Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень основных содержательных блоков.




1. Стартовый блок. Включает в себя:

— объяснение общей задачи модуля,

— вводную лекцию-дискуссию, обозначающую понятия задачи, технического задания, технического устройства, модели на примерах из разных эпизодов истории техники и изобретательства, с особым акцентом на эпоху первой технологической революции;

— контрольную работу для определения стартового уровня участников модуля и преобладающего типа мышления (исследователь, конструктор, художник);

— распределение по рабочим группам с учётом необходимости в каждой группе присутствия трёх типов мышления и приблизительно одинакового среднего стартового уровня всех групп;

— групповую работу с определением индивидуальных притязаний, спектра интересов, определение предпочтительной тематики, выбором кейзов для разработки;

— выступления от групп, обсуждение результатов групповой работы.

2. Основной блок, ТРИЗ–Ретро–Форсайт.

Включает в себя четыре такта, в соответствии со структурой двойного кейза; в силу временных ограничений первые два такта упакованы в один шаг:

Каждый шаг включает в себя:

— вводную лекцию-дискуссию;

— групповую и индивидуальную работу над заданием;

— представление (в форме стендовых докладов и электронных презентаций) и экспертизу задания.

2.1. Первый шаг.

Тема лекции-дискуссии: от проблемной ситуации — к противоречию.

Работа групп: оформление технического задания, определение критериев эффективности, выделение противоречия, построение иерархии альтернатив (на основе выбранного кейза).

2.2. Второй шаг.

Тема лекции-дискуссии: от противоречия к решению.

Работа групп: выделение продуктивных альтернатив, синтез решения, оформление замысла, технологических предложений, спецификация модели для испытаний.

2.3. Третий шаг.

Тема лекции-дискуссии: от решения к прототипу.

Работа групп: оформление замысла на основе замысла технологических предложений и спецификация модели для испытаний, в том числе, при наличии возможностей, цифровая визуализация и базовая схема цифровой модели с соответствующими уравнениями.

3. Проектирование деятельности после модуля: выделение лидеров и определение состава проектных групп, формирование пакетов задач, предпочтительных технологий для натурального и численного моделирования,

Основная работа происходит в группах, при возможности экспертных консультаций; результаты групповой работы обсуждаются и окончательно оформляются в ходе экспертной дискуссии.

4. Учебные мастерские.

Примерные направления.

Теоретическая информатика и программирование.

— Событийное программирование в научном и техническом моделировании. Использование объектно-ориентированного программирования модели событий и обмена объектов сообщениями для моделирования сложных многокомпонентных систем (ABC-Pascal).

— Функциональное программирование в обработке сложных структур данных (задачи анализа графов, поиска по деревьям решений) и численном моделировании (Scala).

— Олимпиадные задачи и головоломки по информатике: комбинаторика, распознавание текстов, программирование без программирования (логические задачи).

Прикладная информатика.

— Системы автоматического проектирования — разработка технического устройства по заданной спецификации (AutoCAD).

— Системы визуализации трёхмерных объектов (Unity).

- Системы обработки математических формул и приближённых вычислений (Maxima).

Инженерное знание.

— Основные узлы машин и механизмов. Принципы конструирования машин на основе технических примитивов.

— Теоретическая и прикладная механика: динамические модели в природе и технике, устойчивость технических систем.

— Термодинамика и возможности паровых машин. Паровые машины на фабрике и на транспорте: движение и полезная работа на основе энергии пара.

Направления могут комплексироваться, с учётом финансовых и инфраструктурных ограничений модуля, а также интересов, определяемых спецификой территории проведения модуля и приоритетами, заявленными ресурсными центрами.

5. Тьюторское сопровождение.

В групповой работе — в первый день тьютор помогает на первом такте групповой работы определить приоритеты и позиции внутри организации совместной работы, при необходимости организует понимание лекции и предложенных кейзов.

Во время ежедневного «тьюторского часа»: организует обсуждение индивидуальных и групповых результатов дня, помогает оформить затруднения и спланировать следующий шаг работы.

6. Дистанционное сопровождение проектной работы и оформления результатов.

— контроль за временным графиком работ и предоставлением отчётности;

— обсуждение возникающих трудностей, перевод их в проектные и образовательные задачи;

— консультации по необходимой обучающей литературе, помощь в понимании текстов и превращении полученных знаний в инструмент деятельности.

Норма предоставления отчётности по каждой решённой задачи позволяет оптимизировать оформление результатов для презентационных мероприятий (конференций, форумов).

Дистанционная поддержка, в зависимости от организационных и технических возможностей участников, осуществляется в режимах скайп-конференций, тематических групп в социальных сетях, в виде рассылок по электронной почте, в тематическом форуме на сайте программы «Одарённые дети Красноярья».

 

Предполагаемые блоки программы( предложение Корчмит Л. )

1. Ретро- форсайт – информационные технологии, инженерный кластер.

1. Лекции ( предполагаемые темы :ТРИЗ, Возможные миры…)

2. Мастерские ( показать понятия «действия», « связки процессов»)

3. Тренинги (на мышление, интеллект, развитие процесса)

4. Выход на социальное проектирование в группах

2. Историко – гуманитарная фантазия ( актуальность слова, языка, истории в соверенной жизни, профессиях)

1. Лекции ( предполагаемые темы : История, язык, литература, искусство)

2. Мастерские ( показать взаимосвязь языка, культуры, процессов психики)

3. Тренинги (на коммуникацию, искусство, исторические события)

4. Выход на социальное проектирование в группах

3. Профессионально – исследовательский модуль ( хотелось бы присоединиться к нему))

1. Лекции ( предполагаемые темы : профессии, профессиональные компетенции)

2. Мастерские ( проработка понятия «компетенция», список вузов и возможностей)

3. Тренинги (профессия как самораскрытия, кто я по роли, возможно включение темы «Республика птиц»)

4. Выход на социальное проектирование в группах( профессии будущего, проекты «мой проф. выбор)

 

Основные формы и методы, режим занятий, примеры занятий.

Аудиторная работа

1. Лекция-дискуссия.

Содержательная цель: продемонстрировать культурный (предметный) способ рассуждения, анализа и решения сложных задач.

Учебная цель: показать схему (модель) мышления и её продуктивное применение на конкретных примерах.

Социально-коммуникативная цель: нормировать коммуникацию, результатом которой является всестороннее понимание темы, с возможностью использовать это понимание; показать участникам, что «глупых» реплик не бывает.

В отличие от традиционной академической лекции, строится по принципу «заинтриговать и озадачить».

Начинается с первого, провокационного тезиса, который должен вызвать недоумение или даже возмущение у значительной части аудитории.

Интерактивный шаг после этого тезиса — обозначение на общей доске возражений и аргументов. Включает сортировку возражений на те, которые имеют эмоциональный характер или основаны на непонимании тезиса, и те, которые позволяют развернуть видение проблемы с другой стороны. Если такие тезисы участниками не формулируются, другой разворот видения проблемы задаёт один из сотрудников педагогической команды.

Далее следуют два-три содержательных тезиса.

Лектор сам предлагает и разбирает один пример, иллюстрирующий тезис, далее предлагает участникам привести свои примеры и попытаться их разобрать; если процесс затягивается, предлагается перенести его на групповую работу, индивидуальные или групповые консультации.

Итоговый тезис очерчивает карту работ на следующем шаге.

По отношению к нему уместны вопросы на понимание и версии того, чем может быть заполнен топ на карте работ применительно к техническому заданию, с которым работает группа (кроме стартового блока, где возможны только вопросы на понимание и версии «в воздух», не привязанные к тематикам рабочих групп).

2. Групповая работа.

Содержательная цель: выстроить и оформить совместную версию решения задачи (выполнения задания).

Учебная цель: актуализировать необходимый фактический материал и обобщённые знания в качестве инструментов для решения задачи.

Социально-коммуникативная цель: нормировать коммуникацию, продуктом которой является групповое решение; показать участникам, что отдельные высказывания оцениваются и осмысливаются по их вкладу в общий смысловой продукт.

Включает в себя:

2.1. Аналитику, определение смыслового поля, ключевых понятий и их связи.

2.2. Мозговой штурм, после того как выделена проблема и необходимо выстроить версии.

2.3. На основе проделанной аналитики ставятся задачи конструирования, а затем сборки общего решения. Здесь происходит распределение функций вокруг «конструкторов», каждый из которых использует «художников» и «исследователей» для решения подзадачи внутри общей задачи. Организационно работа группы разбивается на подгруппы, с последующей сборкой общего решения.

3. Экспертная дискуссия. В зависимости от динамики модуля и его продолжительности, может быть публичной (доклады и обсуждения) или стендовой.

Содержательная цель: выделить перспективные и проблемные точки предложенного решения, наметить перспективы продолжения.

Учебная цель: обнаружить дефициты участников в знаниях и способах рассуждения, для последующей постановки индивидуальных и групповых учебных задач.

Социально-коммуникативная цель: выстроить открытую дискуссию, результатом которой является знание о дефицитах и перспективах; создать опыт горизонтальной содержательной коммуникации социальных статусов.

Процедура соответствует норме конференции — вопросы на понимание, вопросы на выделение проблемных точек, суждения, дискуссия о возможных ходах на развитие предложенного решения.

4. Тьториал.

Социально-коммуникативная цель: выстроить коммуникацию, в которой каждый говорит «от себя», а не «за других»; создать доверительную атмосферу, в которой любые высказывания «от себя», если они не оскорбляют напрямую другого человека, имеют смысл в общем пространстве.

Традиционно используется форма коммунарского круга: каждый по очереди высказывается:

— о результатах дня, как он их видит, как об индивидуальных, так и о групповых;

— об индивидуальных и групповых трудностях;

— о своих соображениях по поводу следующего шага.

Все имеют право задавать вопросы на понимание, никто не имеет права задавать проблемные вопросы и спорить.

5. Порядок проведения учебных мастерских определяется мастерами по согласованию с руководителем и менеджером программы.

Учебные мастерские решают задачи освоения базовых элементов и принципов технологий, использования технологий при решении типовых задач, заканчиваются построением индивидуальных учебных планов, определением перечня необходимой литературы, интернет-ресурсов, пакета заданий (задач).

Внеаудиторная работа

Помимо обычных спортивных мероприятий, необходимых для поддержания тонуса участников и переключения внимания между крупными содержательными блоками программы, используются:

— Блиц-тренинги «Энергетик»: набор интересных и смешных упражнений, которые позволяют быстро восстановить тонус в паузах аналитических, дискуссионных, проектных форматов. Упражнения неоднократно описаны как в литературе, посвящённой коммунарским методикам, так и в описаниях психологических тренингов для подростков, во многом представляют собой фольклор команд, проводящих интенсивные образовательные формы. Конкретные упражнения подбираются как из соображений уместности на разных этапах модуля, так и из соображений адекватности возрасту участников. В группах проводятся тьюторами, на общих мероприятиях — тьюторами, дежурными по энергетике.

— Телесные тренинги на сплочение и доверие: набор заданий, требующих не столько физической силы и ловкости, сколько взаимного доверия, подстройки, готовности угадывать намерения другого человека, например: «Слепой и поводырь», «Побег из тюрьмы», «Свечка». Используются тьюторами на основании оценки динамики групп, во время или непосредственно после тьюториала.

— Массовые тренинги «Полигон» — подвижные игры, участники которых моделируют природные процессы или технические устройства. Например, «Цепная реакция», «Стиральная машина», «Пар движет поршень». Такие игры имеют не только спортивный, но и познавательный характер, поскольку наглядно, в виде непосредственного опыта, демонстрируют базовые закономерности, известные школьникам по преимуществу по учебникам, в лучшем случае — учебным фильмам и компьютерным моделям.

Используются также необычные культурные мероприятия, задающие особую атмосферу интенсивного погружения, частью разработанные коммунарским движением, частью придуманные педагогическими командами, в разное время проводившими интенсивные школы в красноярском крае. Они могут выбираться педагогической командой при планировании следующего дня; в педагогической команде «Сибирского дома» традиционными являются стартовый и финальный вечера.

— «Театр спонтанности» ( Творческая импровизация или создание собственного продукта на фоне общего или конкретного сюжета). При такой работе активизируются эмоциональные качества участников программы, определяются социальные роли в команде, устанавливается доверительное отношение в команде, происходит активизация творческой деятельности учащихся. Важно, что такое творчество, с совершенно разным по уровню продуктом ипровизации создает мотив участника программы к дальнейшему эмоциональному самораскрытию. Проводится в первый день для знакомства участников и создания творческой атмосферы.

— «Праздник признательности». При организационной возможности проводится вечером последнего полного рабочего дня программы, после того, как содержательные результаты уже достигнуты как эмоционально важное событие.В зависимости от организационных условий и общего настроения, допускает разные варианты проведения. Важно, что в течение вечера каждый участник или сотрудник имеет право подойти к любому, кто оказался для него в течение модуля важен, и выразить признательность — а тот, по условиям праздника, должен отблагодарить в ответ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...