Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогические концепции и идеи, на основе которых разработана программаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Программа дополнительного образования для круглогодичной школы интеллектуального роста по направлению «Инженерно-технологическое» (Информатика, технологии)
Программа дополнительного образования в области интеллектуального творчества детей и юношества инженерно-технологическое направление (информатика, технологии). Обозначение целевой группы: — учащиеся 8-10 классов интересующиеся современными информационными технологиями как инструментом решения прикладных задач моделировании технических устройств, природных и экономических процессов; — учащиеся 8-10 классов, интересующиеся (( дополнить)) — учащиеся 8-10 классов, увлекающиеся моделированием технических устройств, как реально существующих и существовавших, так и фантастических, «в материале» либо в форме визуализаций (в том числе динамических компьютерных визуализаций). - учащиеся 8 – 10 классов, способные решать профессиональные и жизненные проблемы роста и развития, саморазвития ( добавлено Л.К) Количество дней/часов, необходимых для реализации всей программы и модуля по сопровождению лидеров: 32 часа — реализация базового модуля; не менее 20 часов — реализация дистанционного сопровождения ( отсылка к программе, требования)
Количество и состав исполнителей образовательной программы Руководитель образовательной программы, он же ведущий общих образовательных форматов.Педагогическая команда включает в себя людей с педагогическим, психологическим образованием, предметными компетенциями. Тьюторы образовательной программы (от числа тьюторов зависит количество и наполнение рабочих групп; не менее 3 тьюторов на 50 участников). Мастера образовательной программы (от числа мастеров зависит количество обучающих курсов; не менее 5 мастеров; при необходимости возможно совмещение мастера с позициями руководителя и тьютора). Эксперты образовательной программы — количество произвольно, но не менее 3; при организационной и финансовой возможности эксперты приглашаются на отдельные форматы модуля либо участвуют в обсуждении дистанционно; иначе в качестве экспертов задействуются, по оценке руководителя, готовые к такой работе мастера и тьюторы. При формировании полного спектра позиций необходимо также учитывать, необходимо также учитывать, что программа включает в себя форматы, необходимые для выстраивания образовательной целостности, но не входящие в состав аудиторных занятий; в частности, руководитель программы параллельно работе команды с участниками может работать с педагогами. Итого, минимальный состав команды — 6 человек. Пояснительная записка Цели и задачи программы — Сформировать у участников базовое представление о закономерностях технологических инноваций, их связи как с возможностями науки и технологий, с формированием позиций «инженера» и «программиста» - ( дополнить на др. предметности) — Познакомить участников с принципами теории решения изобретательских задач на основе как знакомства с теоретическим знанием и историей технологических инноваций, способами решения конкретных изобретательских задач. — Сформировать понимание роли моделирования, в том числе цифрового, в создании сложных технических устройств и анализе эффектов их внедрения. — Курировать участников, ориентированных на рекордные достижения в области инженерных разработок и авторские пробы, организовать для них тьюторское и консультационное сопровождение прохождения этапов от общего замысла до достижения цели — Выстроить участникам, ориентированным на решение сложных задач (в том числе олимпиадного уровня) предметное поле для постановки конкретных задач, выбора способов их решения за счёт понимания спектра парадигм современного программирования. - Актуализировать участникам программы представление о профессиях и профессиональных предметных компетенциях в рамках прохождения интенсивной школы ( возможно, я возьмусь) - Учитывать творческий подход, самораскрытие участника программы для отдельной оценки его достижений ( возможно, портфолио) Наполнение программы Программа включает в себя: — Интенсивные модули — интерактивные погружения, где проживаются шаги от фиксации проблемы до оформления проектного хода на основе проектного замысла. Дополнительно целостному циклу, воспроизводящему цикл исследовательских и компьютерных работ, программа включает в себя общий теоретический блок и тренинг по решению изобретательских задач, а также курсы по выбору, направленные на изучение отдельных инструментов и технологий цифрового моделирования и программирования, принципов функционирования различных типов машин[1]; — Дистанционный этап (работа сопровождается как тьюторами, так и консультантами, активно используются открытые дистанционные курсы). — Представление результата, как на сайте программы, так и на очных и заочных форумах, выставках, научно-практических конференциях учащихся. Педагогические концепции и идеи, на основе которых разработана программа 1. В основе программы лежит идея ретро-форсайта (моделирование истории невозможного будущего), в версии, сформированной группой разработчиков программы «НооГен — Возможные Миры» [*1]. Исходно ретро-форсайт был направлен на реконструкцию возможных (хотя бы и не реализованных) вариантов политических, управленческих, социальных решений и смыкался по своему пафосу с альтернативной историей — важно было то, что альтернативы выстраивали не профессиональные историки, а школьники. Позже на основе анализа ТРИЗ-тренингов [*2, *3] и историко-технологических форсайтов группы «Людены» [*4, *5] схема была обогащена возможными альтернативами изобретательских решений и управленческих решений по внедрению новых технологий. 