Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия




 

Финансовый результат является главным критерием оценки ведения хозяйственной деятельности организации и выражается в форме прибыли или убытка. С помощью анализа финансового результата можно определить насколько прибыльным является дело. Поэтому изучение данных показателей наиболее существенно для исследования, так как рост значений финансовых результатов не только укрепляет позиции предприятия в производственной и финансовых сферах, но и стимулирует поток инвестиций.

На прибыль от продажи конкретного вида товара оказывают влияние объем продаж, цена реализации и полная себестоимость.Объем продаж может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Рост объемов продаж рентабельных товаров приводит к увеличению прибыли. Если же ситуация складывается наоборот (товары убыточны) то при увеличении объема реализации происходит уменьшение величины прибыли.

К абсолютным показателям финансовых результатов относится прибыль:

1. прибыль от реализации продукции, товаров, услуг – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

2. маржинальная прибыль – разность между нетто-выручкой и прямыми производственными затратами по реализованным товарам, работам или услугам;

3. прибыль (убыток) до налогообложения – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой, инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

4. налогооблагаемая прибыль – балансовая прибыль за минусом суммы прибыли, облагаемой налогом на прибыль (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных компаниях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;

5. чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

6. капитализированная (реинвестированная) прибыль – часть распределенной прибыли, направляемая на финансирование увеличения активов, т.е. фонд накопления;

7. потребляемая прибыль – часть прибыли, расходуемой на выплату дивидендов, бонусов персоналу организации или на социальные программы.

Схема формирования показателей прибыли предприятия представлена на рисунке 3.1.

Рис. 3.1. Схема формирования показателей прибыли предприятия

Российская методика факторного анализа прибыли от продаж:

П = К*(Ц - С),                                           (3.1)

где К - количество проданной продукции, ед.;

Ц - цена реализации, руб.;

С - себестоимость единицы продукции, руб.

Алгоритм расчета количественного влияния факторов методом абсолютных разниц:

ΔПобщ = Пф – Ппл,                                    (3.2)

в том числе изменение прибыли за счет:

1. изменения объема продаж: ΔПк = (Кф - Кпл)*(Цпл - Спл);

2. изменения цены реализации: ΔПц = Кф * (Цф - Цпл);

3. изменения себестоимости: ΔПс = Кф * (Спл - Сф).

где ф, пл - плановые и фактические значения показателей.

Балансовая прибыль вычисляется следующим образом:

БП = Пр + Ппр.р.+ ВД – ВР,                             (3.3.)

где Пр- прибыль от реализации;

Ппр.р. – прибыль от прочей деятельности;

ВД – внереализационные доходы;

ВР – внереализационные расходы.

Факторная модель аддитивная, следовательно, влияние факторов определяется путем вычитания базисного показателя из фактического.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль продукции, который характеризует издержкоемкость продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и , во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммой затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

 

.                                          (3.4)

В процессе анализа следует изучить динамику, выполнение плана и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Следующий этап анализа – определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя. Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.

Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, ее структуры и цен на продукцию. Взаимосвязь перечисленных факторов показана на рисунке 3.1.

Издержкоемкость продукции (ИЕ)
Изменение общего объема выпуска продукции (VВПобщ)
Изменение структуры продукции (Удi)
Изменение уровня цен на продукцию (Цi)
Изменение уровня удельных переменных затрат (b)
Изменение суммы постоянных затрат (А)
Изменение цен в связи с инфляцией
Изменение качества продукции
Изменение рынков сбыта и т.д.
Изменение уровня ресурсоемкости продукции
Изменение цен на потребляемые ресурсы

 

 


Рис. 3.1. Структурно-логическая модель факторного анализа издержкоемкости продукции

 

Итак, факторная модель издержкоемкости продукции (ИЕ) выглядит следующим образом:

.                             (3.5)

Таким образом, целью анализа финансовых результатов является оценка привлекательности бизнеса с точки зрения эффективности инвестирования в него средств, а также оценка эффективности менеджмента организации.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия. Кроме того, финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей предприятия и финансовой деятельности в целом.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...