Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика страха у детей старшего дошкольного возраста
(Начать со значения вопроса и основных понятий) Страх – древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и в гораздо большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой [41]. Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. И ученые по-разному трактуют страх. Так, по словам К.Э. Изарда, «страх – это очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. И когда испытывают страх, внимание резко сужается, заостряясь резко на объекте или ситуации, сигнализирующей об опасности» [10, с. 311]. По мнению Томкинса «страх – самая токсичная, самая пагубная эмоция. Пагубность страха проявляется в том, что он в буквальном смысле может лишить человека жизни, достаточно вспомнить случаи смерти, вызванной страхом смерти перед «порчей» [37, с.312]. ……ТЕКСТ РАБОТЫ
Таким образом, страх – очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение ребенка. Старший дошкольный возраст – это сензетивный период развития памяти, воображения и образного мышления. Старшие дошкольники уже более адекватно выражают свои чувства, глубокого переживают отношения окружающих, могут испытывать чувства вины. Они способны уже и к сопереживанием, и для них характерна повышенная чувствительность к тому, как их воспринимают, что о них говорят, хвалят или ругают. Обостренное восприятие несправедливости способствует появлению обидчивости. Вопрос: полностью ли соответствует ли вывод параграфа заголовку? Выводы по первой главе Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ Диагностика страха у детей старшего дошкольного возраста Для того чтобы осуществить коррекцию страха детей старшего дошкольного возраста посредством рисования, необходимо установить их наличие, преобладающие виды. Следовательно, перед тем, как осуществить разработку и реализацию программы, необходимо провести исследование на наличие страхов. Базой для проведения экспериментальной части исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Родничок». Реализация поставленных задач осуществлялась в три этапа. На первом этапе был осуществлен подбор и отбор методик для диагностики страхов детей старшего дошкольного возраста, подобраны группы детей, в которых будет проводиться обследование: подготовительная группа №4, количество детей – 20 человек, группа №5, количество детей – 20 человек, подготовительная группа №7, количество детей – 20 человек. Диагностика наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста была осуществлена в подготовительных группах № 4, 5, 7 – в сентябре 2011 года. В каждой группе присутствовало по 20 детей. Для проведения диагностики использованы следующие методики: 1. А. И. Захаров, М. Панфилова « Страхи в домиках» (Приложение 1). Цель:выявление и уточнение преобладающих видов страхов. Оборудование: простой карандаш или ручка, два нарисованных дома (красный и белый). Инструкция для педагога: взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается подсказка, страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам". 2. М. А. Панфилова «Незаконченное предложение» (Приложение 2). Цель: получить сведения о причинах страха, беспокойства ребенка. Оборудование: список фраз с незаконченными предложениями, бумага, ручка. Особенности проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро. Инструкция для ребенка: «Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову». Обработка результатов: предложение можно разделить на 2 группы. 3.М. З. Друкаревич «Несуществующее животное» (Приложение 3) Эта проективная методика исследования личности. Оборудование: используется бумага разных форматов, разного фона, в одном случае рисунок выполняется мягким простым карандашом, в другом - цветными карандашами и т.д. Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Задание испытуемому. Придумать и нарисовать несуществующее животное, которого нет в сказках, фильмах, мультфильмах и т.д. Оно плод только вашего воображения. После окончания работы испытуемому предлагается дать животному ранее не существовавшее имя.Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Методика используется в качестве дополнительного инструмента исследования. Методики предъявлялись детям в первой половине дня до занятий, после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в индивидуальной форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен контакт. На втором этапе была проведена обработка полученных результатов диагностики наличия страхов №4, №5 и №7. Обработка результатов проводилась по каждой методике отдельно. У каждого из испытуемых был выявлен определенный уровень страхов. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что из 60 детей у 40 присутствует страх сказочных персонажей. Поэтому, дальнейшую работу было решено построить именно с этим страхом. В связи с тем, что методики«Незаконченное предложение» и «Несуществующее животное» используются в качестве дополнительных, то упор делается на методику А. И. Захарова «Страхи в домиках».После проведения методики «Страхи в домиках» были получены следующие результаты (см. таблицы № № №1, 2, 3 Приложение 4). Для дальнейшей работы было сформировано 2 группы по 20 детей: экспериментальная (ЭГ),и контрольная (КГ) (см. таблицы № № 1, 2 Приложение 4). Оценка результатов (оценивается как общий уровень наличия страхов): -5 и менее – низкий уровень страхов; -6 – 10 – средний уровень страхов; - 11 – 15 – высокий уровень. В экспериментальной группе - 15 детей с высоким уровнем страха ( 75% ), со средним - 4 детей ( 20 % ), с низким - 1 ребенок ( 5% ) (рис. 1 ). Рисунок 1. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
В контрольной группе - детей с высоким уровнем страха 13 ( 65 %), детей со средним уровнем 7 ( 35% ), с низким уровнем страха – ни одного ребенка (0% ) (рис. 2 ). Рисунок 2. Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента Результаты констатирующего эксперимента представлены в сводной таблице 4. Таблица 4 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
По результатам исследования можно сказать, что в обеих группах присутствуют страхи, и в каждой из групп присутствует страх сказочных персонажей. Это создает необходимые условия для проведения формирующего эксперимента, а именно: реализации программы по коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Таким образом, задачи данного этапа реализованы: осуществлен подбор комплекта методик для диагностики наличия страхов, осуществлена сама диагностика, определен уровень страхов в контрольной и экспериментальной группах.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |