Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозное чувство — четвертое врожденное свойство человеческой души




 

Это религиозное чувство, которое не что иное как врожденное свойство, постоянно привлекало внимание ученых. Сегодня, благодаря достижениям науки, ученые пришли в этой области к ряду важных результатов. Одним из таких результатов является получение учеными сведений, позволявших говорить им о четвертом свойстве человеческой души - о религиозном чувстве. Этому чувству давали различные названия, такие как "чувство прогноза", "чувство этики", "чувство эстетики" и т.д. С открытием этого четвертого свойства выяснилось, что чувства морали и красоты являются самостоятельными направлениями и именно религиозное чувство создает основу для деятельности морали, искусства и эстетики; Роль религиозного чувства в развитии и направления морали и других достоинств важнее чем роль эстетики, творчества, науки и знаний.

 

Резюме. Религиозное чувство и воззвание врожденных свойств человека - сами собой разумеющиеся; они, имеющие глубокие корни в человеческой душе природные явления. Их можно только временно заменять или направить в ложное русло, как это случилось на практике так называемого бывшего Советского Союза, который несмотря на семидесятилетний срок не смог искоренить это чувство из человеческой души.

 

[1] Бихар ал-анвар т.3, с.41.

 

ЛЕКЦИЯ 3

БОГ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА

 

Можно ли познать Аллаха опираясь на экспериментальный метод? Нет сомнения, что социальные, исторические и воспитательные факторы оказывают определенное влияние на формирование и развитие человеческой натуры, также как общение экспериментальными доводами привели к развитию врожденных особенностей человека. Привыкание человека к экспериментальному методу и опора на него и особенно тогда, когда чувственная логика достигла своего апогея за последние века, привели к тому, что человек смотрит на все, даже на не экспериментальные явления, даже на такой вопрос как вопрос о существовании Бога, под углом экспериментирования. Однако, неопровержимым фактом является то, что сфера применимости экспериментального метода ограничена миром материальных и чувственно воспринимаемых вещей и явлений; он не может распространяться на мир сокровенного.

 

Отрицание существования вещи, вместо признания отсутствия знания о ней

 

Ни экспериментальная наука, ни ученые материалисты не вправе высказывать свои опрометчивые мнения о тех явлениях, которые не могут быть объяснены их критериями. Когда они говорят об отсутствии какой-либо вещи, они должны привести на это доказательство, точно также как они это делают при их утверждениях о существовании какой-либо вещи. Так как экспериментальный метод является единственным критерием, на который опираются материалисты и эксперименталисты, то они не в состоянии вести конструктивный разговор о нематериальных вещах, о сокровенном. В подобных случаях логично признать свою некомпетентность в данном вопросе, нежели отрицать существование этой вещи. Ведь разница между этими двумя позициями значительна...

 

Открыл ли экспериментальный метод просторы материи?

 

Несмотря на то, что экспериментальные науки достигли грандиозных успехов в области изучения природных явлений и тем самым, сами не осознавая, оказали большую услугу в познании Творца Всевышнего, однако еще целый ряд научных проблем ждет своего объяснения.

 

 

Причины атеизма некоторых ученых эксперименталистов

 

По этому вопросу можно отметить следующее:

 

1. Попытки познать бога экспериментальным методом - путь не заканчивающийся успехом;

 

2. Отношение христианской церкви в средневековье к науке, духовная пустота ее содержания, ее пристрастие к ученым проиллюстрировали ее позицию в целом между религией и наукой царит глубокое противоречие; каждая из этих сторон старается уничтожить другую;

 

3. Потребность человечества в научных открытиях в его повседневной практической жизни способствовала развитию науки с поразительной скоростью и за счет религиозного мировоззрения;

 

поэтому экспериментальный мир ожидает покорения религиозных убеждений критериям эксперимента. Но здесь следует учесть то обстоятельство, что человек в своей практической жизни пользуется не самыми научными испытаниями, а только их результатами. Обычный человек, например, пользуется только радио и телевидением, хотя он не имеет малейшего представления о научных принципах, на которые они основываются;

 

4. В дополнение к тому, что сказано выше, повиновение человека своим страстям и удовольствиям, его чувственное наслаждение выбивают из его головы размышления о Боге; при этом он чувствует себя свободным от оков рационального размышления и занимается только удовлетворением своих природных инстинктов. Таким образом, когда размышления о Боге и о религиозных убеждениях требуют чистой и непорочной атмосферы, душа человека гаснет в среде порочной и загрязненной.

 

Бессилие экспериментального метода

 

Экспериментальный метод несмотря на свои многочисленные пользы, имеет ряд недостатков, главными из которых являются следующие:

 

1. Односторонний взгляд. Знание, приобретенное экспериментальным путем имеет личный и ограниченный характер, а для познания мира нужен всеохватывающий и цельный взгляд на вещи;

 

2. Материализм. Знание, полученное в результате эксперимента, ограничивается рамками чувственно воспринимаемых вещей, тогда когда мир состоит из двух частей - материальной и духовной;

 

3. Экспериментальное знание изменчиво и ошибочно, когда познание мира требует твердого и непоколебимого знания;

 

4. Научная деятельность ограничивается в рамках экспериментов и лаборатории и все, что не поддается эксперименту остается не опознанным. Это означает лишение рационального метода своей роли на этом поприще;

 

5. Экспериментальное, материальное знание не поднимается на уровень символики и идеала для подражания; значит для познания мира нельзя опираться на сугубо абстрактное человеческое мышление. Это подтверждает вышесказанную мысль о том, что цена научного знания на практическом поприще выше, чем на теоретическом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...