Приложение 1).

2.М. А. Панфилова «Незаконченное предложение» (Приложение 2).

3.М. З. Друкаревич «Несуществующее животное» (Приложение 3)

Методики предъявлялись детям в первой половине дня и во второй: последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в индивидуальной форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен доброжелательный контакт.

После проведения обследования и обработки результатов были получены следующие результаты (см. таблицу № 5, 6 Приложение 6).

По результатам контрольного эксперимента в экспериментальной группе…

ТЕКСТ…

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 7.

Таблица 7

Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп

Наименование группы

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

 

Уровень страха

Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
ЭГ 75 % 20 % 5 % 65 % 30 % 5 %
КГ 65 % 35 % 0% 70 % 30 % 0%

   

          Мы видим, что и в контрольной, и в экспериментальной группе присутствует сдвиг. ЭГ - после контрольного эксперимента уровень высокого страха уменьшился, но средний увеличился, низкий уровень не изменился. А в КГ с высоким уровнем детей после контрольного эксперимента стало больше, средний уровень стал меньше чем констатирующем эксперименте, с низким никого нет.

Сравнительная диаграмма группы ЭГ до и после эксперимента представлена на рисунке 5.

Подпись рисунка!

Сравнительная диаграмма КГ до и после эксперимента представлена на рисунке 6.

Подпись рисунка!

На рисунках 5 и 6 представлены сводные диаграммы по результатам констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной и экспериментальной группах.

Контрольный эксперимент показал, что у всех 20 детей, которые не участвовали в формирующем эксперименте, присутствуют страхи. У детей, которые участвовали в формирующем эксперименте, из 20 остались только 5 детей со страхом сказочных персонажей. Описание результата методик констатирующего и контрольного эксперимента, а так же динамика рисунка одного из детей экспериментальной группы представлены в Приложении 7.

      Для того, чтобы проверить статистическую достоверность полученных результатов, и оценить эффективность программы по коррекции страхов, воспользуемся критериями математической статистики, в частности, Т-критерием Вилкоксона и проверим, насколько статистически значим сдвиг в каждой из групп (контрольной и экспериментальной).

     Для начала оценим статистическую достоверность сдвига в контрольной группе. Проверим, выполняются ли ограничения: 5 <= 20>=50. Занесем данные в таблицу (см. таб. №8 в Приложении 7).

Проверим совпадение ранговой суммы с контрольной: ∑Ri = 210;

n*(n+1)/2 = 20*21/2 = 210.Суммы совпадают.

    Типичными сдвигами являются сдвиги положительные (так как их больше), а нетипичными - отрицательные (так как их в данном случае меньше).

    Сформулируем гипотезы:

Н0 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

    Исключаем из рассмотрения нулевые сдвиги и получаем n = 9.

Т эмп. = ∑R нетип. = 16+18,5 = 34,5

    По таблице определяем критические значения для n = 9:

Т кр. = 5 (р<=0,05)

Т кр. = 1 (p<=0,01)

    Полученное значение Т эмп. больше, чем Т кр. (р<=0,05), следовательно, получившийся сдвиг статистически недостоверен, мы отвергаем Н1 и принимаем Н0 - интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

   Теперь, действуя по тому же алгоритму, оценим, насколько статистически значим сдвиг, произошедший в экспериментальной группе. Проверим, выполняются ли ограничения: 5 <= 20>=50. Занесем данные в таблицу ( см. таб. № 9 в Приложении 8).

Проверим совпадение ранговой суммы с контрольной: ∑Ri = 198,3;

n*(n+1)/2 = 20*21/2 = 210.Суммы совпадают.

Типичными сдвигами являются сдвиги отрицательные (так как их больше), а нетипичными - положительные (так как их в данном случае меньше).

    Сформулируем гипотезы:

Н0 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

    Исключаем из рассмотрения нулевые сдвиги и получаем n = 18.

Т эмп. = ∑R нетип. = 20

    По таблице определяем критические значения для n =18:

Т кр. = 47 (р<=0,05)

Т кр. = 32 (p<=0,01)

    Полученное значение Т эмп. меньше, чем Т кр. (р<=0,01), следовательно, получившийся сдвиг статистически достоверен, мы отвергаем Н0 и принимаем Н1 - интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивности сдвигов в нетипичном направлении, следовательно, можно сделать вывод, что использование программы по коррекции страхов сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования помогает существенно снизить уровень этих страхов.

Таким образом, данная программа реализована успешно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пишется по задачам!!!)

В результате проведенной работы мы можем сделать ряд выводов.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщению, классификации, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы. Старшие дошкольники уже более адекватно выражают свои чувства, глубокого переживают отношения окружающих, могут испытывать чувства вины. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. И поэтому наличие неблагоприятных факторов могут оказать отрицательное воздействие на психику ребенка, отличающейся пластичностью, восприимчивостью, ранимостью. Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым в ряде случаев можно определить исходный характер нарушений. Например, неврозы часто выражаются беспокойством, страхом.Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой - положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка. Страх сказочных персонажей- один из самых распространенных страхов. Причем в последнее время он встречается наиболее часто и приобретает особенно тяжелые формы.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей Игра несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Она может быть сюжетной, дидактической, подвижной, игра-драматизация, режиссерская. Так же важное место в коррекционной работе отводится художественной деятельности. Широко применяются в коррекционной работе дошкольниками занятия физической культурой. Еще один из способов коррекции – посредством куклотерапии. Кроме того, одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию. Так же коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Коррекция посредством индивидуально-групповых занятий. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом.

И коррекция посредством рисования, также применяется психологами. Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...