![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дети в возрасте шести лет и старше
Многие дети сразу же занимают оборонительную позицию, зная, что врачу уже «нажаловались» на их. Следовательно, обычно не стоит допускать никаких упоминаний о подобных жалобах в начале беседы. Своим поведением по отношению к ребенку врач должен ясно дать понять, что не собирается выступать в роли судьи, критиковать или исправлять поведение ребенка. Скорее нужно стремиться продемонстрировать уважение к ребенку и интерес к тому, что он говорит и делает. Если ребенку (в течение части времени консультации) придется сидеть, то врачу легче будет заметить двигательное беспокойство или расторможенное поведение. В первую очередь надо постараться дать пациенту возможность расслабиться и свободно говорить. Это позволит оценить отношения, которые он способен сформировать в подобных условиях, определить уровень и степень устойчивости настроения, качество общения, отметить любые привычные движения. Чтобы получить пригодный для анализа образец поведения, нужно отвести 15 мин для неструктурированной беседы. Детей следует поощрять говорить о недавних событиях и поступках, о том, как именно они любят проводить свободное время после школы и в выходные дни, чем обычно занимаются вместе с друзьями или родственниками, в какие игры играют; что нравится и что не нравится в школе и т.д. Можно также спросить о мечтах и планах на будущее (например, о том, что ребенок собирается делать, когда окончит школу или когда вырастет). Реагируйте на услышанное, выражая заинтересованность, внимание, огорчение или энтузиазм в соответствии с контекстом. Это необходимо для того, чтобы создать непринужденную и неформальную атмосферу, попытаться вызвать у пациента широкий спектр эмоций, оценить его эмоциональные реакции и тип отношений, которые он формирует с врачом. При проведении собеседования модифицируйте подход с учетом возрастных особенностей, умственного развития, интересов ребенка. Если требуется адекватно оценить его эмоциональную реактивность, психиатр, со своей стороны, также должен демонстрировать определенную палитру эмоций (например, выглядеть более серьезным и озабоченным, расспрашивая о негативных переживаниях или о чувстве тревоги и беспокойства; живо реагировать на рассказ ребенка о том, что его интересует или забавляет). Спросите, есть ли у ребенка друзья, как их зовут, что они делают вместе, как он ладит с другими детьми дома и в школе. Эмоционально насыщенные темы следует развивать по мере их возникновения. Реакция врача, проводящего консультацию, не должна блокировать выражение патологических реакций (или испытываемого ребенком дискомфорта) либо уводить от них. Затем пора приступать к непростой задаче получения специфической информации, необходимой для оценки состояния. Здесь требуются особый такт, чуткость и гибкость. Обычно предпочтительны открытые вопросы, иногда полезны вопросы с множественным выбором вариантов ответа. Добиваясь конкретных примеров соответствующих чувств или событий, можно с успехом использовать такой прием, как непрямые утверждения — «Я знал одного мальчика примерно твоих лет, который...». Если ребенок принимает такие условия, нет смысла атаковать его заявлениями вроде «Этот мальчик — ты, не так ли?». Целесообразно поначалу уклоняться от тем, которые представляются слишком угрожающими, но в дальнейшем нужно обязательно возвращаться к ним. Чувствовал ли ребенок себя одиноким? Приходилось ли ему вступать в драку? Возможно, сверстники постоянно изводят его, пристают или дразнят? Чаше ли его задевают, чем других детей? Почему, как он думает? Аналогичным образом расспросите пациента о взаимоотношениях с братьями и/или сестрами. Если между ними случаются драки, постарайтесь выяснить, в чем тут дело. Поинтересуйтесь, нравится ли им драться; всерьез ли они дерутся или это что-то вроде дружеского поединка? Отдельно нужно расспросить о тревогах, навязчивых размышлениях, страхах, переживании ощущения несчастья, плохих снах, а также обо всем, что вызывает у ребенка раздражение или гнев. Вопросы можно сформулировать, например, так: «Большинство людей беспокоятся о чем-то. А что волнует тебя? Случалось ли, что ты лежал ночью в постели и не спал, беспокоясь о чем-то? Бывают ли у тебя иногда какие-то противные мысли, от которых ты не можешь избавиться? Было ли когда-нибудь, что ты чувствовал: Ну все, с меня хватит, не могу больше? Тебе бывало себя очень жалко? Ты плакал? Чувствовал себя по-настоящему несчастным?». (При наличии определенных оснований необходимо продолжить расспросы, направляя их на выявление суицидальных мыслей.) «Есть ли что-то, чего ты особенно боишься? Как насчет темноты? пауков? собак? чудовищ? Видишь ли ты сны? А плохие сны тебе иногда снятся? А страшные сны бывают? Что тебя злит или раздражает?». Если на определенные вопросы пациент отвечает утвердительно, психиатр должен прояснить тяжесть, частоту и условия появления соответствующих эмоций (например: «Ты когда-нибудь чувствовал себя настолько несчастным и жалким, что хотелось куда-нибудь забиться и спрятаться? А может быть, тебе хотелось сбежать? Когда это случилось в последний раз? Как часто с тобой такое бывает? Что может довести тебя до этого состояния? Такое чувство возникает дома? в школе?» — и т.д.). Многие дети очень внушаемы и потому иногда стремятся давать такие ответы, какие (по их мнению) хотел бы услышать врач. Однако, тревожного или депрессивного ребенка обычно можно отличить по аффективному состоянию в тот момент, когда он рассказывает о своих тревогах, страхах, чувстве доведенности до предела и т.д. Хотя систематизировано расспросить ребенка обо всех подобных проблемах очень важно, все же необходимо включать в беседу и нейтральные или приятные темы. Обратите внимание, упоминает ли ребенок о своих тревогах спонтанно, продолжает ли развивать «болезненную» тему после того. как врач уже прекратил задавать дальнейшие вопросы. Следует попросить ребенка нарисовать картинку, на которой был бы кто-то изображен, или изобразить домик и всех, кто в нем живет, а затем рассказать о том, что нарисовано. Это позволяет оценить его природные способности, устойчивость внимания, раскрыть его отношения и чувства (в той степени, в какой они выражены в рисунке). Кроме того, в процессе рисования выясняется доминирующая рука и развитие точных двигательных навыков. Чтобы оценить объем и устойчивость внимания, нужно предложить ребенку несколько заданий, соответствующих его способностям, но достаточно сложных. Одним из таких заданий является рисование. В дополнение к этому можно попросить ребенка перечислить дни недели в прямом и обратном порядке, произвести серию простых вычислений (отнимать по семь от ста или по три от тридцати, выполнить задачи на сложение и вычитание либо воспроизвести таблицу умножения). Это одна из ситуаций собеседования, вызывающих стресс у ребенка; другая подобная ситуация — обсуждение эмоционально насыщенных тем. Именно в такие моменты нервно-психического напряжения обычно становятся наиболее заметными тики и непроизвольные движения. На это также следует обращать внимание во время обследования. Тики представляют собой быстрые, стереотипные, повторяющиеся, неритмичные, предсказуемые бесцельные сокращения функционально связанных мышечных групп; их можно имитировать или на некоторое время подавить волевым усилием. Стереотипии — произвольные, повторяющиеся, изолированные, однотипные, предсказуемые, часто ритмичные действия, в которые вовлекаются целые анатомические области тела. Манерничанье— это странные, вычурные подражания целенаправленным движениям. Не упускайте из виду признаки повышенного уровня активности. Неусидчивость проявляется неспособностью оставаться на месте, когда этого требуют обстоятельства. Двигательное беспокойство выражается в том, что пациент ерзает на сиденье стула, совершает движения ногами, руками, но не вскакивает, оставаясь сидеть.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |