Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. Подведение итогов урока




— Какие три океана омывают берега России?

— Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запо­мнили.

— Какую роль играют водные просторы в жизни человека? (Высказывания детей.)

Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

IX. Рефлексия

— Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать в группах, рассуждать, анализировать, де­лать выводы. А чем вам запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными? (Ответы детей.)

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 66—70 учебника, выполнить задания для домашней работы.

2. Выполнить задание 5 на с. 35 рабочей тетради.

3. Дополнительно: подготовить сообщения о путешественни­ках, чьим именем названы моря.

 

Тема: Природные зоны России

Цель:познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Формируемые УУД: познавательные — устанавливать причин­но-следственные связи и зависимости между объектами, высказы­вать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуника­тивные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые кор­рективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — желать выполнять учебные действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта природных зон, таблички с названиями природных зон, рисун­ки (слайды) пейзажей, растений и животных разных природных зон, карточки по вариантам, теллурий, на каждой парте комплект карточек из шести штук с изображением природы разных зон, разрезные буквы для составления названий природных зон.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Викторина

1. Назовите океаны, омывающие Россию.

2. Назовите моря Тихого океана.

3. Назовите моря Северного Ледовитого океана.

4. Назовите моря Атлантического океана.

5. Назовите самые крупные озера страны.

6. Назовите самые крупные реки России.

Тест

1. Самое большое по площади озеро России:

а) Онежское         б) Байкал             в) Каспийское

2. Река, впадающая в Каспийское море:

а) Дон                  б) Волга                в) Кама

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном:

а) Енисей              б) Обь                  в) Лена

4. Самая длинная река России:

а) Волга               б) Лена                 в) Обь

5. Моря Атлантического океана на территории России:

а) Японское            б) Балтийское       в) Черное

6. Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога-матушка?

а) Аральское и Каспийское моря

б) Ладожское и Онежское озера

в) Черное и Азовское моря

7. В Списке Всемирного наследия:

а) Белое море        б) озеро Байкал      в) река Енисей

(Также учитель может использовать задания теста 4 «Геогра­фические объекты на карте России (равнины, горы, моря, озера, реки)» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 5 на с. 35 рабочей тетради.

Сообщения учащихся

— Какие сообщения вы приготовили к этому уроку?

— Кто принес материал для выставки «Где мы были»?

— Кто написал сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»?

 (Если сообщений много, то всех желающих можно заслушать в группах. Отмечают лучшие выступления.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель предлагает рассмотреть карту природных зон.)

— Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти террито­рии объединили в зоны? (Предположения детей.)

— Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны.)

— Прочитаем тему урока. («Природные зоны России».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания

Работа в парах

— Сегодня на уроке отправимся в путешествие по вариантам, ребята, у которых первый вариант, поедут на юг, второй — на север. Одинаковую ли природу вы увидите? (Предполо­жения детей.)

— На каждой парте комплект из 6 карточек. Посоветуйтесь в парах и решите, какие карточки относятся к северной природе, а какие — к южной. Обоснуйте свой выбор.

(Ученики работают в парах.)

Работа по карточкам

— Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте пропущен­ные слова (теплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало).

Вариант 1

На юге России климат более .... Весна там наступает ..., лето ... и за­сушливое. Деревьев..., их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травяные экосистемы — степи. Это степная зона.

Вариант 2

На севере России климат более ... . Весна там наступает ..., лето ... и прохладное. Деревьев..., они прячутся в местах, защищенных от мороза и ветра. Безлесные мохово-лишайниковые экосистемы — тундры — по­крыты снегом большую часть года. Это тундровая зона.(Обсуждение выполненного задания.)

— Одинаковую ли природу вы увидели? В связи с чем проис­ходило изменение природы? (В связи с изменением климата.)

От чего зависит климат? (От распределения тепла на Земле.)

Опыт

(Учитель демонстрирует работу теллурия - движение Земли вокруг Солнца).

— Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла. (Высказывания детей.)

Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара пада­ют отвесно (прямо), а к северу и к югу — наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в на­правлении с севера на юг.

Климат зависит от распределения тепла на Земле. Расти­тельный и животный мир зависят от климата. Крупные области со сходными экосистемами, природными условиями, раститель­ным и животным миром называются природными зонами.

Работа в группах

— Предлагаю совместными усилиями определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово.

(Ученики составляют слова: Арктика, тундра, лес, степь, пу­стыня.)

V. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Ученики выполняют задание 1 на с. 36—37.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

Работа по учебнику

С. 74-75

Прочитайте текст «С севера на юг». О чем мы еще не гово­рили на уроке?

(Ученики читают текст, отмечают, что новое в этом тексте о смене природных зон в горах.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Ученики выполняют задание 2 на с. 36—37.)

Творческая работа

— Нам предстоит познакомиться с каждой природной зоной. Рассмотрите рисунки пейзажей, растений и животных раз­личных природных зон, посоветуйтесь в группе и приду­майте интересное задание, которое вам бы хотелось выпол­нить.

(Ученики работают в группах, затем предлагают свои задания: рисунок природной зоны, презентация природной зоны, список литературы о природных зонах, синквейн, сочинение о природ­ной зоне, макет природной зоны, интервью с родителями «В ка­ких природных зонах вы были?», фотостенгазета и др.)

4. Работа с CD(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие знания мы открыли?

(Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 75 учебника.)

IX. Рефлексия

— Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодо­творно?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

(Самооценка. Учитель подводит итоги работы и предлагает детям оценить свою работу на уроке и самочувствие, используя сигнальные карточки.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 71—75 учебника.

2. Выполнить задания 3—5 на с. 38 рабочей тетради.

3. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о животных Арктики (морж, кит, белый медведь и др.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 435.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...