Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Актуализация опорных знаний
1. Тест 1. Природная зона арктических пустынь расположена: а) на островах Тихого океана б) на островах Индийского океана в) на островах Северного Ледовитого океана 2. Территория Арктики: а) плотно заселена людьми б) не имеет коренного населения в) не пригодна для жизни людей 3. В Арктике для растений и животных: а) суровые условия б) комфортные условия в) заповедные условия 4. В зоне арктических пустынь растут: а) кедры, березы, черемуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва 5. Верная схема цепи питания: а) водоросли -» рачки -> рыбы -» гагарки —> белый медведь б) водоросли -зрачки —> сайки —»тюлень в) мхи -> кайры -> морж -»овцебык 6. Большое скопление птиц на скалах называют: а) птичьи базары б) птичьи рынки в) птичьи гнездовья 7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары 8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь? а) температура повысится б) температура не изменится в) температура понизится 9. Арктический заповедник расположен на: а) Земле Франца Иосифа б) Северной Земле в) острове Врангеля Конкурс рисунков — Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок.) Индивидуальное задание на карточке — Исправьте географические ошибки в тексте. Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до —60 °С, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля). Работа в парах — Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 39 рабочей тетради. (Взаимопроверка.) Сообщения учащихся — Что вы узнали о людях, которые работают в Арктике? Поделитесь новой информацией. (Рассказы детей.) — Кто из вас хотел бы работать в Арктике? (Мнения детей.) — Какие еще сообщения к этому уроку вы приготовили? (Проверка выполнения задания 7 на с. 42 рабочей тетради. Ученики выступают с сообщениями.) III. Самоопределение к деятельности Кроссворд Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля,) 4. Арктика — это снег и .... (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.) (Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.) — Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.) IV. Открытие нового знания Работа с картой — Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.) - Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибирской.) Просмотр фильма «Тундра» — А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.) Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. — Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до —50 °С), прохладное короткое лето. Работа в группах — А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. (Ученики рассаживаются по группам.) — Ботаники, используя гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (с. 85—87), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы. 1. Какие растения растут в тундре? 2. Как растения приспособились к жизни? — Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы. 1. Какие животные обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни? • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска. — Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы. 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. (Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.) V. Первичное закрепление Сообщения учащихся (Выступления представителей каждой группы.) Рассказ ботаников В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревцаили кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. — Итак, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.) Рассказ зоологов Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега. — Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (Уптиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.) Рассказ экологов Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (показ фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий). — Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.) Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. VI. Физкультминутка VII. Работа по новой теме |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |