Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II этап статистического исследования – сбор материала




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………..……………………4

Тема 1. Статистическое наблюдение……………………….. …………………5

Тема 2. Сводка и группировка данных, статистическое изучение вариационных рядов……………………………………………………………12

Тема 3. Обобщающие статистические показатели: абсолютные и относительные величины ………………………………………………………16

Тема 4. Аналитические статистические показатели: средние величины и показатели вариации……………………………………………………………20

Тема 5. Теоретические кривые распределения…………………………….32 Тема 6. Выборочный метод в статистических исследованиях .……………35

Тема 7. Анализ рядов динамики социально-экономических явлений ……39

Тема 8. Индексные методы экономического анализа ………………………46

Тема 9. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей ……………50

Библиографический список……………………………………………………59

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью методических указаний является помощь студентам в осмыслении категорий статистической науки, в выработке практических навыков решения конкретных задач различного типа в области теории статистики.

На практические занятия выносятся девять основных тем, каждая тема имеет описание цели занятия, перечень вопросов для обсуждения, методические указания, расположенные вначале темы, необходимые для решения задач, а также задачи для решения в аудитории.

1.1 Цель преподавания дисциплины

 

Цель дисциплины - изучение основных методов обработки статистической информации и выработка навыков решения задач в области теории статистики.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

 

Задачи изучения дисциплины:

- изучить понятийный аппарат статистики, принципы организации статистического наблюдения и его различные виды;

- изучить формы представления статистической информации и приобрести навыки преобразования одной формы представления статистической информации в другую;

-сформировать навыки расчета статистических показателей на основе имеющихся данных статистического наблюдения и навыки проверки значимости полученных результатов;

- сформировать навыки проведения выборочного наблюдения с целью получения результатов с заданной ошибкой и доверительной вероятностью;

- изучить статистическую природу взаимосвязей социально-экономических явлений, сформировать навыки расчета показателей, необходимых для корреляционно-регрессионного анализа и умения оценивать их;

- сформировать навыки анализа рядов динамики с целью выделения тренда, сезонных колебаний и последующего прогнозирования социально-экономических явлений;

- сформировать навыки применения индексного метода для выявления роли отдельных факторов в изменении результативного признака.

Дисциплина «Теория статистики» относится к 3 блоку профессионального цикла ООП. В результате освоения дисциплины «Теория статистика» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные (ОК):

способен понимать сущность и значение информации в развитии со-временного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

профессиональные (ПК), в результате которых студент способен:

собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные категории и понятия статистики (З-1);

системы организации государственной статистики в России (З-2);

источники статистической информации о социально-экономическом развитии общества (З-3);

методы сбора, обработки и статистического анализа социально-экономических явлений (З-4);

способы наглядного представления статистических данных (З-5).

уметь:

систематизировать данные статистического наблюдения в виде рядов распределения, группировок, классификаций, таблиц, динамических рядов, графиков (У-1);

рассчитывать абсолютные, относительные, обобщающие и средние показатели, отражающие конкретные социально-экономические явления (У-2);

анализировать изменения социально-экономических явлений во времени и в пространстве (У-3);

производить статистический анализ с использованием информационных технологий, а также моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы (У-4);

анализировать результаты статистического исследования и делать аргументированные выводы (У-5).

владеть:

специальной статистической терминологией, навыками сбора, обработки и анализа статистических данных.

 

Тема 1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

 

Цель занятия – изучить основные принципы и методы проведения статистического наблюдения.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность первого этапа статистического наблюдения.

2. Дайте определение основным понятиям и категориям статистической науки.

3. Назовите формы и виды статистического наблюдения.

4. В чем заключается разница между единицей объекта и единицей наблюдения. 

5. Охарактеризуйте принципы составления плана и программы статистического наблюдения.

 

Задачи для решения

 

Задание 1. Проведение статистического наблюдения по теме исследования, выбранной студентом, по согласованию с преподавателем.

 

Методические указания к заданию 1

 

Исследование состоит из следующих этапов:

I этап статистического исследования – составление программы и плана исследования

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

- определение единицы наблюдения

Единица наблюдения – каждый первичный элемент статистической совокупности, это может быть студент, рабочий, машина и т.п.

Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, которые подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому эти признаки называются учитываемыми.

Учитываемые признаки – признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются:

по характеру на:

а) атрибутивные (описательные) признаки — выражены словесно, например, пол, образование;

б) количественные признаки — выражены числом, например, возраст, стаж работы, размер заработной платы;

по роли в совокупности на:

а) факторные признаки, влияющие на изучаемое явление, например, наличие вредных привычек и стаж курения;

б) результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков, например, состояние здоровья, наличие заболевания.

Программа сбора материала представляет собой последовательное изложение учитываемых признаков — вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые признаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты ответов. Эти варианты готовых ответов носят название "группировка".

Пример карты, заполняемой студентом при изучении распространенности курения, представлен ниже. Все вопросы карты имеют группировки и рекомендации по ее заполнению.

Карта (анкета) по изучению распространенности курения среди студентов вуза.

1. Ф.И.О студента ____________________________(вписать полностью)

2. Курс: I, II, III, IV, V

3. Специальность: экономист, менеджер, маркетолог и т.п.

4. Возраст: до 20 лет, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и более

5. Пол: муж/жен

6. Признаете ли Вы, что курение вредит здоровью? Да, нет, не знаю

7. Кто курит из живущих с Вами людей: отец, мать, брат, сестра, муж, жена, товарищ, никто не курит

8. Курите ли Вы? Да, нет

9. Возраст, в котором выкурили первую сигарету: до 15 лет, 16 – 18 лет, старше 18 лет

10. Какое количество сигарет выкуриваете в день? 5 – 10, 11 – 20, более 20

11. Что побудило Вас впервые закурить: пример родителей, знакомых, влияние товарищей, желание казаться взрослым, желание похудеть, любопытство, желание не отстать от моды?

И другие вопросы в соответствии с целью и задачей исследования.

- составление программы разработки материала;

Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок.

В таблице различают подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее – это то, о чем говорится в таблице. Табличное подлежащее содержит основные признаки, являющиеся предметом исследования, и размещается обычно в левой части таблицы по вертикали.

Статистическое сказуемое – это то, что характеризует подлежащее и размещается по горизонтали.

В таблицах необходимо предусмотреть итоговые данные, по которым будут проводиться расчеты показателей на третьем этапе статистического исследования при обработке полученных данных.

Статистические таблицы разделяются на простые, групповые, комбинационные.

Простой называется таблица, позволяющая анализировать полученные данные, сгруппированные лишь по одному признаку (подлежащее), таблица 1.

 

Таблица 1 – Распределение курящих студентов по специальностям (в абс. числах и в % к итогу)

 

Специальность

Всего студентов

Абсолютное число студентов в %
Экономисты    
Менеджеры    
Маркетологи    
И др.    
Итого:   100,0

 

Групповой называется таблица, в которой устанавливается связь между отдельными признаками, т.е. помимо подлежащего, имеется сказуемое, представленное одной или более группировками, которые связаны (попарно) с группировками подлежащего, но не связаны между собой, таблица 2.  

 

Таблица 2 – Распределение студентов различных специальностей по полу и возрасту, в котором они выкурили первую сигарету

 

 

Специальность

Пол

Возраст, в котором выкурили первую сигарету

Всего

муж жен До 15 лет 5-18 лет Старше 18 лет
Экономисты            
Менеджеры            
Маркетологи            
И др.            
Итого:            

 

Комбинационной называется таблица, в которой есть два или несколько сказуемых, которые связаны не только с подлежащим, но и между собой, таблица 3.

 

Таблица 3 – Распределение курящих студентов различных факультетов по полу и среднему количеству сигарет, выкуриваемых в день

 

 

Специальность

Среднее количество сигарет, выкуриваемых студентами в день

 

Всего

10 и менее

11-20

Более 20

м ж оба пола м ж оба пола м ж оба пола м ж оба пола
Экономисты                        
Менеджеры                        
Маркетологи                        
И др.                        
Итого:                        

 

- составление программы анализа собранного материала

Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления.
План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов:

1. Выбор объекта исследования

2. Определение объема статистической совокупности

3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала

4. Характеристика исполнителей (кадры)

5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств

6. Объект статистического исследования – это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения.

Статистическая совокупность – это группа, состоящая из относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства в соответствии с поставленной целью. Структура статистической совокупности: статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения.

Различают два вида совокупности – генеральная и выборочная.

Генеральная совокупность – это группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью.

Выборочная совокупность – отобранная для исследования часть генеральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности.

Объем статистической совокупности – это численность элементов совокупности, взятых для исследования.

Сроки и место (территория) проведения исследования – это составление календарного плана выполнения данного исследования по данному этапу на конкретной территории. Пример: с 1 октября по 1 ноября текущего года.

Виды наблюдения:

1. Текущее (постоянное) наблюдение – когда регистрация проводится постоянно по мере возникновения единиц наблюдения.

2. Единовременное (одномоментное) наблюдение – когда изучаемые явления фиксируются на какой-либо определенный момент (час, день недели, дату).

Способы проведения исследования:

1. Сплошное наблюдение — это регистрация всех единиц наблюдения, составляющих генеральную совокупность.

2. Несплошное (выборочное) наблюдение — изучение лишь части совокупности для характеристики целого.

Методы проведения исследования на выборочной совокупности (монографический, основного массива, анкетный и др.).

1. Монографический метод применяется при изучении какого-либо одного объекта, когда из множества объектов избирается один и исследуется с максимальной полнотой с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления.

2. Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и два небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.

3. Анкетный метод применяется для сбора статистических сведений с помощью специально разработанных анкет.

Методы отбора изучаемых явлений и формирования выборочной совокупности:

1. Случайный отбор — это отбор, проводимый по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).

2. Механический отбор — это отбор, когда у всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20 %) или десятая (10 %) единица наблюдения.

3. Гнездовой (серийный) отбор — когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки.

4. Типологический отбор — это отбор единиц из заранее сгруппированных однотипных качественных групп. Пример: при изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

Характеристика исполнителей (кадры). Сколько человек и какой квалификации проводят исследование.

Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств:

· лабораторное оборудование и приборы, соответствующие цели исследования;

· канцелярские товары (бумага, бланки);

· без дополнительных ассигнований.


II этап статистического исследования – сбор материала

Сбор материала - это процесс регистрации, заполнение официально существующих или специально разработанных учетных документов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...