2. Проектной группой была разработана методическая схема «двойного кейза». Первая часть — подробное описание исходной ситуации принятия решения, открытое участникам образовательной программы в качестве стартовых условий задания. Для технологического ретро-форсайта описание включает в себя дайджест существующих на время изобретения научных знаний и гипотез, отработанных технологических решений. Но сама ситуация, во отличие от кейзов, принятых в экономическом образовании, открыта, включает в себя несколько различных оснований для принятия решений (вплоть до нескольких взаимно противоречащих критериев эффективности). Вторая часть — описание реально состоявшегося решения и его последствий, включающее дайджест мемуарных и биографических источников, реконструирующий, почему именно такое решение было принято, какими соображениями при его принятии руководствовались, и историко-культурной реконструкцией возможных схем и оснований принятия решения. 3. Работа с «двойным кейзом» включает в себя: — Анализ условий, построение технического задания для принятия решения, построение иерархии критериев эффективности. — Выделение противоречия в техническом задании, анализ альтернатив решения, отбор и построение иерархии альтернатив на основе критериев эффективности. — Выделение продуктивных элементов альтернатив, синтез решения, удовлетворяющего критериям эффективности по уровням иерархии, оформление замысла и технологических предложений. — Формирование спецификации модели для испытаний. 4. Дополнительно при разработке программы использовалась схема продуктивного действия, впервые введённая Б. Д. Элькониным для описания тонких феноменов образования, выстроенного в деятельностном подходе, и использованная позже для обоснования практико-ориентированного образования. Схема отрабатывалась, оформлялась как педагогическая, уточнялась на материале: — комплекса программ АНО ДПО «Открытое образование» («Школа гуманитарного образования»), направленных на формирование личных жизненных и профессиональных стратегий — «География человеческих перспектив», «Новая география мира», «Стратегические игры» (А. А. Попов); — комплекса программ КР МОО «Сибирский Дом», направленных на поддержку творческих инициатив в современных формах искусства — школы кино и театра, тематические киносессии, городской уличный театр (С. В., Ермаков, М. С. Аверков); — программы НАДО «ОДИ» «Фабрика программирования» (В. А. Конторин, при экспертной поддержке А. М. Аронова, А. В. Бутенко). В настоящее время версия схемы организации продуктивного действия обсуждается как основа для новых форм среднего профессионального образования в рамках проектов развития дуального обучения, подготовки на основе стандартов профессионального мастерства WorldSkills. Модель «двойного кейза» была выстроена на основе схемы продуктивного действия, в требовании продуктивности и рефлексии продукта задающей отличие открытых образовательных заданий в отличие от традиционной задачной формы, принятой в ТРИЗ и сложившейся модели предметных олимпиад. Дополнительно схема определяет основные педагогические позиции в организации продуктивного действия: — ведущий, определяющий контекст для постановки задачи, организующий коммуникации при осуществлении и экспертизе продуктивного действия; — тьютор, организующий понимание задачи, самоопределение участников и занятие ими позиций в совместной деятельности, индивидуальную и групповую рефлексию, оформление учебной дефицитов, понимание экспертных суждений, — мастер, обучающий основам применения отдельных инструментов на основе выделенных учебных дефицитов, показывающий основы профессионального мастерства в целом; — эксперт, оценивающий замысел и версии продукта на основе общекультурного и профессионального понимания нормы. Планируемые результаты и образовательные эффекты Ожидаемые образовательные результаты: — освоение участниками схемы решения изобретательских задач, с использованием знаний как о научных и технологических условиях реализации изобретений, так и с пониманием возможностей применения изобретения для решения конкретных экономических и инфраструктурных задач; — понимание участниками сущности инновационного процесса на конкретных примерах из разных областей техники и технологий, связи инновационного процесса как с уровнем научного и технологического развития цивилизации, так и с особенностями хозяйственных и общественных отношений в определённой стране и в определенную историческую эпоху; — понимание роли и возможностей цифрового моделирования для проверки возможностей и эффектов технического изобретения, овладение базовыми принципами такого моделирования; — для участников, ориентированных на программирование — понимание основных парадигм современного программирования (событийное, функциональное, логическое) и умение применять их для решения сложных задач, в том числе олимпиадного типа. (( тут надо всем подумать)) Предполагаемые образовательные эффекты: - возможность решения нетревиальных, исследовательских, проектных и олимпиадных задач на высокий уровень результата — расширение горизонта, понимание того, что деятельность и эффективность в соответствующих профессиях определяется тем, насколько удерживаются сопутствующие контексты, в которых ставится задача и используются результаты её решения; — появление интереса к изобретательству, конструированию как особому типу продуктивного мышления, появление мотивации для доведения действия до конца, до завершённого продукта; — формирование у части школьников рекордных профессиональных стратегий, установки на авторское действие и участие к компетентностных состязаниях высокого уровня; формирование у оставшихся стратегии дальнейшей профессионализации, освоения дополнительных знаний и способов деятельности по выбранным направлениям технологий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |